Дело № 2-4870/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
11 июля 2017 года гражданское дело по иску Прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,
установил:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АМО ГО «Сыктывкар» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог вблизи МОУ «Средней общеобразовательной школы №...», расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно:
- оборудовать светофором Т.7 нерегулируемый пешеходный переход на ул...
- оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на ... ограничивающим пешеходным ограждением перильного типа с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону ото пешеходного перехода;
- оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на ... искусственными неровностями.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», ОГИБДД УМВД Росси по г.Сыктывкару.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска. Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском был не согласен, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, в частности, в связи с отсутствием финансирования для производства необходимых работ. Представитель третьего лица МКП «Дорожное хозяйство» поддержал возражения ответчика.
Представитель третьего лица МОУ «СОШ № ...» в судебное заседание не явился, извещен, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при организации движения пешеходов вблизи образовательных организаций, проведенной прокуратурой г.Сыктывкара совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару, было выявлено, что на пути следования несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «СОШ №... отсутствуют светофоры и дорожная разметка, предусмотренные правилами, стандартами, техническим нормами и другими нормативными документами, что создает угрозу безопасности несовершеннолетних.
Указанные обстоятельства стороной ответчика фактически не оспаривались; представителями ответчика указано лишь на отсутствие финансирования для производства необходимых работ.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, в том числе, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со ст.12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст.6 Закона).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Понятие автомобильных дорог дано в ст.3 указанного Федерального закона, согласно которой автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения отнесены законодателем к элементам обустройства автомобильных дорог (п.5 ст.3 Закона).
В силу ст.13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления /ч.3 ст.15 Закона/.
Пунктом 9 ст.6 Закона предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.11 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст.17 Закона).Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который был утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. №270-ст.
Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 4.5.2.6 Стандарта предусмотрено, что у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
В соответствии с п.4.4.1.2 Стандарта установка ограждений на автомобильных дорогах должна быть выполнена по ГОСТ Р 52289.
Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (ГОСТ Р 52289-2004) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Так, п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН. Ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч – при запрещенной остановке или стоянке.
В соответствии с п.7.2.13 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков. Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300 х 300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200 х 200 мм) - на дорогах с меньшим числом полос.
Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки /п.7.2.14 ГОСТ Р 52289-2004/.
В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором /ст.210 ГК РФ/.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что в нарушение действующего законодательства условия эксплуатации автомобильной дороги вблизи образовательной организации МОУ «СОШ №15» не отвечают установленным требованиям, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц об обязательстве ответчика обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог вблизи названной образовательной организации.
В силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность по организации соответствующих работ, при этом, с учетом заслуживающих внимания доводов ответчика относительно сроков и порядка организации соответствующих работ органом местного самоуправления, суд определяет срок выполнения названной обязанности – до 01 июля 2018 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность в срок до 01 июля 2018 года обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог вблизи МОУ «Средняя общеобразовательная школа №... расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно:
- оборудовать светофором Т.7 нерегулируемый пешеходный переход напротив дома ...
- оборудовать нерегулируемый пешеходный переход напротив дома ... ограничивающим пешеходным ограждением перильного типа с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода;
- оборудовать нерегулируемый пешеходный переход напротив ... искусственными неровностями.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник