Решение по делу № 33-15367/2016 от 04.07.2016

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. № 33-15367/2016     Судья: Смирнова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Кудасовой Т.А.

судей

Шиловской Н.Ю., Ничковой С.С.

при секретаре

Прокофьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2016 года гражданское дело № 2-2847/2016 по апелляционной жалобе Скворцовой Я.В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года по иску Скворцовой Я.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в специальных стаж.

Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя истца Скворцовой Я.В. – Лукьянова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ),- Дедовой А.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

Скворцова Я.В. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ), в котором просила признать решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) №... от <дата> незаконным, включить в специальный стаж периоды работы с 02 декабря 2002 года по 21 августа 2006 года, с 06 ноября 2008 года по 28 апреля 2011 года по часам налета в количестве 2 524 часа 34 минуты в должности бортпроводника ФГУАП «Пулково», а также с 17 мая 2011 года по 28 февраля 2014 года (2 101 час 11 минут) в должности бортпроводника, бортпроводника старшего ОАО АК «Трансаэро», с 01 марта 2014 года по 31 августа 2015 года (504 часа 06 минут) в должности бортпроводника-инструктора ОАО АК «Трансаэро» и назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 14 ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 сентября 2015 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 сентября 2015 года Скворцова Я.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) от <дата> №... Скворцовой Я.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии.

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Скворцовой Я.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец Скворцова Я.В. просит решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Скворцова Я.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом (л.д. 45 том 2), ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что 28 сентября 2015 года Скворцова Я.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе Санкт-Петербурга (ГУ) от <дата> №... Скворцовой Я.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии.

Из мотивировочной части вышеуказанного решения следует, что по представленным документам на 28 сентября 2015 года стаж Скворцовой Я.В. составляет 15 лет 00 месяцев 15 дней, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ - 08 лет 11 месяцев 25 дней, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отсутствует.

В подсчет специального стажа по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ включены периоды работы Скворцовой Я.В. с 02 декабря 2002 года по 21 августа 2006 года, с 06 ноября 2008 года по 28 апреля 2011 года в должности бортпроводника ГУАП «Пулково», с 17 мая 2011 года по 28 февраля 2014 года в должности бортпроводника, старшего бортпроводника АО АК «ТРАНСАЭРО».

Эти же периоды работы, но рассчитанные не в календарном исчислении, а в соответствии с фактическим налетом часов в подсчет специального стажа по п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не включены с указанием на то, что п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года относит бортпроводников к членам кабинного, а не летного экипажа, что не позволяет отнести периоды работы в указанных должностях к работе в летном составе гражданской авиации, предусмотренной п. 1 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, а также и то, что сведениями индивидуального (персонифицированного) учета работа в летном составе гражданской авиации не подтверждена.

В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Аналогичные требования содержались и в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующего в указанной части до 01 января 2015 года.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).

Согласно ст. 22 Воздушного кодекса СССР, ст. 56 Воздушного кодекса РФ, бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный, относятся к обслуживающему персоналу, следовательно, не пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (Определения от 24.06.2008 г. N 340-О-О; от 16.11.2006 г. N 512-О; от 21.12.2006 г. N 579-О).

Положения п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии Воздушным кодексом СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Таким образом, бортпроводникам (женщинам) право на досрочную пенсию предоставлено на основании Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ по достижении возраста 45 лет (при наличии специального стажа продолжительностью не менее 7 лет 6 месяцев, страхового стажа не менее 15 лет).

Объединение понятий "летный состав" и "экипаж воздушного судна" влечет к неправомерному отнесению бортпроводников к летному составу; изменение Воздушного кодекса РФ не изменяет нормы пенсионного законодательства.

Согласно представленным в дело документам, подтверждающим работу истицы в спорные периоды, она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со Списком N 1, разделом XXI, подразделом 3, позиция 12003000-11217 - бортпроводник.

Учитывая, что истица к моменту обращения за пенсией не достигла возраста 45 лет, что наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев, является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения иска и назначении истице пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по изложенным выше основаниям не имелось.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что бортпроводники в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, а действующее пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всех членов экипажа воздушного судна, поскольку основным критерием в данном случае является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному или летному экипажу, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Скворцовой Я.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-15367/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Скворцова Я.В.
Ответчики
УПФ
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Кудасова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
28.07.2016Судебное заседание
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее