РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2015 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П..,
при секретаре судебного заседания Васёвой Е.В.,
с участием представителя административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Лотовой Н.В.,
представителя заинтересованного лица: ООО «Фирма «Комфорт-НТ» Русских Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-2550/2015 по административному заявлению Шустова Е. А. и Шустовой М. С. об оспаривании бездействия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
У С Т А Н О В И Л:
Супруги Шустовы Е.А. и М.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения отдела контроля Управления по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, наименование которого изменено на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, и понуждении совершить определенные действия.
В заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в отдел контроля Управления по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области с жалобой на ООО «Комфорт-НТ», управляющую МКД по <адрес>, в которой просили зафиксировать факт невыполнения услуг управляющей организацией и уклонение от дачи письменных ответов на обращения собственников. Однако, ответчик отказался провести выездную проверку на предмет выполнения условий договора управления многоквартирным домом управляющей организацией, полагая, что нарушений со стороны управляющей организации и оснований для принятия мер реагирования нет. Просили признать незаконным решение Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об отказе в удовлетворении жалобы, и обязать ответчика устранить допущенное нарушение, провести проверку состояния жилого дома № по <адрес>.
Административным соответчиком к участию в деле привлечена начальник отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зверева О.А., заинтересованным лицом - ООО «Фирма «Комфорт-НТ», управляющее МКД по <адрес>
В уточненном исковом заявлении административные истцы указали, что в своей жалобе от ДД.ММ.ГГГГ они просили ответчика проверить общедомовое имущество для дачи оценки его состояния на соответствие обязательным требованиям закона. В иске просили признать незаконным бездействие отдела контроля по Горнозаводскому Управленческому округу Свердловской области Департамента государственного жилищного и строительного надзора, выразившееся в не рассмотрении по существу жалобы истцов от ДД.ММ.ГГГГ, и непринятии мер, предусмотренных ст.20 ЖК РФ, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение и с составлением акта в присутствии Шустовой М.С. провести выездную проверку технического состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном в <адрес> а также провести проверку исполнения и соблюдения ООО «<...>» правил содержания общего имущества собственников помещений и выполнения договора управления многоквартирным домом.
В судебное заседание административные истцы не явились, просили судебное заседание провести в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области исковые требования не признал, поскольку отсутствовали основания для проведения проверки деятельности управляющей организации ООО «Комфорт-НТ» с выходом для осмотра общедомового имущества, была проведена документарная проверка на основании имеющихся в распоряжении административного ответчика актов, представленных истцами и управляющей организацией, подтверждающих проведение уборки мест общего пользования дома по <адрес>.
Административный соответчик Зверева О.А. в суд не явилась, ходатайств в адрес суда не направила.
Представитель заинтересованного лица ООО «Фирма «Комфорт-НТ» с исковыми требованиями также не согласился, поскольку обязанности по уборке мест общего пользования в доме по <адрес> выполняются.
Огласив уточненное исковое заявление, заслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
На основании ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст.227 КАС РФ, для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что Шустовы М.С. и Е.А. проживают в <адрес>, являются собственниками этого жилого помещения на праве совместной собственности.
<адрес> находится в управлении управляющей организации ООО «<...>
ДД.ММ.ГГГГ Шустовы М.С. и Е.А. обратились в отдел контроля Управления по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области с жалобой, в которой указали, что Шустов Е.А. является собственником <адрес> доме по <адрес>, Шустова М.С. является членом совета МК и старшим по подъезду № в этом доме, которым управляет управляющая организация ООО «Фирма Комфорт-НТ». Управляющая организация не выполняет условия договора, а именно: <...>. Собственники помещений в период с <...> обращались в управляющую организацию с заявками на уборку подъезда, восстановление освещения в подъезде и очищение территории от наледи и мусора, о выполнении перерасчета, так как уборка, то есть, жилищная услуга не предоставлялась. Просили провести визуальный осмотр общедомового имущества собственников МКД № по <...>, подъезд № с первого по девятый этаж с целью оценки соответствия состояния имущества обязательным требованиям и выявления факта невыполнения условий договора управления в присутствии собственника – члена совета МКД Шустовой М.С. и составить соответствующий акт (л.д.62).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Шустовых М.С. и Е.А. административный ответчик сообщил, что факты, приведенные в обращении, не указывают на нарушение со стороны управляющей компании правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, таким образом, отсутствуют основания для проведения проверки в отношении управляющей компании. Кроме того, совет многоквартирного дома, членом которого является Шустова М.С., осуществляет, в том числе, контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме (л.д.59).
Не согласившись с таким ответчиком, Шустовы обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия административного ответчика.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 № 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции Управление осуществляет на территории Свердловской области в том числе следующие полномочия и функции: организует и осуществляет контроль (надзор) за: соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо- и газоснабжение); соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; осуществляет контроль по обращениям и заявлениям потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица Госжилинспекции Свердловской области рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
Согласно п.8 Положения об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2014 № 354-ПП, Управление осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия: организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2015 № 166-ПП Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Управления государственного строительного надзора Свердловской области и переименовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
На основании ст.20 Жилищного кодекса РФ, под государственным жилищным надзором понимаются, в том числе, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпункт «В» которой называет нарушение прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены, являются поступления в орган государственного или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса (п.4.2 ст.20).
Согласно п. 2 ч. 2 данной статьи, основанием проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан о фактах нарушениях прав потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, который осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (п.3).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п.10).
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.11).
В силу ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", применяемого к спорным правоотношениям, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что административным ответчиком обращение Шустовых Е.А. и М.С. рассмотрено, им дан ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ. На этом основании требование о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении по существу жалобы Шустова Е.А. и Шустовой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В своем обращении в отдел контроля Управления по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Шустовы указывали на невыполнение управляющей организацией ООО «Фирма Комфорт-НТ» обязательств по содержанию общего имущества в отношении дома по <адрес>, в частности, работ по уборке мест общего пользования, в том числе, придомовой территории, лестничных площадок и маршей, кабины лифта, стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта, окон, перил, подоконников и так далее. К заявлению прилагались заявки в управляющую организацию и акты о выполнении работ по уборке подъездов, подписи в которых заявители ставили под сомнение..
В судебном заседании представитель административного ответчика дал суду пояснения о том, что ответчиком фактически была проведена документарная проверка приложенных к обращению актов, из содержания которых сделан вывод о том, что управляющей организацией обязанности по содержанию общего имущества выполняются надлежащим образом.
Суд полагает, что утверждение представителя административного ответчика о проведении документарной проверки не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ответе на обращение административных истцов в проведении проверки отказано, и ничего не сообщается о проведении документарной проверки по их заявлению.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, предусмотрен состав работ, который необходим для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее Правила, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно п.3.2.2 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
На основании п.3.2.6 Правил, освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
В соответствии с п.3.2.7 Правил, периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Согласно п. 4.8.14 Правил, лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. C; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Организация уборки придомовой территории предусмотрена п.3.6 Правил.
В своем обращении Шустовы сообщили административному ответчику о невыполнении управляющей организацией ООО «Фирма Комфорт-НТ» возложенной на нее обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес>, в частности, наличие наледи и мусора на придомовой территории, отсутствие уборки мест общего пользования, отсутствие освещения, факты неоднократного обращения в управляющую организацию в течение длительного времени и непринятие мер управляющей организацией по устранению нарушений требований законодательства в части содержания общего имущества собственников помещений МКД, поэтому в силу возложенной на него ст.20 Жилищного кодекса РФ обязанности ответчик должен был организовать документарную или выездную проверку соблюдения ООО «Фирма Комфорт-НТ» установленных законом требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Изложенные в обращении Шустовых факты подтверждены имеющимися в материалах дела заявками собственников помещений МКД в ООО «Фирма Комфорт-НТ», наличие которых не оспаривалось представителем заинтересованного лица в судебном заседании.
На этом основании не принятие административным ответчиком мер, предусмотренных ст.20 Жилищного кодекса РФ, по проверке изложенных в сообщении граждан фактах в отношении управляющей организации ООО «Фирма Комфорт-НТ» является незаконным, нарушающим права получателей услуг по договору управления этим жилым домом.
В силу этого обстоятельства на административного ответчика следует возложить обязанность по проведению проверки соблюдения управляющей организацией ООО «Комфорт НТ» обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений и выполнения условий договора управления многоквартирным жилым домом. № по <адрес>.
Требование о проведении проверки в присутствии административного истца Шустовой М.С. суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку обязанность проведения проверки контролирующим органом в присутствии собственников помещений МКД законодателем не установлена.
В силу ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу этой нормы закона, применительно к бездействию, которое носит длящийся характер, срок на обращение за судебной защитой начинает течь со дня, когда заявителю стало известно о прекращении бездействия.
Ответ административного ответчика датирован ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением Шустовы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в настоящем деле нарушение прав и законных интересов административных истцов продолжалось и на дату обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы не пропустили срок на обжалование.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░. № ░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░