Дело № 2-583/13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 сентября 2013 года с. Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Казаковой Н.В.,
при секретаре Сафоновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каширина Г.П. к администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Каширина Г.П. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Андроповского муниципального района <адрес> о признании за ней права собственности на земельный участок общей площадью № кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Каширина Г.П. поддержала исковые требования, в обоснование которых пояснила, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.03.2013года она приобрела у администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края за плату в собственность земельный участок площадью № кв.м, кадастровый номер №, относящийся к категории земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 14.05.2010 года Каширина Г.П. принадлежит на праве собственности (в порядке наследования по завещанию) <адрес>, расположенная на указанном земельном участке.
23 марта 2013 года истец Каширина Г.П. представила документы на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. В качестве правоустанавливающего документа на вышеуказанный земельный участок ею был предоставлен договор купли-продажи земельного участка от 19 марта 2013 года. Однако, согласно уведомления № от 13.05.2013 года в регистрации права собственности на земельный участок ей было отказано со ссылкой на пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой - «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом». В предоставленных правоустанавливающих документах на объект недвижимости (квартира) указано не «здание», «строение», «сооружение», а указана квартира, и потому в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ей было отказано в регистрации, поскольку представленные документы на государственную регистрацию по форме и по содержанию не соответствующие требованиям действующего законодательства.
При устном обращении Каширина Г.П. в администрацию Андроповского муниципального района Ставропольского края для устранения замечаний, указанных в сообщении об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 мая 2013 года за №, ей было отказано на том основании, что администрация не может изменить в своем постановлении (постановление администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края № от 26 февраля 2013 года) наименование недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, так как основанием для его принятия было свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, запись регистрации №, в котором указано наименование объекта недвижимости – «квартира».
По указанным основаниям истец в настоящее время не имеет возможности надлежащим образом зарегистрировать свое право собственности на земельный участок.
Ответчик - представитель администрации Андроповского муниципального района по доверенности Шейкина А.Н. в судебное заседание не явилась, в своём отзыве просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала, указав на то, что администрация не имеет возможности в настоящее время вносить какие-либо изменения в вынесенное постановление № 112 от 26 февраля 2013 года, поскольку основанием для его принятия было свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.05.2010 г. (выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, запись регистрации №), в котором указано наименование объекта недвижимости – «квартира».
Представитель привлечённого к участию по делу в качестве третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Факт приобретения в собственность Каширина Г.П. земельного участка площадью № кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания материалами дела:
- договором купли-продажи № от 19.03.2013 года (л.д.11), постановлением администрации Андроповского муниципального района СК от 26.02.2013 года о предоставлении земельного участка в собственность Каширина Г.П. (л.д.9).
На данном земельном участке, право собственности на которое истец просит признать, расположено принадлежащее истцу недвижимое имущество (квартира), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на жилое помещение (л.д.7), кадастровым паспортом на земельный участок (л.д.10).
На основании ст. 8 ГК РФ право на имущество подлежащее регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их изменение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности у приобретателя имущества недвижимого имущества), подлежащего государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 18 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны отражать описание недвижимого имущества.
Подпунктом 5 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Более того, исходя из установленного принципа единства земельного участка и расположенного на нем объекта, нужно сделать вывод, что распоряжение объектом в дальнейшем невозможно без одновременного решения вопроса о правовой судьбе земельного участка. Нельзя продать объект без земли. Если допустить, что истец не имел никаких прав на земельный участок, то он не может осуществить и распоряжение своим помещением, что ведет к ущемлению права собственности и невозможности распорядиться им по своему усмотрению, что недопустимо в свою очередь, исходя из положений ст. 209 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суду не представлено сведений о том, что на день рассмотрения заявления, имеется запрет или иное ограничение по распоряжению данным имуществом – земельным участком. Спор с иными лицами по данному имуществу отсутствует.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Удовлетворение заявленных требований Каширина Г.П. будет являться основанием для устранения препятствий государственной регистрации и выдачи ему правоустанавливающих документов на земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Каширина Г.П. к администрации Андроповского муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельный участок, - удовлетворить и признать за Каширина Г.П. права собственности на земельный участок общей площадью № кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности Каширина Г.П. на указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Андроповский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Казакова