Решение по делу № 2-203/2020 ~ М-121/2020 от 10.02.2020

66RS0021-01-2020-000163-15

Дело № 2-203/20 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 12 марта 2020 года.

    Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Антроповой Ю.Г.,

при секретаре Романюк А.С.,

с участием представителя Богдановичского городского прокурора Бороздиной С.А., истцов Галиахметовой Л. Л., Боровских Н. И., Гавриловой Л. Л., Макаровой Г. В., Гавриловой В. Н., Кучкульдина Г. Х., Зориной А. С., Кудимовой Т. П., Щипачевой Н. А., Шаркова С. А., Озорнина А. Н., Козубенко С. В., Колегова И. Ю. и их представителя Черных В.Г. на основании устного ходатайства, представителей ответчика Вдовиной Е.А. на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Осмоловской В.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора, действующего в интересах группы работников Ярополовой Е.В., Галиахметовой Л.Л., Ф.И.О.2, Михалевой О.Ю., Кировой Г.Г., Гавриловой Л.Л., Макаровой Г.В., Гориновой Г.Л., Гаврилова В.Н., Ф.И.О.3, Зориной А.С., Кудимовой Т.П., Хамьяновой В.И., Щипачева Н.А., Шарков С.А., Озорнина А.Н., Лемешко О.В., Козубенко С.В., Колегов И.Ю. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Богдановичская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет по заработной плате,

у с т а н о в и л:

    Богдановичский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах указанной группы работников к ГБУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница» (далее – Богдановичская ЦРБ) о возложении обязанности произвести перерасчет по заработной плате.

    В обоснование своих доводов прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства было установлено, что в Богдановичской ЦРБ неверно начисляется заработная плата некоторым категориям работников, в интересах которых прокурор и обратился в суд с данным иском. Так, за период с января по декабрь 2019 года заработная плата истцам начислялась в нарушение требований трудового законодательства не в полном размере, а именно выплаты стимулирующих сумм (персональный повышающий коэффициент 0, 35% от оклада и стимулирующие выплаты 0, 10% от оклада), компенсационные выплаты (выплата за работу с вредными условиями труда 0,04% от оклада, районный коэффициент 0, 15% от оклада), доплаты за совместительство и работу в праздничные дни входили в минимальный размер оплаты труда.

    Просит обязать Богдановичскую ЦРБ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда произвести перерасчет и выплату заработной платы за период с января по декабрь 2019 года истцам с учетом норм ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Бороздина С.А. свои требования и доводы поддержала в полном объеме.

    Истцы Галиахметова Л. Л., Боровских Н. И., Гаврилова Л. Л., Макарова Г. В., Гаврилов В. Н., Кучкульдин Г. Х., Зорина А. С., Кудимова Т. П., Щипачева Н. А., Шарков С. А., Озорнин А. Н., Козубенко С. В., Колегов И. Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.

    Истцы Горинова Г.Л., Кирова Г.Г., Михалева О.Ю., Лемешко О.В. и Хамьянова В.И. не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.

Представители ответчика Вдовина Е.А и Осмоловская В.А. исковые требования признали частично, пояснив, что действительно в учреждении имелись нарушения в части включения в минимальный размер оплаты труда компенсации за работу с вредными условиями труда в размере 0, 04% от оклада следующим работникам: Боровских Н.И., Кировой Г.Г., Ярополовой Е.В., Галиахметовой Л.Л., Михалевой О.Ю., Гориновой Г.Л. и Макаровой Г.В. В остальной части исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Просят исковые требования удовлетворить частично, в части компенсационных выплат за вредные условия труда.

    Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в Богдановичской ЦРБ заработная плата некоторым категориям работников, в том числе некоторым истцам, за период с ДД.ММ.ГГГГ года начислялась с включением в минимальный размер оплаты труда выплат стимулирующих сумм (персональный повышающий коэффициент 0, 35% от оклада и стимулирующие выплаты 0, 10% от оклада), компенсационных выплат (выплата за работу с вредными условиями труда 0,04% от оклада, районный коэффициент 0, 15% от оклада), доплат за совместительство и работу в праздничные дни (л.д. 12-250 т.1, л.д. 2-33, 76-132 т.2).

Представители ответчика данное обстоятельство не оспаривают.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 11 апреля 2019 г. N 17-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 129, ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 133, А ТАКЖЕ ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ - ЧЕТВЕРТОЙ И ОДИННАДЦАТОЙ СТАТЬИ 133.1 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА С.Ф. ЖАРОВА оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 декабря 2019 г. N 40-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 129, ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 133, А ТАКЖЕ ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ - ЧЕТВЕРТОЙ И ОДИННАДЦАТОЙ СТАТЬИ 133.1 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Г.П. ЛУКИЧОВА оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 60.2, 149 и 151 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей).

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей). В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с основной трудовой функцией, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в порядке совмещения профессий (должностей), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто осуществлял работу только по профессии (должности), определенной трудовым договором (основную трудовую функцию).

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, согласившихся на выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 сентября 2019 года № 2188-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ УСОВОЙ НАТАЛЬИ МАРИСОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 129, 133 И 135 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133). Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.

Заработная плата конкретного работника, которая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (статья 129), устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135). Системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135 названного Кодекса), при этом работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, соответственно, оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда, осуществляемого в нормальных условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.

Таким образом, действующее правовое регулирование, включая положения частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда и не может расцениваться как нарушающее права работников (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 868-О и 869-О, от 29 мая 2019 года N 1268-О).

Разрешение же вопроса об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, на чем фактически настаивает заявительница, относится к компетенции законодателя, который, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 декабря 2017 года N 38-П, правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в Письме от 4 сентября 2018 года № 14-1/ООГ-7353, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу статьи 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составной частью), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

При заключении трудового договора с работником ему необходимо предусмотреть заработную плату не ниже МРОТ.

Учитывая, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не включается в МРОТ. Аналогичного подхода следует придерживаться при учете иных выплат компенсационного характера. Так, если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то оплата за нее учитывается в составе МРОТ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения выплат компенсационного характера за условия труда, отличающиеся от нормальных, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, когда условия труда отклоняются от нормальных, применяется повышенная оплата труда по каждому виду отклонения от нормальных условий.

Соответственно суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований в части исключения ответчиком из минимального размера оплаты труда любых выплат компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. В части требований об исключении ответчиком из минимального размера оплаты труда выплат стимулирующего характера суд считает исковые требования необоснованными, поскольку законом на данный момент это не предусмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Богдановичского городского прокурора удовлетворить частично.

    Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Богдановичская центральная районная больница» в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда произвести перерасчет и выплату заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года (с учетом норм статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации) работникам Ярополовой Е.В., Галиахметовой Л.Л., Ф.И.О.2, Михалевой О.Ю., Кировой Г.Г., Гавриловой Л.Л., Макаровой Г.В., Гориновой Г.Л., Гаврилова В.Н., Ф.И.О.3, Зориной А.С., Кудимовой Т.П., Хамьяновой В.И., Щипачева Н.А., Шарков С.А., Озорнина А.Н., Лемешко О.В., Козубенко С.В., Колегов И.Ю. с учетом требований трудового законодательства о выплате районного коэффициента, компенсационных выплат за вредные условия труда и других выплат за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни свыше минимального размера труда.

    В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

    Взыскать с Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Богдановичская центральная районная больница» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд в апелляционном порядке.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2020 года.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья Богдановичского

городского суда Антропова Ю.Г.

10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Дело оформлено
18.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее