№ 2а-167/2021 3.192
36RS0024-01-2021-000297-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 г. г.Нововоронеж Воронежской области
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Шиндригаловой И.С.,
при секретаре Денисовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Гальцеву А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 20 591 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 3 546 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 110 руб., пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2020 по 05.02.2020 в сумме 15,15 руб., а всего 25 262,15 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Гальцев А.В. с 09.06.2009 по 22.05.2020 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, был обязан оплачивать страховые взносы за 2018 год. Однако административный ответчик вышеуказанные обязанности в срок не исполнил, в связи с чем, на сумму задолженности исчислена пеня. Кроме того Гальцев А.В. является собственником земельных участков:
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1751, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
Земельный участок адрес: <адрес> кадастровый №.
Требования об уплате указанных выше страховых взносов, налога и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнены.
Определением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 31.05.2021 производство по настоящему делу в части требований административного истца к Гальцеву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 20 591 рубль, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 3 546 рублей прекращено в связи с отказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области от административного иска в данной части.
В судебное заседание административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебные извещения, направляемые административному ответчику Гальцеву А.В. по адресу регистрации согласно сведениям адресного бюро (л.д.52), возвращены в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения» (л.д.55).
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
По смыслу приведенных положений следует признать, что административный ответчик Гальцев А.В. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявления об отложении судебного заседания от него не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 НК РФ).
В силу абз. 3 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение восьми календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Частью 1 ст.387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
При этом как установлено ч.1 ст.390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 70 НК РФ (в редакции ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Частью 2 статьи 48 НК РФ (в редакции ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный ответчик Гальцев А.В. с 09.06.2009 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и 22.05.2020 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.21-26).
Как указывает административный истец в иске, Гальцев А.В. является собственником следующих земельных участков:
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1751, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №.
В связи с неоплатой административным ответчиком задолженности по страховым взносам, земельному налогу и пени в установленный срок в его адрес заказными письмами налоговым органом направлены требования № 351 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней по состоянию на 23.01.2019, сроком исполнения до 15.02.2019 и №18885 об уплате недоимки по земельному налогу по состоянию на 06.02.2020, сроком исполнения до 31.03.2020. Требования отправлены заказной корреспонденцией (л.д.15 - 18).
Как следует из материалов дела и не было оспорено административным ответчиком, до настоящего времени указанные требования налогового органа Гальцевым А.В. не исполнены, доказательств обратного в дело не представлено.
Определением мирового судьи судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 21.01.2021 отказано в принятии заявления МИ ФНС №17 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Гальцева А.В. недоимки по страховым взносам, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по основанию небесспорности заявленного требования (л.д.19-20).
Фактически требования налоговым органом формировались, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000 руб.
Настоящее административное исковое заявление сдано административным истцом в отделение почтовой связи 22.04.2021, что подтверждается конвертом (л.д.4), то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по земельному налогу за 2018 и пени (л.д.15, 16).
Срок для обращения с заявлением о взыскании земельного налога, пени с учетом установленного ч. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ порядка исчисления сроков, а также требований ч.2 ст.48 НК РФ истек 30.09.2020.
Ч.5, ч.8 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд, исходя из фактических обстоятельств дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для его восстановления.
Так, доводы административного истца об имевшей место реорганизации налогового органа уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, с учетом установленной в судебном заседании значительности пропуска данного срока, признана быть не может. Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, ему известны.
Вопреки доводам административного истца не свидетельствуют о последовательности действий налогового органа, направленных на принятие мер по взысканию задолженности с административного ответчика такие действия как направление требования об уплате налога и пени; подача заявления о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области, предъявление исковых требований в Железнодорожный районный суд г.Воронежа, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании налоговой задолженности начинает исчисляться непосредственно с момента окончания срока, установленного в требовании налогового органа об уплате налога и пени.
При этом доказательств предъявления административного иска в Железнодорожный районный суд г.Воронежа административным истцом не представлено.
Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.
Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).
Приходя к такому выводу, судом также принимаются во внимание разъяснения, приведенные в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с изложенным, принимая во внимание достоверно установленный в ходе рассмотрения дела факт значительного пропуска налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствия уважительных причин для его восстановления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 110 рублей, пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2020 по 05.02.2020 в сумме 15 рублей 15 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.С. Шиндригалова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2021 г.
№ 2а-167/2021 3.192
36RS0024-01-2021-000297-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 г. г.Нововоронеж Воронежской области
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Шиндригаловой И.С.,
при секретаре Денисовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Гальцеву А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 20 591 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 3 546 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 110 руб., пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2020 по 05.02.2020 в сумме 15,15 руб., а всего 25 262,15 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Гальцев А.В. с 09.06.2009 по 22.05.2020 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, был обязан оплачивать страховые взносы за 2018 год. Однако административный ответчик вышеуказанные обязанности в срок не исполнил, в связи с чем, на сумму задолженности исчислена пеня. Кроме того Гальцев А.В. является собственником земельных участков:
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1751, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
Земельный участок адрес: <адрес> кадастровый №.
Требования об уплате указанных выше страховых взносов, налога и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнены.
Определением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 31.05.2021 производство по настоящему делу в части требований административного истца к Гальцеву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 20 591 рубль, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 3 546 рублей прекращено в связи с отказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области от административного иска в данной части.
В судебное заседание административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебные извещения, направляемые административному ответчику Гальцеву А.В. по адресу регистрации согласно сведениям адресного бюро (л.д.52), возвращены в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения» (л.д.55).
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
По смыслу приведенных положений следует признать, что административный ответчик Гальцев А.В. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявления об отложении судебного заседания от него не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 НК РФ).
В силу абз. 3 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение восьми календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Частью 1 ст.387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
При этом как установлено ч.1 ст.390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 70 НК РФ (в редакции ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Частью 2 статьи 48 НК РФ (в редакции ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный ответчик Гальцев А.В. с 09.06.2009 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и 22.05.2020 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.21-26).
Как указывает административный истец в иске, Гальцев А.В. является собственником следующих земельных участков:
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1751, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
Земельный участок адрес: <адрес>, кадастровый №.
В связи с неоплатой административным ответчиком задолженности по страховым взносам, земельному налогу и пени в установленный срок в его адрес заказными письмами налоговым органом направлены требования № 351 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней по состоянию на 23.01.2019, сроком исполнения до 15.02.2019 и №18885 об уплате недоимки по земельному налогу по состоянию на 06.02.2020, сроком исполнения до 31.03.2020. Требования отправлены заказной корреспонденцией (л.д.15 - 18).
Как следует из материалов дела и не было оспорено административным ответчиком, до настоящего времени указанные требования налогового органа Гальцевым А.В. не исполнены, доказательств обратного в дело не представлено.
Определением мирового судьи судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 21.01.2021 отказано в принятии заявления МИ ФНС №17 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Гальцева А.В. недоимки по страховым взносам, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по основанию небесспорности заявленного требования (л.д.19-20).
Фактически требования налоговым органом формировались, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000 руб.
Настоящее административное исковое заявление сдано административным истцом в отделение почтовой связи 22.04.2021, что подтверждается конвертом (л.д.4), то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по земельному налогу за 2018 и пени (л.д.15, 16).
Срок для обращения с заявлением о взыскании земельного налога, пени с учетом установленного ч. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ порядка исчисления сроков, а также требований ч.2 ст.48 НК РФ истек 30.09.2020.
Ч.5, ч.8 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд, исходя из фактических обстоятельств дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для его восстановления.
Так, доводы административного истца об имевшей место реорганизации налогового органа уважительной причиной пропуска установленного законом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, с учетом установленной в судебном заседании значительности пропуска данного срока, признана быть не может. Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, ему известны.
Вопреки доводам административного истца не свидетельствуют о последовательности действий налогового органа, направленных на принятие мер по взысканию задолженности с административного ответчика такие действия как направление требования об уплате налога и пени; подача заявления о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области, предъявление исковых требований в Железнодорожный районный суд г.Воронежа, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании налоговой задолженности начинает исчисляться непосредственно с момента окончания срока, установленного в требовании налогового органа об уплате налога и пени.
При этом доказательств предъявления административного иска в Железнодорожный районный суд г.Воронежа административным истцом не представлено.
Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.
Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).
Приходя к такому выводу, судом также принимаются во внимание разъяснения, приведенные в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с изложенным, принимая во внимание достоверно установленный в ходе рассмотрения дела факт значительного пропуска налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствия уважительных причин для его восстановления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Гальцеву Александру Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 110 рублей, пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2020 по 05.02.2020 в сумме 15 рублей 15 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.С. Шиндригалова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2021 г.