№ 2а-154/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Учалы РБ 16 января 2018 года
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Харисовой А.А.,
при секретаре Зариповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление начальника МРИ ФНС России № 20 по РБ Поляковой Л.М. к Кусербаевой Г.О. о взыскании недоимки,
у с т а н о в и л:
Начальник МРИ ФНС России № 20 по РБ Полякова Л.М. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивировав тем, что Кусербаева Г.О., будучи плательщиком налогов, имеет задолженность по уплате налога на имущество, земельного налога и транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ Требования, направленные в адрес Кусербаевой Г.О. оставлены без ответа. В связи с неуплатой налога начальник МРИ ФНС России № 20 по РБ обратилась к мировому судье судебного участка № 3 по Учалинскому району и г. Учалы с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенный судебный приказ в свою очередь определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться в Учалинский районный суд РБ в порядке искового производства.
В связи с получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, истец просит признать причины пропуска для подачи административного искового заявления уважительными и восстановить пропущенный срок, взыскать с Кусербаевой Г.О. недоимку в размере 10177,33 руб., в том числе: по налогу на имущество 376 руб., пени по налогу на имущество 8,4 руб., по земельному налогу 59 руб., пени по земельному налогу 1,32 руб., по транспортном у налогу 9520 руб., пени по транспортному налогу 212,61 руб.
На судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Кусербаева Г.О., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в назначенное время в суд не явилась, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращалась, сведениями об уважительных причинах ее неявки суд не располагает, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Статья 45 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового Кодекса РФ.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласностатьи 45Налогового Кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового Кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии сост. 399Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласност. 400Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового Кодекса РФ).
Ставки налога на имущество на территории городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан установлены Решением Совета городского поселения г. Учалы муниципального района Учалинский район РБ от 26.11.2014 N 214 "Об установлении налога на имущество физических лиц".
Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст.390, ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Ставки земельного налога на территории городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан установлены решением Совета городского поселения г. Учалы муниципального района Учалинский район РБ от 23.11.2017 N 103 "Об установлении земельного налога" (вместе со "Ставками земельного налога на территории городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан")
Как следует из статьи 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В статье 358 Налогового кодекса РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ст.361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства.
В Республике Башкортостан налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом РБ № 365-з «О транспортном налоге».
Согласно ст.363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов административного дела судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям об объектах имущества, зарегистрированных за физическим лицом, Кусербаевой Г.О. на праве собственности принадлежат земельный участок по адресу: <адрес> и квартира по адресу: <адрес>, а также транспортное средство, марки <***>, ДД.ММ.ГГГГ
Административным истцом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления и требования о погашении задолженности по налогам и сборам. Однако налоги в указанный в уведомлении и требованиях срок административный ответчик не уплатила, доказательств обратного суду не представила.
ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика транспортного налога в размере 9520 руб., пени в размере 212,61 руб., налога на имущество физических лиц в размере 376 руб., пени в размере 8,40 руб., земельного налога в размере 59 руб., пени в размере 1,32 руб., всего на общую сумму 10177,33 руб.
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 3 по Учалинскому району и г. Учалы от ДД.ММ.ГГГГ с Кусербаевой Г.О. взыскана задолженность по налогам ДД.ММ.ГГГГ в заявленном размере.
По результатам рассмотрения возраженийКусербаевой Г.О. определением мирового судьи судебного участка № 3 по Учалинскому району и г. Учалы от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен.
Судом установлено, что предусмотренные законом специальные сроки обращения в суд (ст.48 Налогового кодекса РФ) налоговым органом соблюдены.
Материалами дела подтверждено то, что Межрайонной ИФНС России № 20 по РБ определение об отмене судебного приказа отДД.ММ.ГГГГ получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют материалы дела №. При этом административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам и пени направлено в Учалинский районный суд РБ по почте ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый штамп на конверте. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок подачи заявления административным истцом не пропущен (заявление направлено в пределах шестимесячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа), соответственно, нужды в его восстановлении не имеется.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в случае образования у налогоплательщика недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога, им подлежат уплате пени.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду того, что доказательств погашения взыскиваемой задолженности по налогу не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска как в части требований о взыскании суммы надоимки по налогам, так и в части начисленных пени. Представленный расчет пени суд считает верным.
Поскольку административный истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с административного ответчика.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с Кусербаевой Г.О. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета исходя из суммы удовлетворенных требований (10177,33 руб.) в размере 407,09 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Кусербаевой Г.О., проживающей по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Республике Башкортостан (путем перечисления на расчетный счет в Отделение НБ РБ г. Уфа, БИК 048073001, на счет № 40101810100000010001 в УФК МФ по РБ (Межрайонная ИФНС России № 20 по РБ), ИНН 0256012781) недоимку в размере 10177,33 руб., в том числе: по налогу на имущество 376 руб., пени по налогу на имущество 8,4 руб., по земельному налогу 59 руб., пени по земельному налогу 1,32 руб., по транспортному налогу 9520 руб., пени по транспортному налогу 212,61 руб.
Взыскать с Кусербаевой Г.О. в доход местного бюджета госпошлину в размере 407,09 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.А. Харисова