Решение по делу № 2-166/2018 (2-1656/2017;) ~ М-1604/2017 от 14.11.2017

Дело № 2-166

2018 года

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО11, с участием истца – ФИО2, представителя истца – ФИО23, ответчиков – ФИО8, ФИО5, представителя ответчиков – ФИО12, третьего лица – ФИО3, представителей третьих лиц – ФИО13, ФИО14, ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО8, индивидуальному предпринимателю ФИО5, третьи лица – Администрация <адрес>, территориальный отдел по городу Алуште Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю, ФИО3, Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК, Муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства и капитального строительства», об обязании произвести перезахоронение, восстановлении первоначального состояния места захоронения, компенсации расходов по перезахоронению,

                             установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО8, индивидуальному предпринимателю ФИО5 в котором просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО5 перезахоронить останки ФИО6 в иное место и восстановить первоначальное состояние места захоронения ФИО4, а ФИО8 компенсировать индивидуальному предпринимателю ФИО5 расходы на перезахоронение, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; В случае не исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО5 решения суда по настоящему делу, предоставить ФИО2 право привлечь лицо, оказывающее ритуальные услуги, и осуществить перезахоронение останков ФИО6 в иное место, со взысканием понесенных расходов с ФИО8.

Исковые требования мотивированны тем, что на кладбище <адрес> ДД.ММ.ГГГГ похоронен ФИО4 являющийся гражданским супругом ФИО2. Согласно выданным на имя истца документам, участок предоставлен под двойное захоронение, второе место (резервное) ФИО2 определила для себя (сектор ряд место ). На месте захоронения ФИО4 за счет истца были возведены бетонный цоколь на два места (захоронение и резерв), металлическая ограда, намогильный памятник. ФИО8 с целью захоронения чужого для ФИО2 человека – ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ обратилась к индивидуальному предпринимателю ФИО5, который произвел захоронение ФИО6 в место, ранее отведённое ФИО2 рядом с могилой ФИО4 для себя. Более того, данное место для истца было отведено во исполнение его посмертной воли. При этом, разрешения на захоронение ФИО6 у истца никто не спрашивал, о происходящем захоронении никто ее не уведомлял. Чтобы действия индивидуального предпринимателя ФИО5 в данной ситуации были законными, необходимо было определить владельца двойного захоронения, согласовать с ней свою работу, и получить разрешающие это документы. Кроме того, каких-либо иных разрешительных документов на захоронение ФИО6 ни ФИО8, ни индивидуальный предприниматель ФИО5 в административных органах о возможности захоронения ФИО6 рядом с могилой ФИО4, не получали. Более того, не являлись исполнителями воли ФИО4 в понимании п. 1 ст. 34 -ЗРК. При этом, техническая глубина места захоронения должна быть не менее 1,5 метров, однако ответчиком необходимые условия захоронения не соблюдены, в связи с чем, в настоящее время от могилы идет вонь. ФИО2 переносит стресс по сегодняшний день, поскольку любимый человек просил быть всегда рядом и после смерти, а в настоящий момент реализовать его волю истец не может.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Ответчик – ФИО8 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что ФИО6 является ее родным сыном и умер ДД.ММ.ГГГГ. Действительно ФИО6 был похоронен на кладбище в <адрес>, рядом с могилой брата ФИО6ФИО4. При этом, всеми похоронами ФИО6 занимался ее зять, в связи с чем, у нее отсутствуют сведения о лице, непосредственно производившем захоронение. При этом, к индивидуальному предпринимателю ФИО5 ФИО6 обратилась для изготовления памятника, захоронением непосредственно занимался ее зять.

Ответчик - индивидуальный предприниматель ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что погребением ФИО6 он не занимался, договоров на погребение не заключал, он лишь продал инвентарь для похорон.

Представитель ответчиков в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с семейным законодательством РФ не предусмотрено волеизъявление умершего о захоронении истца рядом с ним, поскольку супругой умершего истец не является. Более того, наличие самого волеизъявления ФИО4 о погребении рядом с ним истца не подтверждено. Также указывал на то обстоятельство, что ИП ФИО3 не имел полномочий на проведение погребения ФИО4, а тем более выдавать какие-либо документы. При этом, у кладбища нет ни паспорта, ни кадастрового паспорта, регистрация факта погребения на момент захоронения ФИО6 вообще отсутствует, непосредственно погребение ФИО6 индивидуальный предприниматель ФИО5 не производил, тем самым не может быть обязан произвести перезахоронение.

Третье лицо - ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что на момент погребения ФИО4 он осуществлял свою деятельность с года, и в году заключил договор с органом местного самоуправления и был распорядителем кладбища в <адрес>. Услуги по погребению ФИО4 он осуществлял по договору с ФИО2, которая предоставила все необходимые документы, расходы на погребение нес истец, как гражданская супруга, несет и сейчас затраты, чтобы быть захороненной рядом с усопшим и сейчас выполняет его волеизъявление.

Представитель третьего лица – Администрации <адрес> в судебном заседании исковые требования просил суд разрешить на свое усмотрение. Кроме того, пояснил, что кладбище в <адрес> является кладбищем муниципального образования городской округ Алушта. Администрация <адрес> разрешение на захоронение ФИО4 либо ФИО6 не давала.

Представитель третьего лица – территориального отдела по городу Алуште Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю в судебном заседании просил суд разрешить дело на свое усмотрение. Также пояснил, что если судом будет принято решение о перезахоронении ФИО6, то оно осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 21720). В то же время, процедурой перезахоронения может заниматься любая специализированная организация, с которой будет заключен договор, а не Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю. Более того, данная процедура не должна согласовываться с Межрегиональным управлениям федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю.

Представитель третьего лица - Муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства и капитального строительства» в судебном заседании просил суд постановить решение суда на свое усмотрение. Кроме того пояснил, что данный орган занимается захоронением с апреля 2017 года безродных на кладбище км <адрес>, до этого момента захоронениями занималась специальная служба МУП «Спецкомбинат», которое ликвидировано и присоединено к Муниципальному унитарному предприятию городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства и капитального строительства». Также пояснил, что на спорном кладбище в <адрес> сотрудники МУП погребением ни ФИО4, ни ФИО6 не занимались.

Представитель третьего лица - Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не предоставил.

Суд, выслушав стороны, представителей сторон, третье лицо и представителей третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".

Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод (1950 года), а именно, ст. 1 Первого протокола к ней (1952 года) предусматривает право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, не допускается лишение лица его собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, признано право государства на осуществление контроля за пользованием имуществом в соответствии с общими интересами или для обеспечения оплаты налогов или иных сборов или штрафов.

Гарантии осуществления права собственности и его защиты закреплено и в ст.35 Конституции Российской Федерации – каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, включая судебную, указанного права, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), организация деятельности в области погребения умерших осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере жилищно-коммунальной политики Украины, другими центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их исполнительными органами.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), захоронение - деятельность соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в пределах полномочий, определенных этим Законом, а также субъектов хозяйствования, направленная на: обеспечение надлежащего отношения к телу (останков, праха) умершего (далее - тела); обеспечение права граждан на захоронение их тела в соответствии с их волеизъявлением, если таковое имеется; создание и эксплуатацию объектов, предназначенных для захоронения, содержание и сохранение мест захоронений; организацию и проведение погребений умерших и/или погибших (далее - умерших) предоставление ритуальных услуг, реализацию предметов ритуальной принадлежности.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений): место захоронения - кладбище, крематорий, колумбарий или другое здание или сооружение, предназначенное для организации погребения умерших; могила - место на кладбище, в крематории, колумбарии или в другом здании или сооружении, предназначенном для организации похорон умерших, где похоронен гроб с телом умершего или урна с прахом; кладбище - отведенный в установленном законом порядке земельный участок с обустроенными могилами и / или построенными крематориями, колумбариями или другими зданиями и сооружениями, предназначенными для организации похорон и содержания мест погребений; погребение - комплекс мероприятий и обрядовых действий, осуществляются с момента смерти человека до помещения гроба с телом или урны с прахом в могилу или колумбарную нишу, обустройство и содержание места захоронения в соответствии с обычаями и традициями, которые не противоречат законодательству; пользователь места захоронения (места семейного захоронения) - лицо, осуществившее первое погребение на отведенном месте захоронения (семейного захоронения) и/или имеет соответствующее свидетельство о смерти похороненного и свидетельство о захоронении, предусмотренное статьей 25 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 25 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), по обращению исполнителя волеизъявления умершего или лица, которое взяло на себя обязательства похоронить умершего, на территории кладбища безвозмездно выделяется место для захоронения умершего в соответствии с утвержденной проектной документации. По желанию одного из родственников, определенных в части пятой статьи 6 настоящего Закона (ч. 5 ст. 6 – в случае если отсутствует волеизъявление умершего, изъятие органов и / или тканей тела осуществляется с разрешения мужа, жены, близких родственников (родителей, детей, сестры, брата, деда, бабы, внуков), другого лица, взявшего на себя обязательства похоронить умершего и имеет соответствующее свидетельство о смерти), для погребения двух или более умерших безвозмездно выделяется место для семейного захоронения. После осуществления погребения умершего исполнителю волеизъявления умершего или лицу, взявшему на себя обязательства похоронить умершего, как пользователю места захоронения (пользователю места семейного захоронения) специализированным коммунальным предприятием (а в случае его отсутствия - исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета) выдается соответствующее свидетельство, образец которого утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере жилищно-коммунальной политики Украины. Это свидетельство дает право его предъявителю на установление надгробных сооружений в пределах могилы (семейного захоронения), решение вопроса о проведении подзахоронение, совершать иные действия, связанные с использованием места захоронения, если это не противоречит законодательству. На могилах (местах семейного захоронения) могут устанавливаться намогильные сооружения, склепы по индивидуальному заказу в пределах, установленных для могилы (семейного захоронения). Установленные намогильные сооружения, склепы регистрируются специализированным коммунальным предприятием (а в случае его отсутствии - исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета) в книге учета надгробных сооружений, форму которой утверждает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере жилищно-коммунальной политики Украины. Запрещается осуществлять погребение других умерших (подзахоронение), установление намогильного сооружения, склепа без согласия пользователя места захоронения (пользователя места семейного захоронения).

ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ являлся на территории Республики Крым и является физическим лицом-предпринимателем в соответствии законодательством Украины, осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставления смежных услуг, что следует из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины, имеющемся в свободном доступе.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО16 заключен договор о совместном сотрудничестве б/н, предметом которого является то, что стороны договорились совместно действовать как ритуальная служба при Маломаякском сельском совете, в соответствии со ст. 12 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле», на основании заключенного ФИО3 договора с Маломаякским сельским советом от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом деятельности Ритуальной службы Маломаякского сельского совет является: оказание ритуальных услуг и осуществление текущего содержания кладбища Маломаякского сельского совета, изготовление, реализация намогильных сооружений и ритуальной атрибутики.

ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между физическим лицом-предпринимателем ФИО3, действующего как исполнитель Ритуальной службы Маломаякского сельского совета (по договору от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 заключен договор-заказ на организацию и проведение погребения, предметом которого является организация и проведение погребение умершего ФИО4 свидетельство на Запрудненском кладбище Маломаякского сельского совета сектор часов ДД.ММ.ГГГГ, размер могилы стандартный, вид погребения – закапывание в могилу гроба с телом умершего, размер двойного погребения метров.

ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о погребении на имя ФИО2 как пользователю двойного места погребения, которое ДД.ММ.ГГГГ на участке в секторе ряд место Запрудненского кладбища Маломаякского сельского совета, осуществил погребение ФИО4 свидетельство . И в соответствии со ст. 25 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» пользователь имеет право на: установку намогильного сооружения в границах выделенного земельного участка для погребения или предоставления согласия на установку намогильного сооружения другим членам семьи; решение вопроса о проведении подзахоронения в указанную могилу других умерших членов семьи, распоряжение относительно ухода за могилой; осуществление других действий, связанных с использованием места погребения, если это не противоречит действующему законодательству.

Данное свидетельство о погребении выдано физическим лицом-предпринимателем ФИО3, о чем свидетельствует печать указанного лица и не оспаривалось сторонами и третьим лицом в ходе судебного разбирательства.

Из квитанций выданных физическим лицом-предпринимателем ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных суду ФИО2, следует, что ФИО2 приобретались товары и услуги у данного физического лица-предпринимателя.

Из копии страницы Журнала захоронения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> письмом по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по порядковому номеру 2 числится ФИО4 умерший ДД.ММ.ГГГГ, дата захоронения - ДД.ММ.ГГГГ, место захоронения: сектор 4 участок 26, лицо которое обязалось похоронить умершего – ФИО2 (<адрес>), кто произвел погребение - ФИО3 д/з .

Факт погребения ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ на Запрудненском кладбище Маломаякского сельского совета также не оспаривался сторонами и третьими лицами, и нашел свое подтверждение в фотоприложении.

При этом, судом не принимается во внимание довод истца и его представителя о том, что ФИО2 являлась супругой ФИО4, поскольку допустимых доказательств в подтверждения данного факта суду не предоставлено (свидетельство заключении брака (ст. 21 СК Украины - браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе государственной регистрации актов гражданского состояния. Проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием для возникновения у них прав и обязанностей супругов.); решение суда об установлении факта состояния в браке, либо об установлении факта состояния в фактически брачных отношениях).

В то же время ФИО2 в силу ч. 5 ст. 6 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), является лицом, взявшим на себя обязательства похоронить умершего ФИО4 и имеет соответствующее свидетельство о смерти.

Согласно ст. 6 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» (норма права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), все граждане имеют право на погребение их тела и волеизъявления о надлежащем отношении к телу после смерти. Волеизъявление о надлежащем отношении к телу после смерти может быть выраженно в: пожелании быть похороненным в определенном месте, по определенным обычаями, рядом с определенными ранее умершими или быть подданным кремации; поручении выполнить свое волеизъявление определенному лицу; другом поручении, не противоречащей законодательству. Выполнение волеизъявления граждан о надлежащем отношении к их тела после смерти в части относительно кремации тела, погребение в другом населенном пункте осуществляется в соответствии с законом. Действия относительно тела умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых выполнение волеизъявления умершего невозможно.

Волеизъявления гражданина по отношению к его телу после смерти - желание, выраженное в устной (в присутствии свидетелей) или в письменной форме, заверенной в установленном законодательством порядке (ст. 2 Закона Украины «О погребении и похоронном деле»).

При этом, законодательство Украины о погребении и похоронном деле не содержало в себе указание на возможность волеизъявления умершего на последующее захоронение рядом с ним иного лица, еще живущего.

ГК Украины в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, содержало в себе указание на волеизъявление участников гражданских отношений, которое означает способность лица как участника гражданских отношений свободно формировать свою волю; а также принцип свободы волеизъявления наследодателя который нашел свое закрепление в статьях 1234-1237, 1240, 1242-1244, 1246, 1254, 1302, 1308 ГК Украины (Завещанием является личное распоряжение физического лица на случай своей смерти. Завещатель вправе охватить завещанием права и обязанности, которые ему принадлежат на момент составления завещания, а также те права и обязанности, которые могут ему принадлежать в будущем. Завещатель может обязать наследника к совершению определенных действий неимущественного характера, в частности относительно распоряжения личными бумагами, определения места и формы осуществления ритуала погребения. Завещатель может обязать наследника к совершению определенных действий, направленных на достижение общественно полезной цели).

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля – ФИО17 пояснила, что является родной племянницей истца. Утверждала, что последнее время перед смертью ФИО4 он говорил, что хочет чтобы ФИО2 после ее смерти была захоронена вместе с ним, и просил чтобы ФИО17 данное обстоятельство проконтролировала.

При этом, на момент смерти ФИО4 законодательство Украины предусматривало возложение обязанности на наследников относительно определения места и формы осуществления ритуала погребения непосредственно ФИО4, и не предусматривало право по возложению обязанности по проведению ритуала погребения в отношении иных лиц (ФИО2).

на основании изложенного, судом не принимаются во внимание доводы истца о наличии волеизъявления ФИО4 о захоронении рядом с ним ФИО2.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст. 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Данные нормы права в последующем нашла свою реализацию в Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>".

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определенные муниципальными нормативными правовыми актами. Уполномоченные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции: 1) разрабатывают и реализуют мероприятия по формированию ценовой и тарифной политики в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с положениями части 2 статьи 10 настоящего Закона; 2) обеспечивают рациональное размещение объектов похоронного назначения на территории муниципальных образований в соответствии с градостроительными нормативами; 3) проводят инвентаризацию кладбищ (действующих и закрытых); 4) формируют и ведут реестр кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 5) устанавливают порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) и организуют мероприятия по ее проведению; 6) разрабатывают и реализуют мероприятия по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции, ремонту, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ; 7) осуществляют мероприятия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 8) осуществляют контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, исключительно по целевому назначению; 9) организуют формирование и содержание архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения; 10) осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, передано в ведение Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК кладбища, находящиеся на территории муниципального образования городской округ Алушта РК; определено, что Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК: осуществлять от имени Администрации <адрес> РК функции контрольно-распорядительного характера в сфере погребения и похоронного дела; - учет мест захоронения (распоряжение кладбищами, регистрация, обработка и хранение информации о лицах, ответственных за них); - осуществление контроля над соблюдением на территории муниципального образования городской округ Алушта РК требований законодательства РФ, РК, правовых актов муниципального образования городской округ Алушта РК в сфере похоронного дела; - взаимодействие с исполнительными органами государственной власти РФ, РК, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Алушта РК по вопросам финансовой, инвестиционной, ценовой, тарифной политики и градостроительной деятельности в сфере погребения и похоронного дела и иное.

ДД.ММ.ГГГГ Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК по акту о приеме-передаче муниципального имущества передано ограждение кладбища по адресу: <адрес>, и иное имущество по иным адресам, однако данный акт не содержит сведений о приеме передачи самого кладбища <адрес> ул. <адрес>ю га.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр кладбищ муниципального образования городской округ Алушта согласно приложения. Ведение реестра кладбищ муниципального образования городской округ Алушта возложено на Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>.

Указанный реестр содержит указание на действующее кладбище <адрес> ул. <адрес>ю га, традиционного захоронения, православный сектор, мусульманский сектор.

При этом, из письма-ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кладбище по <адрес> не находится на обслуживании в Управлении капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Из письма Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ . следует, что Администрация <адрес> либо Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК договора на осуществление деятельности по захоронению на кладбище с. Н.Запрудное, <адрес> с юридическими лицами, физическими лицами предпринимателями не заключались.

ФИО5, является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющим деятельность: по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг; торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов; торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах, что следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 приобрела у индивидуального предпринимателя ФИО5: гроб, крест, табличка, церковное покрывало, подушка, крест, рушник, венки, ленты, закрутки, что следует из товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 779 ГК Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Относимых, допустимых и достаточных доказательств о заключении между ФИО8 и индивидуальным предпринимателем ФИО5 договора об оказании услуг по погребению (захоронению), либо заключения такого договора между Администрацией <адрес> (Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК) и индивидуальным предпринимателем ФИО5 как специализированной службой по вопросам похоронного дела действующей на территории кладбища в <адрес>, суду не предоставлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

ФИО8 в ходе судебного разбирательства не оспаривался факт захоронения ФИО6 рядом с ФИО4 в огражденном месте захоронения.

Из письма-ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при предоставлении места родственного захоронения выдается свидетельство регистрации родственного захоронения с указанием площади участка и номером зарезервированного места, а также должно содержать сведения об уже захороненном на этом участке. Предоставленные ФИО2 документы не позволяют сделать вывод о том, что данное захоронение является родственным. Также сообщено, что исполнители волеизъявления умершего, который захоронен в непосредственной близости к могиле ФИО4 не обращались в администрацию <адрес> для рассмотрения возможности и правомерности такого захоронения. Администрация <адрес>, МУП МО городской округ Алушта «Спецкомбинат» не осуществляли указанное захоронение в непосредственной близости к могиле ФИО4, а также не осуществляли, так как не являлись исполнителями волеизъявления умершего обязательные действия, предусмотренные п. 1 ст. 34 - регистрация захоронения с последующей выдачей свидетельства о регистрации захоронения (удостоверение о захоронении). Информация о том, кто и каким образом осуществлял данное захоронение, у администрации <адрес> отсутствует.

Из письма-ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведенной проверкой установлено, что в августе 2016 года был захоронен ФИО6 умерший ДД.ММ.ГГГГ на кладбище <адрес> (кладбище внесено в реестр кладбищ муниципального образования городской округ Алушта (постановление от ДД.ММ.ГГГГ)). По информации Администрации <адрес> установлено, что исполнители волеизъявления умершего, который захоронен в непосредственной близости к могиле ФИО4 не обращались в администрацию <адрес> для рассмотрения возможности и правомерности такого захоронения. Администрация <адрес>, МУП МО городской округ Алушта «Спецкомбинат» не осуществляли указанное захоронение в непосредственной близости к могиле ФИО4, а также не осуществляли, так как не являлись исполнителями волеизъявления умершего обязательные действия по регистрация захоронения с последующей выдачей свидетельства о регистрации захоронения (удостоверение о захоронении).

Из уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ , постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, копии материалов н/<адрес>, следует, что выездом на место захоронения по адресу: РК, <адрес>, на кладбище, участок ряд 26, место 9, 10, на котором был произведен осмотр места происшествия в ходе которого обнаружено два захоронения Украинец С.М. и ФИО6.В ходе проведения проверки установлено, что родителями ФИО6 являются ФИО7 и ФИО8, которые проживают по адресу: <адрес>. Опрошена ФИО18, которая оказывает ритуальные услуги в <адрес>, которая пояснила, что к ней обращалась ФИО2 с вопросом кто произвел захоронение на ее зарезервированном участке ФИО6, на что она пояснила, что данное бюро не оказывало указанные услуги ритуального характера, также ей ничего по данному факту не известно. В ходе проведения дополнительной проверки ФИО2 пояснила, что в 2010 году ее муж ФИО4 был болен и предсмертная его воля была о том, чтобы их похоронили вместе. ФИО2 зарезервировала на кладбище <адрес> ритуальной службе <адрес> ЧП ФИО19 участок 2,5х2,5 метра, на основании договора о захоронении, после произвела на могиле возведя цоколь и металлическую оградку. В сентябре она узнала, что к ее покойному мужу похоронен без ее разрешения на захоронение ФИО6ФИО24 самостоятельно стала узнавать кто произвел захоронение на ее зарезервированный участок в ходе чего ей стало известно что захоронение произвела ритуальная служба <адрес> ЧП ФИО5. Из пояснений ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ее сын ФИО6 умер, при этом, она вызвала сотрудников правоохранительных органов, при этом, осуществив все необходимые ритуальные процедуры, собрав все необходимые документы, она обратилась в ритуальную службу <адрес> ЧП которой является ФИО5. Она как родственник ФИО6 обращалась в ритуальную службу, при этом, указала место захоронения на кладбище <адрес> рядом с ее родным братом ФИО4. О том, что ФИО2 зарезервировала место захоронения ей известно не было. Ритуальная служба <адрес> ЧП ФИО5 произведены все необходимые ритуальные услуги по захоронению. Все заказанные услуги ритуального характера были осуществлены данной ритуальной службой. Опросить ФИО20, сотрудником ИП ФИО5 не представилось возможным.

Из письма-ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ж-2017 следует, что на кладбище <адрес> в августе 2016 года произведено захоронение ФИО6 умершегоДД.ММ.ГГГГ (кладбище внесено в реестр кладбищ муниципального образования городской округ Алушта (постановление от ДД.ММ.ГГГГ)). По информации Администрации <адрес> исполнители волеизъявления умершего, который захоронен в непосредственной близости к могиле ФИО4 не обращались в администрацию <адрес> для рассмотрения возможности и правомерности такого захоронения. Администрация <адрес>, МУП МО городской округ Алушта «Спецкомбинат» не осуществляли указанное захоронение в непосредственной близости к могиле ФИО4, так как не являлись исполнителем волеизъявления умершего обязательные действия по регистрация захоронения с последующей выдачей свидетельства о регистрации захоронения (удостоверение о захоронении). В связи с изложенными, информация, кто и каким образом осуществлял данное захоронение, у администрации <адрес> отсутствует. Также установлено, что на территории места погребения, составляющее зону захоронений кладбища, которая является муниципальной собственностью захоронен ФИО6. Администрация <адрес> не осуществляет должный контроль за территорией вышеуказанного кладбища, не предпринимает меры по недопущению незаконного погребения граждан, не осуществляет возложенные на нее функции по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. В связи с чем, прокуратурой в адрес администрации <адрес> вынесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в территориальный отдел по городу Алуште Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю письмом, в котором указывала, что родственники ее покойного супруга при содействии предпринимателя ФИО5, в место, отведенное ФИО2 для себя же, захоронили чужого ей человека – ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указывала, что погребение ФИО6 осуществлено с нарушением ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, утверждённых Постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также что в могиле ФИО6 отсутствует предусмотренная глубина, от поверхности до крышки гроба всего 50 см, от могилы идет вонь, в связи с чем, просила разрешить перезахоронение останков ФИО6 в иное место.

С аналогичным заявлением ФИО2 обратилась в тот же день к главе Администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение истцу территориальным отделом по городу Алуште Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю дан ответ , в котором разъяснено содержание санитарных норм и правил соблюдение которых необходимо при производстве перезахоронения.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> на имя ФИО2 дан ответ № согласно которому сообщено, что погребение ФИО4 на данном месте произведено по прижизненному волеизъявлению. В связи с этим, в соответствии с п. 8.3 Положения об организации похоронного дела и порядке деятельности кладбищ на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ , перезахоронение допускается в случае переноса погребения в случаях невозможности дальнейшего пребывания (сохранения останков).

Судом не принимаются во внимание, как не допустимые доказательства: разрешение от ДД.ММ.ГГГГ, заявление без подписи с дописью в адрес Прокурора <адрес>, письмо-ответ Администрации <адрес> , решение Маломаякского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, расчет тарифа на копку и засыпку могилы вручную от ДД.ММ.ГГГГ, расчет тарифа на оформление договора-заказа на организацию проведения погребения на год, расчет тарифа на оформление свидетельства о погребении на 2011 год, договор о предоставлении ритуальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договор о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к решению сессии <адрес> созыва от ДД.ММ.ГГГГ, определение Хозяйственного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ, письмо ассоциации юристов ритуального (похоронного) обслуживания населения от ДД.ММ.ГГГГ, письмо-ответ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные документы не предоставлены в оригинале для их непосредственного исследования в ходе судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения. Регистрация захоронений осуществляется при наличии медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а регистрация захоронения урны с прахом - при наличии свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки о кремации.

При этом, Администрацией <адрес> суду не предоставлено относимых допустимых и достаточных доказательств утверждения данным органом порядка регистрации захоронений на территории спорного кладбища, разработки чертежа квартала кладбища, ведения на момент захоронения ФИО6 книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом).

Согласно ст. 28 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), родственные захоронения - места захоронения, предоставляемые бесплатно на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же месте захоронения супруга или близкого родственника умершего. Места родственных захоронений предоставляются непосредственно при погребении умершего, то есть в день обращения в специализированную службу по вопросам похоронного дела с заявлением об оказании услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению или в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела с заявлением о предоставлении места родственного захоронения. Размер места родственного захоронения устанавливается органами местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные, вероисповедальные кладбища. При предоставлении места родственного захоронения выдается свидетельство о регистрации родственного захоронения уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела. Форма свидетельства о регистрации родственного захоронения утверждается органом местного самоуправления. Лицу, на которое зарегистрировано родственное захоронение, предоставляется право быть в дальнейшем погребенным на данном месте захоронения, а также разрешается производить погребение на месте захоронения супруга и близких родственников умершего. При подзахоронении на месте родственного захоронения в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела представляются: 1) заявление лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение путем подзахоронения на месте родственного захоронения, в произвольной форме; 2) свидетельство о регистрации родственного захоронения; 3) письменное согласие лица, на которое зарегистрировано родственное захоронение (в случаях если лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, не является лицом, на которое зарегистрировано данное родственное захоронение); 4) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта; 5) медицинское свидетельство о смерти умершего, тело которого подлежит подзахоронению в родственную могилу, или свидетельство о смерти умершего, выданное органами ЗАГС.

При этом, место захоронения ФИО4 не является родственным захоронением ни в понимании законодательства Украины, действующим на момент его захоронения, ни ст. 28 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в <адрес>" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), как об этом указывал ответчик, хотя сторонами и не оспаривался факт что ФИО6 является родным племянником ФИО4.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что свидетельство о захоронении выданное ФИО2 является действующим.

В то же время, ФИО8 осуществлено захоронение ФИО6 рядом с ФИО4 в месте его захоронения, без согласия пользователя места захоронения – ФИО2 и без получения свидетельства о регистрации захоронения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Используемые при погребении предметы и вещества (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 3.2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 21720), захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Погребение может осуществляться в могилах, склепах в соответствии с вероисповеданием и национальными традициями.

При этом, истцом не предоставлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих факт погребения ФИО6 именно с нарушением санитарных и экологических требований и правил содержания мест погребения, в связи с чем доводы истца о том, что нарушены нормы погребения, от могилы ФИО6 исходит неприятный запах, не обоснованы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что права истца со стороны ФИО8 нарушены лишь тем, что ответчик не получила от ФИО21 разрешение на захоронение рядом с ФИО4 ФИО6.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.

Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а ст. 12 ГК РФ устанавливает такие способы защиты гражданских прав, как признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 21720), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно п. 3.13-3.16 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 21720), изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим “законодательством”. Могила в случае извлечения останков должна быть продезинфицирована дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в Российской Федерации, засыпана и спланирована. Останки из могил переносятся в герметичной таре. При эксгумации и перезахоронении останков умерших персонал кладбища прививается против столбняка. Дезинфекция спецодежды и обуви (резиновые сапоги, резиновые рукавицы, средства защиты органов дыхания (респираторы)) должна осуществляться централизованно. Инструмент после произведения работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища. Средства для перевозки останков должны быть изготовлены из легкоочищаемых покрытий и подлежат дезинфекции после проведенных работ.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества (п.8 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 <адрес> "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколов к ней»).

На основании изложенного, исходя из совокупности предоставленных сторонами и иными лицами участвующими в деле доказательств и необходимостью соблюдения баланса между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, суд приходит к выводу о том, что избранный истцом способ защиты прав не соответствует допущенному ответчиком нарушению, заключающемуся в осуществлении захоронения ФИО22 без наличия соответствующего разрешения со стороны ФИО2, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению, судебные расходы понесенные истцом, подлежат оставлению на его счет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12,194-198 ГПК Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО8, индивидуальному предпринимателю ФИО5, третьи лица – Администрация <адрес>, территориальный отдел по городу Алуште Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и городу федерального значения Севастополю, ФИО3, Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> РК, Муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства и капитального строительства», об обязании произвести перезахоронение, восстановлении первоначального состояния места захоронения, компенсации расходов по перезахоронению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.

Судья:

2-166/2018 (2-1656/2017;) ~ М-1604/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никищенко Ольга Ивановна
Ответчики
ИП Чурочкин Алексей Борисович
Бекетова Тамара Михайловна
Другие
Администрация г. Алушты
территориальный отдел по г. Алуште межрегионального управления Роспотребнадзора по РК
Дубин Денис Олегович
Сударев Валерий Борисович
Яковлев Сергей Алексеевич
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Дело на сайте суда
alushta--krm.sudrf.ru
14.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2017Передача материалов судье
14.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2018Судебное заседание
05.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
11.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019Дело оформлено
01.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее