63RS0№-52
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
6 октября 2022 года <адрес>
Приволжский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего судьи Бочарова Я.Ю.,
при секретаре ФИО6,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7,
ответчика – представителя администрации с.<адрес> – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> об обязании по установлению информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, -
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском в суд к Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> об обязании по установлению информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 поддержала исковые требования в полном объёме, в обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой проведена проверка деятельности Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также СП 59.13330.2020 при входе в здание Администрации для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
По выявленным нарушениям прокуратурой в адрес Главы администрации сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> установить тактильную схему движения, отображающую информацию о помещениях в здании.
Представитель ответчика по доверенности ФИО8, исковые требования прокурора <адрес> признал.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает необходимым удовлетворить иск прокурора <адрес> по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и свод правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.
В свою очередь, п 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
-перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
-перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
-рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года,
Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
В силу главы 4 СП 59.13330.2020 настоящий свод требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Проектные решения должны обеспечивать для маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования:
- доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания;
- безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда;
- условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара;
- условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги.
В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объёме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны учитывать возможности маломобильных групп населения всех групп мобильности в соответствии с их классификацией.
К планировочным (высота, ширина, глубина) значениям элементов зданий и сооружений, доступных для МГН, допускается устанавливать допуски их геометрических параметров по ГОСТ 21779.
Таким образом, на здание, в котором расположен ответчик, как объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил, при входе в здание Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес>, по адресу: <адрес>, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Главе сельского поселения Ильмень внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов.
В ответе на представление было указано, что был заключен договор на изготовление мнемосхемы. Специалист ФИО9 привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Следовательно, материалами дела подтверждено, что выявленные нарушения требования федерального законодательства, а именно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания, Администрации сельского поселения Ильмень не устранены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц.
В связи с чем суд считает возможным согласиться с мнением стороны истца и установить трёх месячный срок исполнения решения, с момента вступления решения суда в законную силу.
Данный срок для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер нарушаются права неопределенного круга лиц.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> об обязании по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы) для инвалидов по зрению - удовлетворить.
Обязать Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, установить тактильную схему, отображающую информацию о размещении и назначении помещений в здании.
Установить Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района <адрес> срок для совершения указанного мероприятия в три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Я.Ю. Бочаров