Дело № 2-1782/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 01 декабря 2016 г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Пак В.В.
при секретаре Ливановой Е.П.
с участием помощника Большекаменской межрайонной прокуратуры Приморского края Налабординой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29 с. Центральное», администрации Шкотовского муниципального района о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большекаменской межрайонной прокуратуры Шкотовского района Приморского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с настоящим иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №29 с. Центральное», администрации Шкотовского муниципального района.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой Приморского края проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму на территории Шкотовского муниципального района было установлено, что на поднадзорной территории находится объект – МБОУ СОШ №29 с. Центральное, расположенная по адресу: <адрес>, территория которой огорожена забором частично. МБОУ СОШ №29 с. Центральное – это общеобразовательное учреждение, учредителем которого является администрация Шкотовского района. Деятельность учреждения финансируется учредителем, расходы на содержание здания школы осуществляется из местного бюджета. Таким образом, исполнение требований нормативно – правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является не только обязанностью образовательного учреждения, но и обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности.
Просил возложить обязанность на администрацию Шкотовского муниципального района обеспечить финансирование установки ограждения по периметру территории МБОУ СОШ №29 с.Центральное в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать МБОУ СОШ №29 с. Центральное установить ограждение по периметру территории в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств из администрации Шкотовского муниципального района.
В судебном заседании представитель Большекаменской межрайонной прокуратуры Приморского края Налабордина А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Шкотовского муниципального района Приморского края П** с исковыми требованиями не согласилась, указала, что требования изложенные в исковом заявлении, основаны на нормах Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года№35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ни одна из которых прямо не обязывает образовательное учреждение или его учредителя установить ограждения по периметру образовательного учреждения. Кроме того, в исковом заявлении не охарактеризована степень террористической угрозы, которая требует немедленного установления ограждения образовательной организации. При этом, с целью обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, а также в целях реализации профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, МБОУ «СОШ №29 с. Центральное» приняты следующие меры: установлена кнопка вызова оперативных служб; установлена автоматическая пожарная сигнализация; ежегодное проведение инструктажа о порядке действий при возникновении наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, в том числе и террористического характера; осуществление ежедневного контроля за состоянием входных дверей; обеспечен контрольно-пропускной режим и охрана порядка в образовательном учреждении; организовано дежурство по выявлению в здании образовательного учреждения подозрительных предметов; проведение занятий по действиям учащихся при угрозе террористических актов; проведены дополнительные инструктажи водителей автобусов, задействованных в перевозках школьников; в учреждении имеется паспорт антитеррористической защищенности. Кроме того, утвержденной постановлением администрации Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальной программе «Развитие образования в Шкотовском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы» ограждение здания территории образовательных учреждений запланировано к реализации на ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик МБОУ «СОШ № 29 с. Централное» своего представителя в суд не направил, в связи с погодными условиями ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения прокурора, представителя администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1,7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.3006года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 3.1 п.3.8 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29 с. Центральное» Шкотовского муниципального района учреждено и финансируется администрацией Шкотовского муниципального района Приморского края, входит в состав муниципальной собственности.
В ходе проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой Шкотовского района проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму; требований по обеспечению образовательных учреждений противопожарной безопасностью, антитеррористической защищенности, в том числе к которым относится наличие периметрального ограждения и освещения территории, а именно, территория МБОУ «СОШ № 29 с. Центральное» Шкотовского муниципального района огорожена забором частично.
Суд полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и п. 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по установлению ограждения по периметру территории МБОУ СОШ №29 с. Центральное.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относятся, в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Суд, учитывая приведенное правовое обоснование, установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что иск о возложении обязанности по обеспечению финансирования установки ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ № 29 с. Центральное», обязании установить ограждение по периметру территории подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
В этой связи, доводы представителей ответчиков о том, что установка ограждения здания территории образовательного учреждения запланирована в рамках утвержденной муниципальной программы «Развитие образования в Шкотовском муниципальном районе на 2014- 2017годы», в том числе в СОШ № 29 с. Центральное, не имеют правового значения, не влияют на результат разрешения настоящего дела.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Пунктом 7 Концепции предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29 с. Центральное», администрации Шкотовского муниципального района о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края обеспечить финансирование мероприятий по установке ограждения по периметру территории МБОУ СОШ №29 с. Центральное в образовательном учреждении – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 с. Центральное» Шкотовского муниципального района Приморского края, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29 с. Центральное» Шкотовского муниципального района Приморского края установить ограждения по периметру территории МБОУ СОШ №29 с. Центральное Шкотовского муниципального района Приморского края, в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств из администрации Шкотовского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Шкотовском районном суде, начиная с 06.12.2016 г.; срок обжалования- с 07.12.2016г. по 09.01.2017 г.
Председательствующий В.В. Пак