ДЕЛО № 2а-3486/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Ваняна А.С., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика - ДИЗО Воронежской области Родиной М.Л., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица – Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронежа – Шитых Ю.И., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чернышова Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 06 апреля 2020 года №52-17-4730з в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышов Ю.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области в котором просит: признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
В обоснование заявленных требований указав, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский 10, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, кадастровый номер: 36:34:0201087:53, площадью 400 кв.м.
Границы приобретенного земельного участка были обозначены четырьмя столбами, вбитыми по краям участка. Ориентируясь на вбитые столбы, истец поставил забор, огораживающий земельный участок. На данном земельном участке, в пределах забора, впоследствии был возведен гараж. После того, как истец вынес юридические границы участка в натуру, оказалось, что участок уже, чем ранее установлено, и гараж выходит за границы участка.
18 февраля 2020 г. Чернышовым Ю.В. подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:53 на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения составила 699 кв.м. К заявлению истец приложил товарную накладную №103 от 06 сентября 2008 г., свидетельство о покупке металлочерепицы, товарную накладную №32 от 24 мая 2016 г., свидетельствующую о покупке панелей стеновых и договор купли – продажи от 05 июня 2001 г. о покупке шлакоблоков и металлопрофиля.
06 апреля 2020 г. истцу было отказано в перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:53 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению административного истца, указанный отказ является незаконным, поскольку на участке с кадастровым номером 36:34:0201087:53 и испрашиваемой части земель, государственная собственность на которые не разграничена, не расположено ни зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ни здание какого-то иного (другого) гражданина или юридического лица, а расположен его собственный гараж, что подтверждается представленными Чернышовым Ю.В. товарными накладными, договором купли – продажи шлакоблоков и металлопрофиля.
Чернышов Ю.В., ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ указывает на то, что все требования законодательства были им соблюдены, он как добросовестный владелец земельного участка и гаража, предпринял все необходимые меры для узаконивания недвижимости во внесудебном порядке (л.д. 4-9).
Определением судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от 08 июля 2020 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 82).
10 августа 2020 г. определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов».
Административный истец Чернышов Ю. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – Ванян А.С., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 39,40), заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Родина М.Л., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 93, 94), против удовлетворения заявленных требований возражала, представленные письменные возражения поддержала (л.д. 41-43).
Представитель заинтересованного лица – Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж – Шитых Ю.И., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 91, 92) при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, представлен письменный отзыв (л.д. 99-101).
Заинтересованное лицо - Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0201087:53, площадью 400 +/-7 кв. м, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10 (л.д. 28-34).
17 февраля 2020 года Чернышов Ю.В. обратился с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, в котором просил в соответствии со ст. 11.10, п. 3 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса российской Федерации утвердить схему расположения земельного участка площадью 699 кв.м, кадастровый квартал 36:34:0201087, кадастровый номер 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: г.Воронеж, пер. Прохоровский, 10, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи. К заявлению административным истцом приложены: копия технического паспорта; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории М 1:2000; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории М 1:500; копия паспорта; копия решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.01.2020 г. (л.д. 46).
06 марта 2020 г. Чернышовым Ю.В. к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения приобщена копия договора купли – продажи от 05 июня 2001 г. (л.д. 20), а 10 марта 2020 г. копия товарной накладной №103 от 06 сентября 2008 г. и копия товарной накладной №32 от 24 мая 2016 г. (л.д. 19).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 06 апреля 2020 года №52-17-4730з за подписью заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Баскаковой Г.В., об отказе Чернышеву Ю.В. на основании п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения (л.д. 49-51).
В обоснование отказа административный ответчик указал, что по результатам проведенной выездной проверки, установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения располагается одноэтажное здание (гараж), на который в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц.
Также в оспариваемом ответе департамент ссылается на то, что указанные обстоятельства являющиеся основанием для отказа в утверждении схемы, были исследованы Коминтерновским районным судом г. Воронежа. Так как правоустанавливающие документы на одноэтажное здание (гараж) у Чернышова Ю.В. отсутствуют, наличие на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке распределения, указанного здания, препятствует удовлетворению заявления (л.д. 49-51).
Глава V.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи и основания предоставления земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что проверка по заявлению Чернышова Ю.В. проводилась при подаче им заявления 28 августа 2019 г., при обращении истца 18 февраля 2020 года вновь информация не запрашивалась.
Из материалов дела, а также исходя из информации, предоставленной управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж 16 сентября 2019 г., следует, что в соответствии с картой функциональных зон генерального плана городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 г. №422-II, рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж-1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения. Территориальная зона с индексом Ж1 в соответствии с ПЗЗ имеет общие части границ с землями лесного фонда. Часть территориальной зоны с индексом Ж1, в котором расположен рассматриваемый земельный участок с землями лесного фонда не граничит. Для данной территориальной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Земельный участок расположен в зоне санитарной охраны скважины № 1 (ГВК №20200257) и башни Рожновского, ул. Серафима Саровского, 175-б, установленной приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 12.01.2017 №7.
Согласно представленной схеме на территории рассматриваемого земельного участка имеются объекты капитального строительства, участок частично ограничен в использовании в отношении сетей инженерно- технического обеспечения.
Земельный участок расположен в границах красных линий. Красная была утверждена управлением главного архитектора городского округа в установленном порядке в рамках полномочий по установлению, дополнению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 №151-III, Положением об управлении главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным 15.07.2010 г. исполняющим обязанности заместителя главы администрации — директором департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.
В границах формируемого земельного участка площадью 699 кв. м, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находится земельный участок площадью 400 кв. м (кадастровый номер 36:34:0201087:53) с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», который согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии состоит на кадастровом учете с датой постановки 02.02.2017 г., и дополнительный земельный участок площадью 299 кв. м. который с учетом его конфигурации и расположения не может быть использован в качестве самостоятельного для строительства капитальных объектов.
Учитывая вышеизложенное, Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж полагало возможным формирование в порядке перераспределения испрашиваемого земельного участка площадью 655 кв.м. (кадастровый номер 36:34:0201087:53) (л.д. 86-88).
Согласно материалам выездной проверки, проведенной ОГБУ ВО «Природные ресурсы», выявлено, что произошло самовольное занятие земель, государственная собственность на которые не разграничена приблизительно площадью 35 кв.м.; часть земельного участка, приблизительной площадью 63 кв.м. используется смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:36. На дополнительном земельном участке находится нежилое здание (гараж), на которое заявителем не представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ, требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее Требования).
В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков.
Согласно представленной схеме на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения, находится строение, правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на которые не представлены (л.д.27).
Административным истцом в подтверждение доводов о том, что гараж, расположенный на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, принадлежит ему, представлены: технический паспорт домовладения от 15.01.2020 г., из анализа которого следует, что на земельном участке действительно имеется строение - гараж литер Г (л.д. 12-17), который исходя из сравнительного анализа схемы расположения земельного участка и технического паспорта, расположен за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка; товарная накладная №103 от 06 сентября 2008 г. на приобретение металлочерепицы (л.д. 21), товарная накладная №32 от 24 мая 2016 г. на приобретение панелей стеновых (л.д. 22), договор купли – продажи от 05 июня 2001 г., заключенный между (ФИО)9 (продавец) и Чернышовым Ю.В. (покупатель), предметом которого является продажа строительных материалов, а именно: шлакоблоков 4 куба, металлопрофиль 30 листов (л.д. 23).
Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им вышеуказанные документы таковыми документами не являются.
Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка, соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной.
Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Чернышову Ю.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2020 года.
ДЕЛО № 2а-3486/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Ваняна А.С., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика - ДИЗО Воронежской области Родиной М.Л., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица – Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронежа – Шитых Ю.И., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чернышова Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 06 апреля 2020 года №52-17-4730з в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышов Ю.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области в котором просит: признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
В обоснование заявленных требований указав, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: 394075, г. Воронеж, пер. Прохоровский 10, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, кадастровый номер: 36:34:0201087:53, площадью 400 кв.м.
Границы приобретенного земельного участка были обозначены четырьмя столбами, вбитыми по краям участка. Ориентируясь на вбитые столбы, истец поставил забор, огораживающий земельный участок. На данном земельном участке, в пределах забора, впоследствии был возведен гараж. После того, как истец вынес юридические границы участка в натуру, оказалось, что участок уже, чем ранее установлено, и гараж выходит за границы участка.
18 февраля 2020 г. Чернышовым Ю.В. подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:53 на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения составила 699 кв.м. К заявлению истец приложил товарную накладную №103 от 06 сентября 2008 г., свидетельство о покупке металлочерепицы, товарную накладную №32 от 24 мая 2016 г., свидетельствующую о покупке панелей стеновых и договор купли – продажи от 05 июня 2001 г. о покупке шлакоблоков и металлопрофиля.
06 апреля 2020 г. истцу было отказано в перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:53 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению административного истца, указанный отказ является незаконным, поскольку на участке с кадастровым номером 36:34:0201087:53 и испрашиваемой части земель, государственная собственность на которые не разграничена, не расположено ни зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ни здание какого-то иного (другого) гражданина или юридического лица, а расположен его собственный гараж, что подтверждается представленными Чернышовым Ю.В. товарными накладными, договором купли – продажи шлакоблоков и металлопрофиля.
Чернышов Ю.В., ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ указывает на то, что все требования законодательства были им соблюдены, он как добросовестный владелец земельного участка и гаража, предпринял все необходимые меры для узаконивания недвижимости во внесудебном порядке (л.д. 4-9).
Определением судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от 08 июля 2020 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 82).
10 августа 2020 г. определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов».
Административный истец Чернышов Ю. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – Ванян А.С., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 39,40), заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Родина М.Л., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 93, 94), против удовлетворения заявленных требований возражала, представленные письменные возражения поддержала (л.д. 41-43).
Представитель заинтересованного лица – Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж – Шитых Ю.И., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 91, 92) при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, представлен письменный отзыв (л.д. 99-101).
Заинтересованное лицо - Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Чернышову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0201087:53, площадью 400 +/-7 кв. м, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10 (л.д. 28-34).
17 февраля 2020 года Чернышов Ю.В. обратился с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения, в котором просил в соответствии со ст. 11.10, п. 3 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса российской Федерации утвердить схему расположения земельного участка площадью 699 кв.м, кадастровый квартал 36:34:0201087, кадастровый номер 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: г.Воронеж, пер. Прохоровский, 10, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи. К заявлению административным истцом приложены: копия технического паспорта; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории М 1:2000; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории М 1:500; копия паспорта; копия решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.01.2020 г. (л.д. 46).
06 марта 2020 г. Чернышовым Ю.В. к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения приобщена копия договора купли – продажи от 05 июня 2001 г. (л.д. 20), а 10 марта 2020 г. копия товарной накладной №103 от 06 сентября 2008 г. и копия товарной накладной №32 от 24 мая 2016 г. (л.д. 19).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 06 апреля 2020 года №52-17-4730з за подписью заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Баскаковой Г.В., об отказе Чернышеву Ю.В. на основании п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения (л.д. 49-51).
В обоснование отказа административный ответчик указал, что по результатам проведенной выездной проверки, установлено, что на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке перераспределения располагается одноэтажное здание (гараж), на который в представленном пакете документов отсутствуют копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, в связи с чем могут быть затронуты права третьих лиц.
Также в оспариваемом ответе департамент ссылается на то, что указанные обстоятельства являющиеся основанием для отказа в утверждении схемы, были исследованы Коминтерновским районным судом г. Воронежа. Так как правоустанавливающие документы на одноэтажное здание (гараж) у Чернышова Ю.В. отсутствуют, наличие на дополнительной территории, государственная собственность на которую не разграничена, включенной в порядке распределения, указанного здания, препятствует удовлетворению заявления (л.д. 49-51).
Глава V.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи и основания предоставления земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что проверка по заявлению Чернышова Ю.В. проводилась при подаче им заявления 28 августа 2019 г., при обращении истца 18 февраля 2020 года вновь информация не запрашивалась.
Из материалов дела, а также исходя из информации, предоставленной управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж 16 сентября 2019 г., следует, что в соответствии с картой функциональных зон генерального плана городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 г. №422-II, рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж-1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения. Территориальная зона с индексом Ж1 в соответствии с ПЗЗ имеет общие части границ с землями лесного фонда. Часть территориальной зоны с индексом Ж1, в котором расположен рассматриваемый земельный участок с землями лесного фонда не граничит. Для данной территориальной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Земельный участок расположен в зоне санитарной охраны скважины № 1 (ГВК №20200257) и башни Рожновского, ул. Серафима Саровского, 175-б, установленной приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 12.01.2017 №7.
Согласно представленной схеме на территории рассматриваемого земельного участка имеются объекты капитального строительства, участок частично ограничен в использовании в отношении сетей инженерно- технического обеспечения.
Земельный участок расположен в границах красных линий. Красная была утверждена управлением главного архитектора городского округа в установленном порядке в рамках полномочий по установлению, дополнению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 №151-III, Положением об управлении главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденным 15.07.2010 г. исполняющим обязанности заместителя главы администрации — директором департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.
В границах формируемого земельного участка площадью 699 кв. м, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находится земельный участок площадью 400 кв. м (кадастровый номер 36:34:0201087:53) с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», который согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии состоит на кадастровом учете с датой постановки 02.02.2017 г., и дополнительный земельный участок площадью 299 кв. м. который с учетом его конфигурации и расположения не может быть использован в качестве самостоятельного для строительства капитальных объектов.
Учитывая вышеизложенное, Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж полагало возможным формирование в порядке перераспределения испрашиваемого земельного участка площадью 655 кв.м. (кадастровый номер 36:34:0201087:53) (л.д. 86-88).
Согласно материалам выездной проверки, проведенной ОГБУ ВО «Природные ресурсы», выявлено, что произошло самовольное занятие земель, государственная собственность на которые не разграничена приблизительно площадью 35 кв.м.; часть земельного участка, приблизительной площадью 63 кв.м. используется смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером 36:34:0201087:36. На дополнительном земельном участке находится нежилое здание (гараж), на которое заявителем не представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы.
Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ, требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее Требования).
В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков.
Согласно представленной схеме на дополнительном земельном участке, включенном в порядке перераспределения, находится строение, правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на которые не представлены (л.д.27).
Административным истцом в подтверждение доводов о том, что гараж, расположенный на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, принадлежит ему, представлены: технический паспорт домовладения от 15.01.2020 г., из анализа которого следует, что на земельном участке действительно имеется строение - гараж литер Г (л.д. 12-17), который исходя из сравнительного анализа схемы расположения земельного участка и технического паспорта, расположен за пределами принадлежащего Чернышову Ю.В. земельного участка; товарная накладная №103 от 06 сентября 2008 г. на приобретение металлочерепицы (л.д. 21), товарная накладная №32 от 24 мая 2016 г. на приобретение панелей стеновых (л.д. 22), договор купли – продажи от 05 июня 2001 г., заключенный между (ФИО)9 (продавец) и Чернышовым Ю.В. (покупатель), предметом которого является продажа строительных материалов, а именно: шлакоблоков 4 куба, металлопрофиль 30 листов (л.д. 23).
Вместе с тем, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на вышеуказанные строения истцом представлено не было, при этом представленные им вышеуказанные документы таковыми документами не являются.
Механизм перераспределения земельных участков не может быть использован для получения земель из государственной и муниципальной собственности в обход законного порядка, соответственно, ссылка Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области в оспариваемом решении на пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является верной.
Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Чернышову Ю.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Чернышева Юрия Викторовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа от 06 апреля 2020 г. №52-17-4730з в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, с землями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Прохоровский, 10, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель населенных пунктов в кадастровом квартале 36:34:0201087, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0201087:53, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2020 года.