129515 г.Москва, ул.1–я Останкинская, дом 35,
тел.: 8-495-602-29-75, 8-495-602-51-42; факс: 8-495-602-49-50;
адрес электронной почты суда: ostankinsky.msk@sudrf.ru;
адрес официального сайта суда в сети «Интернет»: ostankinsky.msk.sudrf.ru).
№ 2а-141/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» августа 2017 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сурниной М.В., при секретаре Савекина П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску К.Е. к ИФНС России № 17 по городу Москве о признании задолженности по транспортному налогу безнадежной ко взысканию,
установил:
Кричевский К.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 17 по городу Москве о признании задолженности по транспортному налогу безнадежной ко взысканию в котором просил признать безнадежной ко взысканию задолженность по уплате транспортного налога за 2009 год в размере 42900 рублей и пени 14 240,29 рублей, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежной ко взысканию и обязанность по их уплате прекращенной со списанием задолженности и удалением информации о ней из личного кабинете налогоплательщика.
В обоснование доводов указывая на то, что из информации, содержащейся в «Личном кабинете» налогоплательщика следует, что за административным истцом числиться задолженность по транспортному налогу за 2009 год в размере 42900 рублей и пени 240,29 рублей. Указанная недоимка по налогам является безнадежной ко взысканию, поскольку срок для ее взыскания истек, а налоговым органом мер для принудительного взыскания недоимок по налогам после отмены судебного приказа не предпринималось, таким образом, с учетом положений ст. 46 Налогового кодекса РФ налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в судебном порядке.
Административный истец Кричевский К.Е. в судебное заседание не явился, извещен, уполномочил на участие в деле представителя в порядке ст. 54 КАС РФ.
Представитель административного истца Яний Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители административного ответчика ИФНС России №17 по городу Москве Широкова М.В., Поликарпов С.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требованиям по основаниям письменных возражений.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 226,289 КАС РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные оп делу доказательства по правилам тс. 95 КАС РФ суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 13 февраля 2014 года мировым судьей судебного участка № 316 Алексеевского района города Москвы, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 315 Алексеевского района, на основании возражений Кричевского К.Е. был отменен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 год в размере 42900 рублей и пени в сумме 14240,29 рублей, ИФНС России № 17 по городу Москве разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.
Административный истец, обращаясь в суд, указывал на то, что после вынесения определения об отмене судебного приказа, налоговый орган в установленный ст. 48 НК РФ срок в суд с иском не обращался.
Вместе с тем, в «Личном кабинете» налогоплательщика до настоящего времени числится задолженность по уплате транспортного налога за 2009 года и пени в указанном выше размере, в то время как предусмотренный законом срок для принудительного взыскания недоимки по налогу и пени пропущен, что является основанием для признания задолженности безнадежной ко взысканию.
Разрешая дело, суд исходит из того, что непредъявление налоговым органом в судебном порядке требований о принудительном взыскании задолженности само по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога, поскольку утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока само по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Кроме того, согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться для налогового органа препятствием для обращения в суд. При этом вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Так, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Конституция РФ в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Абзацем 1 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Действительно положениями Налогового кодекса предусмотрены основания для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Однако по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации и отказом суда в восстановлении такого срока.
Решение суда, которым налоговому органу отказано во взыскании налоговой недоимки связи с пропуском срока для обращения в суд и отказом восстановить этот срок не представлено.
Административный истец, ссылаясь на наличие оснований для признания суммы налога и пени по транспортному налогу за 2009 год безнадежными ко взысканию, по существу указывал на отсутствие обязанности по уплате транспортного налога за спорный период в связи с наличием льгот. Как следует из искового заявления и позиции, изложенной представителем административного истца, в суде, истец, являясь многодетным отцом, имеет право на полное освобождение от уплаты транспортного налога за одно зарегистрированное за семьей транспортное средство. После получения уведомление на уплату транспортного налога, истец воспользовался льготой в виде освобождения от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство, обратившись в налоговый орган с соответствующим заявлением. При этом налоговым органом незаконно отказано в предоставлении льготы в виде освобождения от уплаты налога за 2009 год.
Таким образом, приводя доводы об утрате возможности взыскания суммы недоимки по налогам и пеням, административный истец по существу выражает несогласие с исчисленной налоговым органом суммой недоимки, фактически оспаривая обязанность по ее оплате, в том время как утраченной ко взысканию может быть признана только фактически определенная и документально подтвержденная задолженность.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ № 17 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.