Решение по делу № 2-18/2020 (2-739/2019;) ~ М-789/2019 от 16.10.2019

Мотивированное решение изготовлено: 22.09.2020.

Дело № 2-18/2020

УИД 27RS0021-01-2019-001380-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Переяславка 18 сентября 2020 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Абузярова А.В., при секретаре судебного заседания Кузьменко М.С., с участием представителей истца старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Албинец А.А., старшего помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А., действующего на основании доверенности от 17.09.2020, представителя ответчика ИП Таховского А.А. – Туниковой А.Л., действующей на основании доверенности от 02.10.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Таховскому ФИО19, Сабурову ФИО20, Кялундзюга ФИО21, Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края об обязании освободить лесной участок от самовольных построек путем их демонтажа, приведении лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском к Таховскому А.А., Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании объектов строительства самовольными постройками, обязании осуществить снос самовольных построек и провести работы по рекультивации нарушенных земель.

Согласно иску проведенной проверкой установлено, что Таховским А.А. на лесном участке в квартале <данные изъяты> в границах государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>», организованного в бассейнах рек ФИО22, ФИО2 и ФИО23 муниципальных районов, построено и эксплуатируется шесть самовольных строений: баня площадью 23,6 м2 (4м*5,9 м), жилой дом площадью 61,62 м2 (7,8м*7,9 м), кунг на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3м*2,2м), жилой дом площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), сарай площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалет площадью 1,2 м2 (1,2 м*l м), не относящихся к лесной инфраструктуре и объектам перечисленных в ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Общая площадь самовольного использования лесного участка составляет 136,7 м2 (0,01367 га). Разрешительные документы на использование лесного участка в Управлении лесами Правительства Хабаровского края не зарегистрированы. Документов, подтверждающих законность занятия указанного лесного участка под строения, в Управлении лесами Правительства Хабаровского края отсутствуют, что подтверждается информацией Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.09.2019 №10-19/12851, актом о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 18.06.2019 №№, актом о лесонарушении от 18.06.2019 №№, объяснениями опрошенных лиц. Согласно информации УФНС по Хабаровскому краю Таховский А.А. является индивидуальным предпринимателем.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №-пр утверждено Положение об Управлении лесами Правительства Хабаровского края (далее – Положение). Согласно п. 1.1 названного Положения Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Основными задачами Управления являются: реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на территории края в пределах предоставленных полномочий; осуществление в пределах компетенции края федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений (п.п. 2.1, 2.2 Положения).

Согласно п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.32 Положения Управление лесами Правительства Хабаровского края для решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции: обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения; предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование (за исключением случаев использования лесов, предусмотренных ст.ст. 44, 45 ЛК РФ), аренду (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 4 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ, ст. 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»); предоставляет гражданам в безвозмездное пользование, аренду земельные участки из состава земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготавливает материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации для передачи в правоохранительные органы, органы прокуратуры, суды, иные уполномоченные органы.

Между тем, выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о несоблюдении норм и правил природоохранного законодательства, свидетельствуют о неприменении в полной мере полномочий, возложенных на Министерство, Учреждение и Управление лесами Правительства Хабаровского края в указанной сфере правоотношений.

По мнению природоохранного прокурора, несоблюдение ответчиками природоохранного законодательства путем самовольного возведения незаконных построек и непринятие мер к их сносу, нарушает режим особо охраняемой природной территории, права граждан России, создает экологическую опасность землям и лесам, что в свою очередь подвергает опасности флору и фауну бассейна реки Немта, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В связи с этим, прокурор просит суд признать самовольными постройками объекты строительства, расположенные на лесном участке в квартале <данные изъяты> баню площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), жилой дом площадью 61,62 м2 (7,8 м*7,9 м), кунг на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3 м*2,2 м), жилой дом площадью 23,6 м2 (4м*5,9 м), сарай площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалет площадью 1,2 м2 (1,2м*l м); обязать индивидуального предпринимателя Таховского А.А., Управление лесами Правительства Хабаровского края солидарно осуществить за свой счет снос указанных самовольных построек; произвести работы по рекультивации нарушенных земель, расположенных на лесном участке в квартале <данные изъяты>.

Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 11.12.2019 к участию в гражданском деле в качестве соответчика привлечен Сабуров В.Ю., принято уточнение исковых требований истца, согласно которым он просит обязать Сабурова В.Ю., ИП Таховского А.А., Управление лесами Правительства Хабаровского края освободить лесной участок в квартале <данные изъяты> от самовольных построек: бани площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), жилой дом площадью 61,62 м2 (7,8м*7,9 м), кунга на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3 м*2,2 м), жилого дома площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), сарая площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалета площадью 1,2 м2 (1,2 м*l м), путем их демонтажа, привести лесной участок площадью 136,7 м2(0,01367 га) в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства.

Представитель ответчика Таховского А.А. – Туникова А.Л. представила письменный отзыв, согласно которому считает исковое заявление природоохранного прокурора не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. ИП. Таховский А.А. является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В рассматриваемом деле необходимо установить лицо, осуществившее строительство самовольных построек. Доказательствами строительства спорных объектов могут служить договоры подряда, первичная учетная документация по закупу строительных материалов для строительства указанных объектов, договоры перевозки материалов до места строительства.

Указанных доказательств, свидетельствующих о создании данных построек ИП Таховским А.А., истцом не представлено.

Граждане ФИО9 и ФИО10 не являются работниками ИП Таховский А.А., заработная плата им не начисляется, доказательств обратного истцом также не представлено.

Все доводы истца, основаны на ненадлежащих доказательствах – объяснении физического лица, не подтвержденных соответствующими доказательствами.

Ответчик Управление лесами Правительства Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, согласно которому Управление осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти субъектов в соответствии со ст. 83 ЛК РФ. Приказом Минприроды России от 13.06.2018 № 257 утвержден перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые предоставляют средства в виде субвенции. Полномочия по сносу самовольных построек на территории лесного фонда в перечне отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов, не установлены.

Требования заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора по сносу самовольных построек заявлены на основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости. Сотрудником управления лесами 13.06.2019 осуществлены плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесных участков в государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>», в ходе которого в квартале 1<данные изъяты> обнаружено шесть строений. Из объяснений ФИО10 (сторожа) следует, что строения принадлежат Таховскому А.А. и Сабурову В.Ю. В рамках проведенного планового (рейдового) осмотра установить время возведения построек не представилось возможным. Запрет на строительство капитальных объектов, возведение временных построек установлен подп. 3.1.8 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 №-пр (вступило в силу 12.05.2012).

Действовавшим ранее Положением о государственном охотничьем заказнике краевого значения «<данные изъяты>», утвержденным решением Хабаровского крайисполкома от 24.09.1982 №, запрета на строительство капитальных или временных объектов не устанавливалось. В качестве ответчиков по делу привлекаются ИП Таховский А.А., а также Управление как лица, допустившие нарушения требований природоохранного законодательства путем самовольного возведения незаконных построек и непринятия мер к их сносу, в результате чего возникает экологическая опасность для земель и лесов, подвергается опасности флора, фауна бассейна <адрес>, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Вместе с тем, Управление указанных построек не возводило, требований природоохранного законодательства не нарушало, в исковом заявлении отсутствуют данные, позволяющие установить, в чем именно выражается экологическая опасность построек.

Исходя из этого, Управление лесами Правительства Хабаровского края просит признать названное Управление ненадлежащим ответчиком, в исковых требованиях в части возложения обязанности на Управление по сносу самовольных построек за свой счет, проведении рекультивации нарушенных земель в квартале <данные изъяты> отказать.

Кроме этого, ответчик Управление лесами Правительства Хабаровского края представило письменные возражения на уточненные исковые требования истца, где указало, что Управление, рассмотрев доводы заявления, не согласно с ними по следующим основаниям. Требование Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры к Управлению по освобождению земельного участка от самовольных строений не основано на нормах действующего законодательства, вследствие чего не может быть удовлетворено в той форме, в которой оно заявлено.

Обязанность освободить земельный участок от незаконно возведенных строений возникает на основании норм гражданского законодательства о самовольной постройке. Вместе с тем, управление лесами построек в квартале 1, выделе 74 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества (баня площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), жилой дом площадью 61,62 м2 (7,8 м*7,9 м), кунг на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3 м*2,2 м), жилой дом сторожа площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), сарай площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалет площадью 1,2 м2 (1,2 м*l м) не возводило, требований природоохранного законодательства не нарушало.

Полномочия по сносу самовольных построек на территории лесного фонда в перечне отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов, утвержденном приказом Минприроды России от 13.06.2018 №, не установлены.

Установить время возведения построек в квартале 1, выделе 74 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества не представляется возможным.

На основании изложенного, Управление лесами Правительства Хабаровского края просит в удовлетворении исковых требований заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в части возложения обязанности на Управление по освобождению лесного участка в квартале 1, выделе 74 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества от самовольных строений отказать.

Третье лицо Министерство природных ресурсов Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участия его представителя, представило отзыв, в котором указало, что Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>», в границах которого выявлены указанные в иске объекты, утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 №-пр и вступило в силу 12.05.2012. Запрет на строительство капитальных объектов, возведение временных построек (за исключением ряда случаев) установлен подп. 3.1.8 п. 3.1 указанного Положения. Действующим ранее, до указанного времени, Положением о государственном охотничьем заказнике краевого значения «Бобровый», утвержденным решением Хабаровского крайисполкома от 24.09.1982 №, запрета на строительство капитальных или временных объектов не устанавливалось. Государственными инспекторами в области охраны окружающей среды КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ», находящегося в ведении Министерства, в ходе проведения рейдовых выездов по охране государственного природного заказника «<данные изъяты>» на его территории выявлены указанные в иске строения, о чем сообщено в Министерство.

При этом, сведения о времени возведения указанных строений в Министерстве отсутствуют, в связи с чем, сделать вывод о нарушении режима заказника не представляется возможным. Достоверными сведениями о владельце спорных строений Министерство также не располагает. Согласно акту о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 18.06.2019 №, составленному Управлением лесами Правительства Хабаровского края, объяснению ФИО10 (сторожа) следует, что строения предположительно принадлежат Таховскому А.А. и Сабурову В.Ю. Требования прокурором заявлены на основании ст. 222 ГК РФ, по смыслу которой самовольной постройкой может быть признан только объект недвижимости. Сведения о том, удовлетворяют ли спорные объекты признакам, позволяющим отнести их к объектам недвижимости, Министерство не располагает. Составленные специалистами Управления лесами Правительства Хабаровского края акт о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 18.02.2019 № и акт о лесонарушении от 18.06.2019 № также не содержат сведений о времени постройки и характере капитальности спорных объектов, их собственнике (владельце).

Третье лицо краевое государственное казенное учреждение «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» (далее – КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ»), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя названного Учреждения, представило в суд отзыв, аналогичный отзыву Министерства природных ресурсов Хабаровского края.

Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 05.02.2020 к участию в гражданском деле в качестве соответчика привлечен Кялундзюга С.А.

Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 18.08.2020 к участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Хабаровского края и Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, принято уточнение исковых требований истца, который просит суд признать самовольными постройками объекты строительства, расположенные на лесном участке в квартале <данные изъяты>: баню площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), жилой дом площадью 61,62 м2 (7,8 м*7,9 м), кунг на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3 м*2,2 м), жилой дом площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), сарай площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалет площадью 1,2 м2 (1,2 м*l м); обязать генерального директора ООО «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурова В.Ю., индивидуального предпринимателя Таховского А.А., Кялундзюга С.А., Правительство Хабаровского края, Управление лесами Правительства Хабаровского края и Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края освободить лесной участок в квартале <данные изъяты> от самовольных строений: бани площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), жилого дома площадью 61,62 м2 (7,8 м*7,9 м), кунга на колесном ходу площадью 9,46 м2 (4,3 м*2,2 м), жилого дома площадью 23,6 м2 (4 м*5,9 м), сарая площадью 17,22 м2 (4,l м*4,2 м), туалета площадью 1,2 м2 (1,2 м*l м) путем их демонтажа, привести лесной участок площадью 136,7 м2 (0,01367 га) в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства.

Ответчик Правительство Хабаровского края представило письменный отзыв, в котором указало, что полномочия Правительства Хабаровского края определяются Законом Хабаровского края от 27.11.2001 № «О Правительстве Хабаровского края». В его функции не входят полномочия, установленные ст. 83 ЛК РФ, поскольку для этого в Хабаровском крае создан уполномоченный орган исполнительной власти края – управление лесами Правительства Хабаровского края. Основные задачи и функции этого Управления установлены Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №-пр.

Согласно разделу 7 Положения об Управлении реорганизация или ликвидация Управления осуществляется Правительством края в установленном законодательством порядке.

В связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 №-пр «Об утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края» (далее – Положение о Комитете) Положение об Управлении признано утратившим силу.

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (п. 1.1 Положения о Комитете).

В соответствии с п. 1.2 Положения о Комитете этот Комитет является правопреемником Управления лесами Правительства Хабаровского края.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15.09.2020 № № Комитет в качестве юридического лица зарегистрирован 14.09.2020 (выписка прилагается).

Таким образом, в настоящее время Комитет осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органами государственной власти субъектов вместо Управления лесами.

В части требований прокурора, заявленных к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, учитывая обстоятельства дела, Правительство Хабаровского края считает их необоснованными в силу следующего.

Согласно материалам гражданского дела в сентябре 2019 года Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка в отношении Управления лесами Правительства Хабаровского края, КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» на предмет соблюдения надзорных и контрольных полномочий по соблюдению природоохранного законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных норм в границах государственного природного заказника регионального значения «<данные изъяты>» (далее – Заказник) построено и эксплуатируется шесть строений: баня площадью 23,6 кв. м, жилой дом площадью 61,62 кв. м, кунг на колесном ходу площадью 9,46 кв. м, жилой дом площадью 23,6 кв. м, сарай площадью 17,22 кв. м, туалет площадью 1,2 кв. м – не относящиеся к лесной инфраструктуре и объектам, перечисленным в ст. 21 ЛК РФ. Общая площадь самовольного использования лесного участка составляет 136,7 кв. м.

Согласно информации, предоставленной Управлением лесами Правительства Хабаровского края, лесной участок в квартале <данные изъяты> свободен от обременения, Управлением в пользование третьим лицам не передавался.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 №-пр утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый» (далее – Положение о заказнике).

Пунктом 1.8 Положения о заказнике определено, что заказчик располагается, в том числе на землях: лесного фонда – <данные изъяты>

В соответствии с п. 1.9 Положения о заказнике собственники, владельцы и пользователи земельных участков и водных объектов, которые расположены в границах заказника, а также другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны, возмещать ущерб, причиненный заказнику вследствие нарушения федерального законодательства и края.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и компонентам.

В соответствии п. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, реакционное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

С учетом изложенных положений законодательства в границах государственных природных заказников допускается только такая деятельность, которая прямо разрешена Положением о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый».

Само по себе отсутствие у объекта свойств самовольной постройки и невозможность применения ст. 222 ГК РФ не лишает прокурора права обратиться с иском в целях предупреждения вреда окружающей среде, вызванного нарушением режима Заказника, применив положения гл. 59 ГК РФ.

Исходя из основания иска заявленные прокурором требования направлены на прекращение нарушения правового режима Заказника, разрушения естественных экологических систем, вызванного эксплуатацией сооружений, прекращение использования лесного участка без оформления прав на него, приведение его в надлежащее состояние, в котором он находился до начала его эксплуатации.

По общему правилу ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ надлежащим ответчиком по делу является причинитель вреда.

Таким образом, ни Управление лесами (Комитет), ни Правительство Хабаровского края возведением и эксплуатацией построек на лесном участке в Заказнике не занимались и причинителями вреда окружающей среде в ходе нарушения особого режима Заказника не являются.

Оснований для применения в рассматриваемом споре принудительного прекращения права частной собственности, в механизмах ст.ст. 242, 243 ГК РФ, не имеется.

Доводы прокурора о неполноте осуществления Управлением лесами возложенных публичных полномочий не имеют отношения к обстоятельствам данного дела и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая положения норм права, таких как, п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 № «О судебном решении», ч. 2 ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), п. 1 ст. 244 ГК РФ, ст. 1080 ГК РФ, обстоятельств дела, следует, что ответчиками по данному делу являются лица, которые владеют, пользуются постройками и причиняют вред окружающей среде.

Таким образом, Правительство Хабаровского края считает, что требования прокурора к лицам, являющимся причинителями вреда окружающей среде, подлежат удовлетворению, а в требованиях к Управлению лесами (Комитету лесного хозяйства) Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края надлежит отказать.

Представители истца старшие помощники природоохранных прокуроров Албинец А.А., Нажмитдинов У.А. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Таховского А.А. – Туникова А.Л. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований к Таховскому А.А., поскольку природоохранным прокурором доказательств того, что Таховский А.А. возводил перечисленные постройки, является их владельцем (собственником), использует их в настоящее время суду не представлено. Кроме этого, доказательств наличия между Таховским А.А. и лицами, осуществляющими охрану данных объектов, каких-либо отношений, в том числе трудовых, не имеется.

Представители ответчиков Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Управления лесами Правительства Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, представители третьих лиц Министерства природных ресурсов Хабаровского края, КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Ответчики ИП Таховский А.А., Сабуров В.Ю., Кялундзюга С.А., его представитель ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведения об уважительности причин неявки в суд не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли, письменные возражения по иску не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, представителей ответчиков, представителей третьих лиц.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли лесного фонда (ст. 7).

Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 ЗК РФ).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

В силу ч. 1 ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно подп. 2 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частями 2, 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции (ст. 96 ЛК РФ).

Постановление Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №-пр (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 №-пр «Об утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края».

Из п.п. 1.1, 1.2 указанного Постановления следует, что Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником Управления лесами Правительства Хабаровского края.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Пункт 2 статьи 62 ЗК РФ не устанавливает каких-либо специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности освободить земельный участок от незаконно возведенных на нем строений может быть применен только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ст.ст. 222, 304 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников и др. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Поскольку материалы гражданского дела сведений о времени возведения перечисленных строений не содержат, суду не представлены, в ходе рассмотрения дела эти обстоятельства не установлены, суд при разрешении поставленного перед ним вопроса в рассматриваемой сфере правоотношений руководствуется нормативными правовыми актами, действующими на день принятия решения по иску.

В судебном заседании установлено, что в сентябре 2019 года Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Управлением лесами Правительства Хабаровского края, КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и лесного законодательства.

В результате проверки в квартале <данные изъяты> обнаружены шесть строений. Общая площадь самовольно занятого лесного участка составляет 136,7 кв. м (0,01367 га), разрешительные документы, на использование указанного участка не выдавались.

Таким образом, установлен факт самовольного занятия лесного участка и использование его без разрешительных документов.

Согласно имеющемуся в материалах дела акту Управления лесами Правительства Хабаровского края о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № от 18.06.2019 в квартале <данные изъяты> обнаружены шесть строений, а именно: баняплощадью 23,6 кв. м, жилой дом площадью 61,62 кв. м, кунг на колесном ходу площадью 9,46 кв. м, жилой дом площадью 23,6 кв. м, сарай площадью 17,22 кв. м, туалет площадью 1,2 кв. м. Общая площадь самовольного использования лесного участка составляет 136,7 кв. м (0,01367 га).

В связи с этим, ведущим экспертом отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управление лесами Правительства Хабаровского края ФИО14 18.06.2019 составлен акт о лесонарушении №.

Исходя из пояснений директора КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» ФИО13 указанные строения, по его мнению, построены Сабуровым В.Ю. и Таховским А.А. на территории гослесфонда до образования Заказника.

Согласно пояснениям ведущего эксперта отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО14 перечисленные строения находятся на лесных участках в границах Заказника незаконно. Каких-либо правоустанавливающих документов на строения и земельные участки нет, договоры аренды на указанные строения не заключались, земельные участки не предоставлялись. Все строения, находящиеся в квартале 1<данные изъяты>, находятся в водоохранной зоне, а именно на расстоянии от имеющихся там строений до уреза воды около 5 м.

13.06.2019 ФИО14 при участии главного лесничего КУ «Оборское лесничество», государственного инспектора Учреждения был произведен рейдовый осмотр указанных земельных участков, опрошены лица, которые обеспечивали охрану этих строений. В результате сторож ФИО10 пояснил, что строения, расположенные в квартале 1, выделе 74 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества, принадлежат Сабурову В.Ю. и Таховскому А.А.

Исходя из пояснений заместителя председателя Комитета охотничьевого хозяйства – начальника Отдела государственного охотничьевого надзора Министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО15 в середине мая 2019 года в адрес Министерства поступила информация о следующих незаконных строениях: 2 деревянных дома, летняя кухня, расположенные на левом берегу <адрес> муниципального района и 2 дома, веранда, хозяйственные постройки, расположенные на правом берегу <адрес> муниципального района имени Лазо в устье <адрес>. Указанная информация Министерством 31.05.2019 направлена в Амурскую бассейновую природоохранную прокуратуру. В июне 2019 года в Министерство из Управления лесами Правительства Хабаровского края поступила информация о проведенных рейдовых мероприятиях и выявленных незаконных строениях. При этом, сведений о собственниках указанных строений не имелось. После поступления указанной информации Министерством направлена антибраконьерная группа для установления собственников указанных строений. Однако по итогам проведения этого мероприятия владельцы не установлены.

В соответствии со сведениями из ЕГРИП, представленными УФНС России по Хабаровскому краю от 25.09.2019, Сабуров В.Ю. (ИНН № зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя не значится, Таховский А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №).

Согласно сведениям из ЕГРП от 31.10.2019 на строения, расположенные по адресу: <адрес>, лесной квартал <данные изъяты>, а именно баню, площадью 23,6 кв. м, туалет, площадью 1,2 кв. м, жилой дом, площадью 23,6 кв. м, кунг на колесном ходу, площадью 9,46 кв. м, жилой дом, площадью 61,2 кв. м, сарай, площадью 17,22 кв. м право собственности не зарегистрировано.

Факт существования построек в квартале <данные изъяты> подтверждается актом осмотра от 18.06.2019 № (л.д. 42-48), актом о лесонарушении № от 18.06.2019 (л.д. 49-52), представленными фотоснимками, схемой расположения построек и самовольно занятого лесного участка (л.д. 53-55).

Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов № от 24.09.1982 утвержден перечень государственных охотничьих заказников, в состав которых вошел государственный заказник «<данные изъяты>» в ФИО24, ФИО2 и имени <адрес>х (площадь 460,0 га).

Согласно п. 2.2 Положения о государственном охотничьем заказнике краевого значения «<данные изъяты>», утвержденного решением крайисполкома № от 24.09.1982, на территории заказника устанавливаются следующие ограничения хозяйственной деятельности, в частности: предоставление участков под застройку, туризм и другие формы организационного отдыха населения, движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования могут производиться по разрешениям управления охотничье-промыслового хозяйства при крайисполкоме или по разрешениям соответствующих организаций, согласованных с управлением охотничье-промыслового хозяйства при крайисполкоме.

В соответствии с материалами дела лесной участок, расположенный в квартале <адрес>, генеральному директору ООО «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурову В.Ю., ИП Таховскому А.А., Кялундзюга С.А., иным лицам в установленном законом порядке не передавался, следовательно, у этих лиц прав на возведение строений на территории данного лесного участка не имеется.

Согласно поступившему в суд заявлению Кялундзюга С.А., он является собственником упомянутых строений. При этом, сведений о времени возведения этих построек Кялундзюга С.А. не сообщил, доказательств законности размещения спорных строений на указанном земельном участке лесного фонда суду не представил.

Исходя из представленной карты государственного охотничьего заказника краевого значения «<данные изъяты> в районе имени ФИО2 края квартал 1 входит в границы заказника.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истца, поскольку оснований для возложения обязанности освободить лесной участок от самовольных построек на ИП Таховского А.А., Сабурова В.Ю., Управление лесами Правительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края суд не усматривает, так как объективных сведений о принадлежности указанных строений ИП Таховскому А.А., Сабурову В.Ю., а также допустимых доказательств возведения ими спорных построек не имеется, фактов нарушений должностными лицами Управления лесами Правительства Хабаровского края, Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Правительства Хабаровского края требований природоохранного законодательства не установлено.

Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требований природоохранного прокурора в части возложения на ответчиков обязанности привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, поскольку в ходе рассмотрения данного дела представителями истца не указано какие конкретно мероприятия в указанных целях необходимо выполнить ответчикам на этом лесном участке.

При установленных обстоятельствах, по мнению суда, освободить спорный земельный участок от незаконно возведенных строений обязан ответчик Кялундзюга С.А.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░26, ░░░░░░░░ ░░░27, ░░░░░░░░░░ ░░░28, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░29 ░ 30-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 136,7 ░░. ░, ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 18.06.2019, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░30 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-18/2020 (2-739/2019;) ~ М-789/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Таховский Алексей Анатольевич
Управление лесами Правительства Хабаровского края
Сабуров Вадим Юрьевич
Другие
Лихачева Лидия Васильевна
Министерство природных ресурсов Хабаровского края
КГКУ "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края"
Туникова Анастасия Леонидовна
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Абузяров Алексей Валерьевич
Дело на сайте суда
lazo--hbr.sudrf.ru
16.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2019Предварительное судебное заседание
11.12.2019Предварительное судебное заседание
09.01.2020Подготовка дела (собеседование)
09.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2020Судебное заседание
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2020Подготовка дела (собеседование)
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
11.06.2020Производство по делу возобновлено
08.07.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Подготовка дела (собеседование)
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020Дело оформлено
27.10.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее