Дело №12-705-2015
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 24 декабря 2015 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Симонова Н.Б.,
с участием заявителя Ширева П.Г.,
представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Баранова Д.Е. по доверенности,
при секретаре Колоколовой А.Г.,
рассмотрев жалобу Ширева П.Г. на постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ в отношении члена конкурсной комиссии, состав которой утвержден Постановлением Администрации <адрес> Ширева П.Г., зарегистрированного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от 17.09.2015 г. член конкурсной комиссии, состав которой утвержден Постановлением Администрации г. Перми Ширев П.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, а именно в том, что Ширев П.Г., являясь должностным лицом в силу возложенных на него функций и представленных полномочий нарушил антимонопольное законодательство, в т.ч. по соблюдению ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении комиссией процедуры рассмотрении заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильных транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № «<данные изъяты>». За данное правонарушение Ширев П.Г. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Ширев П.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от 17.09.2015 г. отменить, поскольку он не относится к числу должностных лиц, которые являются субъектами по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, он не является должностным лицом органа местного самоуправления, конкурсная комиссия не является органом местного самоуправления. Состав конкурсной комиссии утверждён постановлением администрации города Перми, следовательно, конкурсная комиссия создана администрацией города Перми - исполнительно-распорядительным органом, а не Пермской городской Думой. Ширёв П.Г. является депутатом Пермской городской Думы. Его статус четко определён в Законе № 131-Ф3. Депутат (единолично) не наделен полномочиями осуществления функций представителя власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах местного самоуправления, в трудовых отношениях с Пермской городской Думой или администрацией города Перми не состоит, то есть должностным лицом в контексте статьи 2.4 КоАП Российской Федерации не является. Просит постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от 17.09.2015 г. отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Ширев П.Г. на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить. В связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Баранов Д.Е. в судебном заседании с жалобой не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать и пояснил, что Пунктом 7 части 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления имеют право принимать (издавать) муниципальные правовые акты. Пунктом 4.3 Концепции развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, утверждённой Решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. №216 предусмотрена обязательность проведения конкурсных процедур по отбору перевозчиков, осуществляющих деятельность по маршрутам регулярных перевозок в г. Перми, а также указано на проведение отбора в порядке, утверждённом Пермской городской Думой. В соответствии с п. 1.5 Положения проведение конкурса осуществляется комиссией в соответствии с настоящим Положением и утвержденной в установленном порядке конкурсной документацией. Конкурсная комиссия состоит из должностных лиц администрации города Перми и депутатов Пермской городской Думы, делегированных в ее состав соответствующим решением Пермской городской Думы. Персональный состав членов конкурсной комиссии утверждается постановлением администрации города Перми. В силу ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении. Конкурсная комиссия является органом местного самоуправления г. Перми, а ее члены, включая входящих в состав депутатов Пермской городской Думы, являются должностными лицами органа местного самоуправления. Из смысла ст. 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц. не находящихся в служебной зависимости от этого лица, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений. Решения, принимаемые комиссией, в т.ч. о допуске к участию в конкурсе, признания победителем торгов имеют правовые последствия для участников торгов, являются основанием для последующего заключения победителем конкурса с Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми договора на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок. Ширев П.Г., являясь должностным лицом в силу возложенных на него функции и предоставленных полномочий обязан был принять все исчерпывающие меры по соблюдению антимонопольного законодательства, в т.ч. по соблюдению ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении комиссией процедуры рассмотрении заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № «<данные изъяты>».
Выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив административный материал, прихожу к следующим выводам.
Представленными материалами установлено, Комиссией Пермского УФАС России было принято решение о признании в действиях Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми факта нарушения ч. 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном ограничении хозяйствующих субъектов, в т.ч. ИП ФИО7 в участии в торгах на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми №«<данные изъяты>» путём отказа в допуске к участию во втором этапе указанного конкурса, по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, Положением о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённым Решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293, что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.
Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ член конкурсной комиссии, состав которой утвержден Постановлением Администрации г. Перми Ширев П.Г., как должностное лицо, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 настоящего Кодекса.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, являются должностные лица соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из ст. 61 Устава города Перми, действующей на момент принятия Конкурсной комиссией решения, к органам местного самоуправления города Перми относятся Дума, администрация города Перми и Контрольно-счетная палата города Перми.
Данный перечень органов местного самоуправления города Перми является исчерпывающим, к которым Конкурсная комиссия не отнесена.
Конкурсная комиссия также не входит и в структуру администрации города Перми, которая утверждена решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 128 (ред. от 23.09.2014) «О структуре администрации города Перми».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из материалов дела, Ширев П.Г. не был наделен служебными обязанностями администрацией города Перми, то есть органа местного самоуправления, реализующего полномочия по решению вопросов местного значения, и участвовал в работе комиссии как представитель Пермской городской Думы (п. 1.5 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждено решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 N 293 (далее - Положение)).
Согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Ширев П.Г. не наделялся в установленном законе порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также не выполнял организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в администрации города Перми.
Действия Ширева П.Г. сами по себе не привели и не могли привести к ограничению конкуренции, поскольку принятое им в рамках работы Конкурсной комиссии решение, без коллегиального решения Конкурсной комиссии, каких-либо правовых последствий не порождает. Это подтверждается Положением, согласно которому члены Конкурсной комиссии не наделены правом принятия самостоятельных решений, порождающих правовые последствия для лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также решением Комиссии Пермского УФАС России, которым признаны несоответствующими порядку проведения торгов действия самой Конкурсной комиссии, а не ее отдельных членов.
Кодекс об административных правонарушениях в примечании к ст. 2.4 содержит исчерпывающий перечень случаев возможности привлечения к административной ответственности членов коллегиальных органов как должностных лиц, к которым рассматриваемый случай не отнесен.
Согласно п.9 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, не может быть привлечен к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, определяемого, в том числе Положением.
С учетом вышеизложенного Ширев П.Г. не является субъектом вмененного ему в вину правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от 17.09.2015 г., вынесенное в отношении Ширева П.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО5 от 17.09.2015 г. в отношении члена конкурсной комиссии, состав которой утвержден Постановлением Администрации г. Перми Ширева П.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Ширева П.Г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Решение в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья подпись
Копия верна Судья
Секретарь