Дело №2а-2588/2019 (10RS0011-01-2019-002256-15)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2019 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному Сизюхина Валерия Александровича к МВД по РК, Управлению по вопросам миграции МВД по РК, МКП «Петрозаводская паспортная служба» о признании регистрации граждан фиктивной, обязании совершить определенные действия,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в кв.0 жилого дома №9 по ул. Ленинградской зарегистрированы ФИО13., регистрация которых является фиктивной. Фиктивная регистрация по месту жительства указанных лиц нарушает законные права и интересы собственников помещений многоквартирного жилого дома, в том числе административного истца, в частности потому, что с середины 2018 года расчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами рассчитывается, исходя из количества зарегистрированных в жилом доме лиц. Административный истец просит признать регистрацию ФИО14. фиктивной и обязать УВМ МВД по РК и МКП «Петрозаводская паспортная служба» аннулировать регистрацию ФИО15.
Определением суда от 25.03.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по г. Петрозаводску.
В судебном заседании административный истец не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца – Орлова Т.С., действующая на основании доверенности, доводы иска поддержала.
Представитель МВД по РК Черепанов Д.В., действующий на основании доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель УМВД России по г. Петрозаводску – Скачкова О.А., действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель МКП «Петрозаводская паспортная служба» - Унжакова Ю.В. действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения", выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 названного закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
При этом, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Согласно положениям ст. 20 Гражданского Кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В силу пунктов 16 и 17 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Из пункта 8 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно статьям 5, 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что дом №9 по ул. Ленинградской в г. Петрозаводске до 1998-1999 гг. находился в ведении ЗАО «Петрозаводскмаш», использовался как общежитие. Впоследствии была осуществлена реконструкция здания и перевод его в муниципальную собственность, а граждане, зарегистрированные в общежитии, были расселены.
Регистрация по месту жительства в указанном доме началась с 1999 года МКП «Петрозаводская паспортная служба» на основании ордеров на жилые помещения, договоров долевого участия в строительстве и т.д.
23.08.2004 в МКП «Петрозаводская паспортная служба» поступили карточки регистрации о лицах, ранее зарегистрированных в общежитии и не снятых в регистрационного учета по месту жительства, в связи с чем указанные сведения были внесены в регистрационные учеты службы без указания номеров жилых помещений.
ФИО17. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> с 04.11.1994.
Согласно отметкам в карточке регистрации ФИО16. с сыном ФИО18. были вселены в <адрес> и проживали по указанному адресу.
Таким образом, несмотря на длительное отсутствие ФИО19. по месту регистрации и их фактическое непроживание по указанному адресу, их регистрация по месту жительства фиктивной не является.
Обращаясь за защитой своих прав в порядке административного производства, заявляя требования о признании регистрации фиктивной, административным истцом фактически оспаривается бездействие административного ответчика по не снятию в регистрационного учета фиктивно зарегистрированных по месту жительства граждан. Между тем, с таким заявлением административный истец в УВМ МВД по РК не обращался, а вопрос фиктивности регистрационного учета ФИО20. по месту жительства в указанном жилом помещении является спорным и подлежит исследованию судом в исковом порядке. С таким исковым заявлением административный истец в суд не обращался, регистрация ФИО21. в установленном законом порядке фиктивной не признана, при этом в административном порядке указанный вопрос разрешению не подлежит.
Предметом настоящего административного иска является бездействие административного ответчика по неснятию граждан с регистрационного учета по месту жительства. Ввиду отсутствия такой обязанности у административного ответчика на момент рассмотрения настоящего иска, незаконного бездействия со стороны административного ответчика не допущено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Сизюхина Валерия Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2019