Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2949/2017 от 13.03.2017

Дело № 2-2949/2017

                                             Р Е Ш Е Н И Е

                               Именем Российской Федерации

03 апреля 2017 г.

Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Лежниной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске

Дело по иску П. к Администрации г. Благовещенска о признании постановления незаконным, признании нуждающейся в жилом помещении, понуждении к постановке на жилищный учет, предоставлению жилого помещения вне очереди,

                                             У с т а н о в и л :

П. обратилась в суд с данным иском, указав, что является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске. В данной квартире совместно с ней проживает ее супруг ТретьеЛицо1

Указанный дом признан аварийным и непригодным для проживания. Другого жилья она (истец) не имеет.

Постановлением администрации г. Благовещенска от *** г. № *** истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что стоимость имущества, принадлежащего истцу, превышает пороговое значение для установления факта малоимущности.

Указанное постановление истец считает незаконным, так как при исследовании статуса молоимущности ответчиком необоснованно была учтена кадастровая стоимость жилого помещения, признанного непригодным для проживания – квартиры № *** в доме по ул. *** в г. Благовещенске.

Истец требует признать постановление от *** г. незаконным; обязать ответчика: признать ее нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке составом семьи 2 человека; вне очереди предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не менее *** кв.м., в черте г. Благовещенска.

В судебном заседании истец и ее представитель на иске настаивали, высказывали те же доводы. Пояснили, что в настоящее время в производстве суда имеется дело по иску П. к Администрации г. Благовещенска о понуждении к выкупу аварийного жилья. По этому иску истцом произведена оценка стоимости принадлежащего ей жилого помещения, признанного аварийным, и общего имущества собственников помещений МКД ( в том числе – доли в праве на земельный участок). Стоимость этого имущества в совокупности составляет около ***. В этой сумму входит стоимость принадлежащей истцу квартиры, которая определена в размере около ***.

При подаче документов для решения вопроса о постановке на жилищный учет истцом были представлены те документы, которые требовал МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», в том числе – документы о кадастровой оценке принадлежащей истцу квартиры.

Кадастровая стоимость квартиры истцом не оспаривалась, так как истцом от компетентных лиц была получена информация о том, что при оспаривании кадастровой стоимости она будет уменьшена, примерно, на ***, то есть по-прежнему превысит пороговое значение стоимости имущества, установленного для признания гражданина малоимущим. Учитывая затраты на оспаривание кадастровой стоимости объекта, истец сочла это оспаривание нецелесообразным.

Также пояснили, что проживание в принадлежащем истцу жилом помещении угрожает жизни и здоровью истца, что подтверждается техническим заключением и влечет обязанность ответчика вне очереди предоставить семье истца жилое помещение в границах населенного пункта г. Благовещенска.

Представитель ответчика иск не признала. В судебном заседании пояснила, что многоквартирный дом по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу после пожара, что подтверждается заключением городской межведомственной комиссии от *** г.

В настоящее время дом не включен в региональную программу по переселению из ветхого жилья. Также дом не включен в муниципальную программу переселения из ветхого жилья. Истцу предъявлялось требование о сносе принадлежащего ей аварийного жилого помещения, это требование не исполнено.

В доме по ул. *** кроме семьи истца проживают иные лица на условиях договоров социального найма.

Истцу отказано в принятии на жилищный учет, так как с учетом доходов семьи истца и кадастровой стоимости принадлежащего истцу недвижимого имущества нет оснований для признания семьи малоимущей. Также нет оснований для предоставления жилья вне очереди, так как реализация прав собственника жилья, в случае признания этого жилья аварийным и подлежащим сносу, производится в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.

Кадастровая стоимость квартиры, принадлежащей истцу, подлежит учету при определении доходов и стоимости имущества истца, так как этот объект является объектом гражданского оборота, подлежит налогообложению. Кадастровая стоимость квартиры истцом не оспаривалась, определена с учетом ее технического состояния. Иные документы, подтверждающие стоимость этого жилья, истцом не представлялись.

Представитель ответчика МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», третье лицо ТретьеЛицо1 в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что П. является собственником квартиры № *** по ул. *** в г. Благовещенске с *** г. Данная квартира состоит из *** комнат, общей площадью *** кв.м.

Совместно с П. в данной квартире зарегистрирован и проживает ее супруг ТретьеЛицо1

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от *** г. многоквартирный жилой дом по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Благовещенска от *** г. № *** истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Рассматривая требования истца о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № *** от *** г., суд пришел к следующему.

Указанным постановлением ответчик отказал истцу в принятии на жилищный учет по мотивам неподтверждения истцом факта малоимущности, приняв во внимание стоимость недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности истца – квартиры № *** в доме по ул. ***.

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда установлены ч. 2 ст. 49 ЖК, согласно которой жилые помещения муниципального жилого фонда предоставляются только малоимущим гражданам, в порядке, установленном настоящим Кодексом. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилого фонда могут предоставляться только тем гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны малоимущими и приняты на соответствующий жилищный учет.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о принятии на жилищный учет – 30.12.2015 г.) для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, заявитель должен предоставить, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя быть признанным малоимущим:

а) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в соответствии с Законом Амурской области «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»;

б) справку органов службы занятости населения о признании заявителя и членов его семьи в установленном порядке безработными;

в) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого имущества;

г) справку органов государственной инспекции безопасности дорожного движения о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи транспортных средств, подлежащих налогообложению;

д) документы о кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащих налогообложению, выдаваемые органом, осуществляющим государственный кадастровый учет;

ж) документы о рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в собственности у заявителя и членов его семьи, выдаваемые организациями и специалистами, осуществляющими оценку транспортных средств.

Частью 2 этой же статьи установлено, что документы, указанные в подпункте «д» пункта 4 части 1 настоящей статьи, представляются заявителем самостоятельно.

Согласно ст. 2 Закона Амурской области от 23.11.2012 № 119-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» основанием для определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания гражданина малоимущим является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поданное в орган местного самоуправления по месту жительства, и приложенные к нему документы, перечень которых установлен в части 1 статьи 10 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области».

На основании ст. 4 Закона Амурской области от 23.11.2012 № 119-ОЗ при определении общей стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, учитывается стоимость имущества, перечень видов которого установлен приложением N 2 к настоящему Закону.

В случае если органом местного самоуправления средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья не установлена, стоимость жилого помещения определяется на основании представленных гражданином сведений о кадастровой стоимости жилого помещения, выдаваемых органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

Стоимость иного недвижимого имущества определяется на основании представленных гражданином сведений о кадастровой стоимости этого имущества, выдаваемых органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

Приложением № 2 к Закону Амурской области от 23.11.2012 № 119-ОЗ установлен перечень видов имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма уполномоченным органом местного самоуправления учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению, в том числе: жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машиноместа, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.

Анализ приведенных положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ, ст.ст. 2-4 2 Закона Амурской области от 23.11.2012 № 119-ОЗ позволяет сделать вывод о том, что в состав имущества, учитываемого при определении статуса малоимущности, в обязательном порядке включается любое принадлежащее гражданину недвижимое имущество, подлежащее налогообложению. В том числе, учитывается жилое помещение, признанное непригодным для проживания. В расчетах учитывается кадастровая стоимость данного помещения.

Из этих же положений следует, что обязанность по предоставлению документов о кадастровой стоимости принадлежащего гражданину недвижимого имущества при решении вопроса о постановке на жилищный учет возлагается на данного гражданина.

Суд отмечает, что в компетенцию суда не входит установление критериев для признания гражданина малоимущим, а также порядка признания гражданина малоимущим.

На момент принятия постановления от *** г. в собственности истца находилось помещение, не пригодное для проживания, то есть не отвечающее критериям жилого помещения, установленным ч. 2 ст. 15 ЖК РФ.

Вместе с тем, данное помещение являлось недвижимым имуществом, имело установленную кадастровую стоимость ***, которая истцом не оспаривалась.

Согласно ст. 400, п. 1 ст. 401 ГК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); иные здание, строение, сооружение, помещение.

Следовательно, истец является плательщиком налога на недвижимое имущество – помещение, которое в настоящее время признано непригодным для проживания. В силу действующего законодательства кадастровая стоимость данного помещения подлежит учету при проверке факта соответствия семьи истца критерию малоимущности.

Суд принимает во внимание, что основания прекращения права собственности установлены главой 15 ГК РФ. Факт признания жилого помещения аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу к таким основаниям не отнесен, поэтому квартира № *** в доме по ул. *** до настоящего времени является собственностью истца.

Согласно решению Благовещенской городской Думы от 31.01.2013 г. № 53/01 малоимущими в соответствии с действующим законодательством признаются граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи, или одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, указанного в пункте 1 настоящего решения, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества, указанного в пункте 2 настоящего решения.

Этим же решением пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина, установлено в размере ***.

Расчеты, произведенные ответчиком при рассмотрении заявления истца о постановке на жилищный учет и проверке статуса малоимущности ( с учетом кадастровой     стоимости помещения, признанного непригодным для проживания) истцом не оспаривались, являются правильными.

Согласно документам, представленным истцом при подаче заявления о постановке на жилищный учет, кадастровая стоимость принадлежащего истцу жилого помещения, признанного непригодным для проживания, превышает пороговое значение критерия для признания истца малоимущей ( кадастровая стоимость данного имущества более ***).

Суд отмечает, что иных документов, подтверждающих кадастровую стоимость указанного помещения, на момент принятия оспариваемого постановления истец не представляла.

При таких обстоятельствах ответчик правильно определил стоимость недвижимого имущества, подлежащую учету при проверке статуса малоимущности заявителя, пришел к обоснованному выводу об отсутствии факта малоимущности и, соответственно, - об отсутствии оснований к постановке истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Постановление администрации г. Благовещенска от *** г. № *** соответствовало законодательству. Требования истца о признании данного постановления незаконным не подлежат удовлетворению.

Рассматривая остальные требования истца, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Суд отмечает, что нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривается, однако сама по себе нуждаемость в жилом помещении в силу ст. ст. 49, 52 ЖК РФ не влечет обязанности органа местного самоуправления поставить истца на жилищный учет и обеспечить жилым помещением из муниципального жилищного фонда вне очереди на условиях договора социального найма.

Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении ряда дел ( в том числе – в Определении от 14 марта 2017 г. № 74-КГ 17-2) для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 ( часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Истец не была признана малоимущей, не поставлена на жилищный учет, поэтому сам по себе факт признания жилого помещения, принадлежащего истцу, аварийным и непригодным для проживания ( факт нуждаемости истца в жилом помещении) не влечет обязанность администрации г. Благовещенска обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма, предоставить это жилое помещение вне очереди из муниципального жилого фонда.

Суд согласен с возражениями ответчика о том, что права истца как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, подлежат реализации и защите в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г.), по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 8, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что дом № *** по ул. *** в г. Благовещенске в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья не включен.

Заслуживает внимания, что способ защиты права, который истец требует применить в данном споре, предполагает получение истцом жилого помещения на условиях договора социального найма ( с возможностью дальнейшей приватизации ), и, кроме этого - получение за счет средств бюджета муниципального образования компенсации за принадлежащее истцу аварийное жилье и общее имущество собственников помещений МКД.

Доводы представителя истца о том, что основанием к понуждению ответчика предоставить жилое помещение вне очереди является факт угрозы жизни и здоровью истца, проживающей в аварийном жилье, судом не принимаются.

В обоснование этого довода представитель истца ссылается на разъяснения, данные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г.).

          Между тем, согласно разделу 3 указанного Обзора судебной практики, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Таким образом, правовая позиция, изложенная в Обзоре судебной практике, касается жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в то время, как истец владеет аварийным жильем на праве собственности.

При таких обстоятельствах суд считает, что у истца не возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением из муниципального жилищного фонда. Требования истца о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, понуждении к предоставлению жилого помещения, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                               Р Е Ш И Л :

П. в иске к Администрации г. Благовещенска о признании постановления Администрации г. Благовещенска от *** г. № *** незаконным, признании нуждающейся в жилом помещении, понуждении к постановке на жилищный учет, предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя срок с *** 2017 г.

Судья

Решение в окончательной (мотивированной) форме принято *** 2017 г.

Судья                                Бережнова

2-2949/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пушкарева Татьяна Анатольевна
Ответчики
Администрация г Благовещенска
БГАЖЦ
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Бережнова Н.Д.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее