№2а-2586/2020
10RS0011-01-2020-001562-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску к Горобцеву Андрею Викторовичу о взыскании недоимки по налогам и сборам,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатил в установленный законом срок обязательные налоговые платежи, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 26185 руб. и пени по транспортному налогу 142,28 руб., а также задолженность по земельному налогу в размере 2642 руб. и пени по земельному налогу в размере 14,84 руб.
Представитель административного истца Артюхова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Административный ответчик в судебном заседании против иска возражал, указал на то, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд за взысканием недоимки.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы по заявлению о вынесении судебного приказа, приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
Как установлено материалами дела, по сведениям ОГИБДД УВД г. Петрозаводска, за ответчиком были зарегистрированы транспортные средства:
2014 год – Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 150 л/с., налоговая ставка 40 рублей, 12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 150 л/с., налоговая ставка 30 рублей, 5/12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 78 л/с., налоговая ставка 6 рублей, 12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 115 л/с., налоговая ставка 30 рублей, 7/12 мес. владения).
2015 год - Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 150 л/с., налоговая ставка 40 рублей, 12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 78 л/с., налоговая ставка 6 рублей, 11/12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 115 л/с., налоговая ставка 30 рублей, 12 мес. владения).
2016 год - Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 150 л/с., налоговая ставка 40 рублей, 5/12 мес. владения); Автомобиль <данные изъяты> (мощность двигателя 115 л/с., налоговая ставка 30 рублей, 12 мес. владения).
В ст. 6 Закона РК № 384-3PK от 30.12.1999 г. «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» Закона содержатся ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств. Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Земельный налог введен на территории Рыборецкого вепсского сельского поселения решением Совета Рыборецкого вепсского сельского поселения решением IX сессии III созыва № 4 от 26.11.2014 г. « Об установлении земельного налога на территории Заозерского сельского поселения» (с последующими изменениями), на территории муниципального образования города Петрозаводска с 1 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 г. №XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога» (с последующими изменениями), в том числе определены налоговые ставки.
По сведениям регистрирующих органов, административный ответчик в 2014-2016 гг. являлся собственником земельных участков:
- с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, (кадастровая стоимость 245895 руб., доля в праве 1/1, ставка 0,3 %, период владения: 2014 г. 10/12 мес.; 2015 г. 12/12 мес.; 2016 г. 12/12 мес.)
- с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровая стоимость 1101080 руб., доля в праве 1/2, ставка 0,1 %, период владения: 2016 г. 12/12 мес.). В уведомлении адрес земельного участка указан неверно <адрес>, на основании сведений истребованных из регистрирующих органов, указанный земельный участок с кадастровым номером № находится по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В установленный законом срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что по состоянию на 24.10.2015 за ответчиком числилась задолженность по уплате обязательных платежей, в связи с чем Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование №35417 об уплате в срок до 24.10.2015 недоимки по налогу и пени.
Требование налогового органа административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
По пояснениям административного истца, обоснованным карточкой расчетов, с учетом того обстоятельства, что недоимка по земельному налогу на объект, расположенный за пределами Петрозаводского городского округа, формировалась и учитывалась иной налоговой инспекцией, суд приходит к выводу о соблюдении истцом при подаче заявления о выдаче судебного приказа сроков обращения в суд, предусмотренных ст.48 НК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
25.05.2019 мировым судьей судебного участка № 10 г. Петрозаводска РК по заявлению должника отменен судебный приказ №СП2а-1273/2019-10 от 16.08.2019 о взыскании с Горобцева А.В. недоимки по налогам и пени.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 17.02.2020 (учитывая тот факт, что последний день подачи иска выпадал на выходной день), то есть в установленный законом срок.
Расчет земельного налога судом проверен и признан арифметически правильным.
Однако требования налогового органа о взыскании транспортного налога подлежат взысканию не в полном объеме. Как установлено судом в процессе судебного заседания, ранее ИФНС России по г.Петрозаводску обращалась с заявлениями о вынесении судебного приказа о взыскании с Горобцева А.В. задолженности по обязательным платежам, а именно: 01.08.2017 мировым судьей судебного участка №5 г.Петрозаводска РК, временно исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия был вынесен судебный приказ о взыскании с Горобцева А.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 10355,00 руб., пени 2202,74 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 1238,00 руб., пени 154,21 руб.; 28.07.2017 мировым судьей судебного участка №10 г.Петрозаводска РК был вынесен судебный приказ о взыскании с Горобцева А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 9878,00 руб., пени 65,85 руб., задолженности по земельному налогу в размере 275,00 руб., пени 1,83 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 118,00 руб., пени 0,79 руб.. Транспортный налог был исчислен истцом исходя из мощности автомобиля <данные изъяты> в размере 77,8 лошадиных сил. Судебные приказы №СП2а-1744/2017-10, №СП2а-1874/2016-10 по указанным начислениям отменены. После получения в 2016 году уточненных сведений о мощности автомобиля ВАЗ 21110 в 78 лошадиных сил административный истец старнировал недоимку по транспортному налогу за 2014-2015 гг. и вновь начислил налог за 2014, 2015, 2016 гг. на все транспортные средства, размер фактического перерасчета составил по 1 рублю за 2014 и 2015 годы.
Процедура взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014,2015 годы после отмены судебных приказов до подачи настоящего иска не осуществлялась. С учетом времени вынесения определения об отмене судебных приказов 26.12.2016 №СП2а-1874/2016-10; 09.10.2017 №СП2а-1744/2017-10 за 2014 и 2015 год, суд приходит к выводу о пропуске истцом процессуального срока на взыскание транспортного налога в суммах 10355 руб. за 2014 год и 9878 руб. за 2015 год.
Взысканию в рамках настоящего дела подлежат лишь доначисленные в связи с уточнением мощности автомобиля <данные изъяты> денежные средства по 1 рублю за 2014 и 2015 года.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей, а именно задолженности по земельному налогу за 2014 год 615 рублей, за 2015 год 738 рублей, за 2016 год 1289 рублей, пени по земельному налогу 14 рублей 84 копейки за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017 года; недоимки по транспортному налогу за 2014 год 1 рубль, за 2015 год 1 рубль, за 2016 год 5950 рублей, пени 32 рубля 33 копейки за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017 года и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований в части взыскания недоимки и пени в указанном размере.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Горобцева Андрея Викторовича, 15.11.1970 г.р., (ИНН <данные изъяты>), проживающей по адресу: <адрес>, в бюджет недоимку по земельному налогу за 2014 год 615 рублей, за 2015 год 738 рублей, за 2016 год 1289 рублей, пени по земельному налогу 14 рублей 84 копейки за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017 года; недоимку по транспортному налогу за 2014 год 1 рубль, за 2015 год 1 рубль, за 2016 год 5950 рублей, пени 32 рубля 33 копейки за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017 года.
Взыскать с Горобцева Андрея Викторовича в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2020