Гр. дело № 2-82/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Асино 12 февраля 2015 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Дубакова А.Т.,
с участием помощника Асиновского городского прокурора Зенькова А.И.,
при секретаре судебного заседания Плавиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Копылова Т.М., Чирикова Н.С., Здобникова Л.М., Малая С.А. к администрации Асиновского городского поселения о признании незаконными и отмене распоряжения администрации Асиновского городского поселения от /дата/ «Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений» и заключений межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу,
установил:
Асиновский городской прокурор в интересах Копылова Т.М., Чирикова Н.С., Здобникова Л.М., Малая С.А. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения с указанным иском. В обоснование заявления указано, что Асиновской городской прокуратурой по коллективному обращению жильцов многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Асиновского городского поселения требований жилищного законодательства. По результатам проверки установлены грубые нарушения требований жилищного законодательства при признании межведомственной комиссией указанные домов аварийными и подлежащими сносу. Постановлением главы администрации Асиновского городского поселения от /дата/ утвержден состав межведомственной комиссии. Обследование указанных домов проводилось без представителя органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, а также без представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля). Кроме того, к работе в комиссии не были привлечены с правом совещательного голоса собственники жилого помещения. При обследовании указанных домов межведомственной комиссией не проводились мероприятия: оценка степени категории и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фонда и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, месторасположения жилого помещения. Межведомственной комиссией не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным требованиям, состав привлекаемых экспертов проектно - изыскательских организаций исходя из причин, по которым указанные дома могут быть признаны аварийными. Также решения межведомственной комиссии вынесены в отсутствие заключений специализированной организации. Заключения межведомственной комиссии являются незаконными, следовательно, распоряжение администрации Асиновского городского поселения от /дата/ № « Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений» подлежит отмене. Просит признать незаконными и подлежащими отмене заключения межведомственной комиссии от /дата/ № и № о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу. Признать незаконным и подлежащим отмене распоряжение администрации Асиновского городского поселения от /дата/ № «Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений».
В судебном заседании помощник Асиновского городского прокурора Зеньков А.И. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, указанными в иске.
Представитель истцов Здобникова Л.М., Чирикова Н.С., Малая С.А. – Иванова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, указанными в иске. Дополнительно пояснила, что ее представляемые являются пенсионерами и большую часть времени проводят дома. В декабре 2011 года никакого обследования их дома комиссией не было. После признания дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, ее представляемая Здобникова Л.М. /дата/ приватизировала квартиру. Износ дома на момент приватизации составлял 25%. Кроме этого жильцы провели техническую экспертизу дома и согласно заключению износ дома всего 29 %, дом признан пригодным для дальнейшей эксплуатации.
Истец Копылова Т.М. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Асиновского городского поселения Степаненко А.Ф. в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что против удовлетворения иска не возражает. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца Копылова Т.М. и представителя ответчика.
Заслушав прокурора, представителя истцов, изучив представленные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
Согласно под.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу требований ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы администрации Асиновского городского поселения № от /дата/ утвержден состав межведомственной комиссии по признанию жилых домов в Асиновском городском поселении непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В состав комиссии включены: председатель комиссии – первый заместитель главы администрации Асиновского городского поселения; заместитель председателя комиссии - начальник отдела по имуществу и землям администрации Асиновского городского поселения; секретарь комиссии – директор МУ «УГЖФ», члены комиссии- начальник территориального ГПН, директор ОГУП «ТОЦТИ», главный специалист –архитектор отдела ЖКХ, строительства, транспорта администрации <адрес>, директор Первомайского филиала ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии». /дата/ межведомственной комиссией проведено обследование помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> и № по <адрес> актам обследования помещения № и № от /дата/ многоквартирные жилые <адрес> и № не отвечают требованиям, установленным для жилых помещений, рекомендован снос. Согласно заключениям о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания № и № от /дата/ , межведомственная комиссия в составе: председателя комиссии – первого заместитель главы администрации Асиновского городского поселения, членов комиссии - начальника отдела управления имуществом и землями администрации Асиновского городского поселения, ведущего специалиста по управлению муниципальным жилым фондом администрации Асиновского городского поселения, ведущего специалиста по безопасности жизнедеятельности населения ГО и ЧС администрации Асиновского городского поселения, начальника Асиновского отделения ОГУП «ТОЦТИ», ведущего специалиста по строительству отдела ЖКХ, строительства и транспорта администрации Асиновского района, главного специалиста по правовым вопросам администрации Асиновского городского поселения, главного государственного инспектора Асиновского района по пожарному надзору, директора МУ «УГЖФ», приняла заключения о признании указанных домов аварийным и подлежащими сносу. Распоряжением администрации Асиновского городского поселения № от /дата/ «Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений» спорные многоквартирные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу; установлен срок для отселения физических и юридических лиц из данных домов.
В нарушение требований законодательства (п. 7 Положения) обследование многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, осуществлялось межведомственной комиссией не в полном составе. Отсутствовали представитель органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля). К работе в комиссии не были привлечены с правом совещательного голоса собственники жилого помещения ( уполномоченные им лица).
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В нарушение указанного требования эти мероприятия, при обследовании многоквартирных домов, межведомственной комиссией не проводились.
В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
В нарушение указанных требований межведомственной комиссией не определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании указанных жилых помещений соответствующим (не соответствующим). Не определен состав привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым указанные многоквартирные дома могут быть признаны нежилыми (аварийными).
В соответствии с п. 44 Положения признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Однако, решения межведомственной комиссии о признании указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу вынесены в отсутствие заключений специализированной организации.
Кроме того, заключения межведомственной комиссии не содержат обоснования принятого решения, в то время как п. 48 Положения предусмотрено, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1, согласно которому комиссией должны быть приведены обоснования принимаемого ею заключения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, которое может быть обжаловано в судебном порядке (п. 48, 52 Положения)
Таким образом, заключения межведомственной комиссии № и № от /дата/ о признании многоквартирных домов № 9а и № по <адрес> в <адрес> аварийными и подлежащими сносу приняты с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Учитывая, что заключения межведомственной комиссии приняты с существенными нарушениями установленных требований, основанное на них распоряжение администрации Асиновского городского поселения от /дата/ № «Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений» так же не может быть признано соответствующим требованиям закона.
При разрешении вопроса об их недействительности суд исходит из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Кроме этого, при разрешении указанного иска судом принято во внимание и то, что при обследовании дома по <адрес> /дата/ ОГУП «ТОЦТИ» его физический износ составлял 25 % (технический паспорт от /дата/ ), а согласно акту экспертизы № от /дата/ степень износа дома установлена в 29%, его физическое состояние признано удовлетворительным, что позволяет его дальнейшую безаварийную эксплуатацию.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Копылова Т.М., Чирикова Н.С., Здобникова Л.М., Малая С.А. к администрации Асиновского городского поселения удовлетворить.
Признать недействительными заключения межведомственной комиссии № и № от /дата/ о признании многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> аварийными и подлежащими сносу.
Признать недействительным распоряжение администрации Асиновского городского поселения № от /дата/ «Об определении срока отселения физических и юридических лиц из жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, и о дальнейшем использовании помещений».
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.
Судья А.Т. Дубаков