Дело №2-2686/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2014 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
Председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.
при секретаре: Алексеенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чепцова И.М. к УМВД России по Смоленской области, Администрации Ельнинского городского поселения, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
Чепцов И.М., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области, Администрации Ельнинского городского поселения, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека: он, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И., с ДД.ММ.ГГГГ.; включении его с составом семьи четыре человека (он сам, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И.), в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах МВД России, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. На момент увольнения он и члены его семьи помещением за счет бюджетных ассигнований не обеспечены. Постановлением администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ он с составом семьи четыре человека был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановлен на учет для получения жилья в г.Ельня. При обращении в УМВД России по Смоленской области с заявлением об улучшении жилищных условий, включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. и в последующем ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано и предложено обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства, ссылаясь на то, что он в УМВД России по Смоленской области на учете, нуждающихся в жилищных условиях не состоял и не состоит, а, следовательно, не может стать участником подпрограммы, учитывая, что после 01.03.2005г. правовые основания для постановки на учет по прежнему месту службы отсутствуют. Обратившись с заявлением о включении его с составом семьи четыре человека (он сам, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И.) в состав участников программы ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию Ельнинского городского поселения, письмом Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано, со ссылкой на п. 2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и рекомендовано обратиться в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу. Считает, что действиями ответчиков были нарушены его права.
Истец Чепцов И.М., его представитель Седлецкий С.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить, указав, что Администрация Ельнинского городского поселения должна принять решение о признании Чепцова И. М. с составом семьи четыре человека участником подпрограммы, а Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Чепцова И. М. с составом семьи четыре человека в сводный список граждан-участников подпрограммы.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Зырянов В.Г. исковые требования не признал, со ссылкой на п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы».
Представитель ответчика УМВД России по Смоленской области Руденко В.В. исковые требования не признала, указав, что УМВД России по Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку Чепцов И.М. никогда не состоял в УМВД России по Смоленской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации Ельнинского городского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в полном объеме поддерживает мнение Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
По делу установлено, что Чепцов И.М. проходил службу в органах МВД России; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. уволен со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, имея общую продолжительность службы более <данные изъяты> лет (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ. Чепцов И.М. обратился в Администрацию Ельнинского городского поселения с заявлением о постановке его с составом семьи из четырех человек: он, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.63).
Письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ. № Администрацией Ельнинского городского поселения Чепцову И.М. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.15).
В ДД.ММ.ГГГГ. Чепцов И.М. обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением по вопросу включения его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Письмом УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было в этом отказано и предложено обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства, со ссылкой на то, что он в УМВД России по Смоленской области на учете, нуждающихся в жилищных условиях не состоял и не состоит, а, следовательно, не может стать участником подпрограммы, учитывая, что после 01.03.2005г. правовые основания для постановки на учет по прежнему месту службы отсутствуют (л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ. истец повторно обратился в Администрацию Ельнинского городского поселения с заявлением о постановке его с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.32). Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № Чепцов И.М. с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья в г.Ельня (л.д.9,33).
В ДД.ММ.ГГГГ. Чепцов И.М. повторно обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением по вопросу включения его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в ответ на которое письмом УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано, со ссылкой на то, что после 01.03.2005г. правовые основания для постановки на учет по прежнему месту службы отсутствуют, тогда как он в УМВД России по Смоленской области на учете, нуждающихся в жилищных условиях не состоял и не состоит, а, следовательно, не может стать участником подпрограммы, в связи с чем следует по данному вопросу обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ. Чепцов И.М. обратился в администрацию Ельнинского городского поселения с заявление о включении его с составом семьи четыре человека (он сам, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И.) в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
По результатам перенаправленного администрацией Ельнинского городского поселения в адрес Департамента Смоленской области по социальному развитию данного обращения истца, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент Смоленской области по социальному развитию отказал Чепцову И.М. во включении его в состав подпрограммы со ссылкой на п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и рекомендовал обратиться в федеральные органы исполнительной власти, в которых он проходил службу.
В соответствии с подп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В силу с п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением документов, перечень которых является исчерпывающим.
Основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы перечислены в п.22 Правил, в частности: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
На момент возникновения права на участие в подпрограмме Чепцов И.М. относился к категории граждан, перечисленных в подп. «а» п.5 Правил, а именно как сотрудник органов внутренних дел уволенный со службы, признанный в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), и наличие либо отсутствие данного права не может связываться исключительно с тем, в каком органе он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении – органе местного самоуправления либо по месту прежней службы.
Следовательно, Чепцов И.М. отвечает необходимым критериям для участия в подпрограмме, поскольку был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, уволен со службы по льготным основаниям, имеет необходимую продолжительность службы и изъявил желание участвовать в программе с целью получения сертификата.
То обстоятельство, что истец не состоял в списках нуждающихся в получении жилья по месту службы, не может служить препятствием к реализации его права на участие в подпрограмме, поскольку в установленном порядке он признан нуждающимся в жилом помещении, а невозможность постановки на указанную очередь связана с тем, что УВД по Смоленской области после введения в действие Жилищного кодекса РФ данные действия не осуществляет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган, на который возложено оформление списков, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая вышеуказанный порядок, суд приходит к выводу, что администрация Ельнинского городского поселения в соответствии с возложенными на нее полномочиями по включению граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки, обязана включить истца с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы, а Департамент Смоленской области по социальному развитию в свою очередь должен принять решение о включении Чепцова И.М. с составом семьи 4 человека в сводный список граждан-участников «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», исходя из даты подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях – ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании его с составом семьи из четырех человек нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список граждан-участников «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, т.к. жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления, в связи с чем решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и истцом не оспаривалось, отказ Администрации Ельнинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. в постановке его с составом семьи из четырех человек (он сам, жена Ч. М.В., сын Ч. Д.И., дочь Ч. К.И.) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленный законом срок им не обжаловался, в связи с чем, оснований для признания истца с составом семьи из четырех человек нуждающимся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. не имеется.
С учетом заявленных требований, принимая во внимание, что истец никогда не состоял в УМВД России по Смоленской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствие каких-либо правоотношений по поводу предоставления жилого помещения с УМВД России по Смоленской области, суд отказывает в иске к УМВД России по Смоленской области.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чепцова И.М. к УМВД России по Смоленской области, Администрации Ельниского городского поселения, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Ельнинского городского поселения принять решение о признании Чепцова И.М. с составом семьи четыре человека (он сам, жена Ч.М.В., сын Ч.Д.И., дочь Ч.К.И.) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях – ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию принять решение о включении Чепцова Ивана Михайловича с составом семьи четыре человека (он, жена Ч.М.В., сын Ч.Д.И., дочь Ч.К.И.) в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, в иске к УМВД России по Смоленской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2014г.