Дело № 2-317/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 20 ноября 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафиева Дурасана Агаджан Оглы к администрации Лахденпохского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Сафиев Д.А.О. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск мотивирован тем, что истец является наследником имущества, оставшегося после смерти его сына ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти сына истца осталось наследственное имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. При жизни сын истца не зарегистрировал право собственности на вышеуказанную квартиру, что препятствует осуществлению права наследования указанной квартиры. В связи с чем, нотариус отказал истцу в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону.
На основании изложенного, истец просил включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-а <адрес>, и признать на нее право собственности за истцом в порядке наследования.
В судебном заседании истец Сафиев Д.А.О. и его представитель, действующая на основании устного ходатайства ФИО5, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнив, что ФИО2 не успел зарегистрировать на квартиру право собственности, так как трагически погиб, при этом на начало августа он был записан на регистрацию квартиры.
Представитель ответчика администрации Лахденпохского муниципального района, действующая на основании доверенности Медведева О.В., полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица нотариус Лахденпохского нотариального округа Шкуро А.В. и представитель администрации Лахденпохского городского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего и наследственного дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 (наследодатель). Единственным наследником первой очереди на имущество, оставшееся после его смерти, является его отец ФИО4О. (истец).
Заявленные требования мотивированы тем, что при обращении истца за принятием наследства в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по тем основаниям, что при жизни ФИО2 (наследодатель) не зарегистрировал право собственности на указанную квартиру.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно статье 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
При этом в силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что в процессе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт владения, пользования и распоряжения ФИО2 (наследодателем) квартирой, расположенной по адресу: <адрес>-а <адрес>, о чем свидетельствует представленный в материалы дела договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с администрацией Лахденпохского городского поселения (л.д. 34).
В настоящее время ЕГРН содержит сведения о жилом помещении с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, назначение – жилое помещение, наименование – квартира, этаж -5, площадь – 49,6 кв.м. На указанное жилое помещение информация о зарегистрированных правах, обременениях в ЕГРН отсутствует. Сведения о данном жилом помещении в ЕГРН были внесены ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, указанные обстоятельства подтверждают возникновение у ФИО2 (наследодателя) при жизни права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с чем, в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти, подлежит включению вышеуказанная квартира.
Доказательств того, что наследодатель или наследники отказались от своих прав на имущество или совершили действия, являющиеся основанием для прекращения прав на него, суду не представлено.
О притязаниях на оспариваемое недвижимое имущество от иных лиц не заявлялось.
По мнению суда, изложенные обстоятельства являются основанием для судебной защиты, поскольку нотариусом отказано истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Требование истца о признании за ним права собственности в порядке наследования на спорную квартиру суд полагает преждевременным, поскольку как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 вышеназванного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, требования о признании права собственности в порядке наследования рассматриваются судом в случае истечения срока принятия наследства. Тогда как в рассматриваемом случае шестимесячный срок принятия наследства, оставшегося после смерти ФИО2, истекает лишь ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 кв.м., кадастровый №.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2019.