Дело № 2-2603/2019
39RS0004-01-2019-003040-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2019 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.,
при секретаре Чаплыгиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова Александра Николаевича к Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» о признании договора заключенным на условиях акцепта,
УСТАНОВИЛ:
Жуков А.Н. обратился в суд с иском к Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее – ГП КО «ЕСОО»), указав, что на основании оферты, размещённой на официальном сайте ответчика, он в установленном законом порядке направил заявление от 20 мая 2019 года на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц в отношении принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> Считает, что с момента получения ответчиком как лицом, направившим оферту, его указанного акцепта, договор по закону считается заключенным. Однако ответчик выставил ему счет на оплату по договору не в соответствии с условиями заключенного договора, то есть ответчик не выполняет договорные условия в части объема принимаемых твердых коммунальных отходов, исходя из массы твердых коммунальных отходов и в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (по заявке потребителя по телефону). Просит договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для физических лиц) между ним и ответчиком в отношении индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, признать заключённым на условиях, предусмотренных в его заявлении от 20 мая 2019 года, а именно с указанием в договоре об объеме принимаемых твердых коммунальных отходов, исходя из массы твердых коммунальных отходов, и о периодичности вывоза твердых коммунальных отходов по заявке потребителя по телефону.
Истец Жуков А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Полагает, что порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила № 1156), на который ссылается ответчик, в данном случае не применим, поскольку указанный порядок не распространяется на физических лиц, также нельзя применять положения п. 2.2.1 СанПиНа 42-128-4690-88, поскольку они не относятся к ситуации, при которой вообще отсутствуют отходы.
Представитель ответчика ГП КО «ЕСОО» по доверенности (л.д. 25) Дубовик Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме. Ранее представитель ответчика представил в письменном виде возражения на исковое заявление (л.д. 26-29).
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, дав оценку доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Исходя из нормы п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п.4).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5).
Судом установлено, что собственником индивидуального жилого дома общей площадью "..." кв.м (площадью дома – "..." кв.м, жилой площадью – "..." кв.м), расположенного по адресу: <адрес>, является Жуков А.Н., он же зарегистрирован по указанному адресу, что подтверждается домовой (поквартирной) книгой (л.д. 7,8).
На основании постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 16 октября 1998 года № 642 в целях организации сбора, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, в соответствии с Федеральной программой «Отходы», Законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создано Калининградское областное государственное унитарное предприятие «Единая система обращения с отходами».
С 20 июня 2018 года ГП КО «ЕСОО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и региональным оператором подписано соответствующее соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ГП КО «ЕСОО» www.esoo39.ru. Также на сайте указано о начале деятельности регионального оператора – 01 января 2019 года.
20 мая 2019 года Жуков А.Н. обратился в ГП КО «ЕСОО» с заявлением на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц.
При указании объема принимаемых твердых коммунальных отходов в заявлении Жуков А.Н. указал – «исходя из массы твердых коммунальных отходов», при указании периодичности вывода твердых коммунальных отходов – «по заявке потребителя по телефону» (л.д. 5).
Однако, несмотря на его заявление, ответчик выставляет ему счета на оплату, не учитывая его требования, указанные в заявлении от 20 мая 2019 года, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
Как следует из лицевого счета № "...", представленного суду истцом, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «ЕСОО» на имя Жукова А.Н. (<адрес>) выставлен счет за услуги по обращению с ТКО за июль 2019 года в размере "..." руб., также в указанном счете имеется информации о наличии задолженности по состоянию на 01 июля 2019 года в размере "..." руб. и информация о нормативе накопления ТКО куб.м/год/чел – 3 куб.м (л.д. 9).
28 августа 2019 года посредством электронной почты Жукову А.Н. было направлено сообщение о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, заключение его в письменном виде не требуется, в то же время для заключения договора предложено обратиться в центр обслуживания клиентов с оригиналами необходимых документов (л.д. 10).
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Согласно ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.
В силу ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Как указано выше, п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (п.2).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4).
В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в п. 15 (V.Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов) предусмотрено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом:
(– расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или из массы твердых коммунальных отходов – нужное указать).
В договоре № "..." на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для физических лиц) от 01 января 2019 года, направленному ГП КО «ЕСОО» Жукову А.Н., в п. 14 указано, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении № 1 к договору № "..." также указано, что объем принимаемых твердых коммунальных отходов (куб.м в год) составляет 3,00 куб.м, а периодичность вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88. утв. Минздравом ССР от 05.08.1988 г. № 4690-88.
В судебном заседании Жуков А.Н. настаивал, что договор должен быть заключен с ним на тех условиях, которые он предложил ответчику, а именно: в договоре должно быть предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов будет производиться не расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а из массы твердых коммунальных расходов.
В ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что определение объема или массы твердых коммунальных отходов ведется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», согласно которым коммерческий учет твердых коммунальных отходов производится:
или расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления,
или исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Для целей расчета с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО ведется в соответствии с первым вариантом, то есть без использования средств измерения (п. 5, 6 Правил).
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Жуков А.Н. не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов с собственниками отходов производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, то включение в договор с ним таких условий как осуществление коммерческого учета твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 указанных Правил, не будет отвечать установленным требованиям законодательства.
Нормативы накопления ТКО в муниципальных образованиях Калининградской области для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов утверждены приказом Министерства ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218. В отношении индивидуальных жилых домов городского округа «Город Калининград» норматив накопления ТКО составляет 3,0 куб.м/год или 450 кг/год, а единый тариф регионального оператора для жильцов индивидуальных домов составит 488,57 руб. за куб.м отходов или 3 489,79 руб. – за тонну в год.
Исходя из норматива потребления 3,0 куб.м на человека в год и установленного единого тарифа 488,57 руб./куб.м ГП КО «ЕСОО» выставляет счета на оплату услуг по обращению с ТКО, что соответствует действующему законодательству.
Требование истца о признании договора заключенным с условием осуществления вывоза ответчиком бытовых отходов по его заявке по телефону также не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно пояснениям истца, ссылавшегося на длительное его отсутствие по месту проживания и на отсутствие большого скопления твердых коммунальных отходов, и на то, что его собственный контейнер для складирования твердых коммунальных отходов находится на придомовой территории, он предложил ответчику включить в договор условие о периодичности вывоза отходов – по его заявке по телефону – по мере накопления контейнера.
Между тем, предложенный истцом вариант периодичности вывоза отходов противоречит существующим санитарным правилам, а также иным изложенным выше нормам действующего законодательства.
Довод истца о том, что положения пункта 2.2.1 СанПиНа 42-128-4690-88, предусматривающие сроки хранения отходов, не относятся к периоду отсутствия отходов, не могут применяться в настоящих отношения, несостоятелен, поскольку данные санитарные нормы являются действующими, вывоз отходов не связан с их количеством, а периодичность вывоза твердых коммунальных отходов направлена на предотвращение загнивания и разложения данных отходов.
Таким образом, исковые требования Жукова А.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Жукова Александра Николаевича к Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях акцепта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2019 года.
Судья: