2-946 (2014)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием истицы Рубцовой В.Н.,
при секретаре Саюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубцовой к Администрации Ачинского района, Ключинскому сельскому совету,Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороныРФ, войсковой части № 58661,Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ,ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3-му отделу ФГУ «Центррегионжилье»,«Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ,Министерству обороны РФ,о признании проживающей на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Рубцова В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о признании проживающей на условиях социального найма и признании за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что войсковой частью 74008, в 1983 году ей была предоставлена квартира по адресу: г.Ачинск-13, ул.Лесная, д.12, кв.. 09 января 2004 года с ней Красноярской КЭЧ был заключен договор найма служебной квартиры. Истец с момента предоставления квартиры и по настоящее время продолжает проживать в спорном жилом помещении, исполняя свои обязанности нанимателя жилого помещения. Ранее спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где были исключены все закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края. Истец другого жилья не имеет, и ею не было использовано право на приватизацию жилья. При неоднократном обращении во все различные инстанции, установить собственника жилищного фонда, в котором она проживает и статус жилья, не представилось возможным. В связи с данными обстоятельствами, истец вынуждена обратиться в суд (л.д.3-4).
Согласно выписке из приказа от 15 октября 2012 г. войсковая часть 74008 реорганизована в форме преобразования в структурное подразделение склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) 1062 ордена Красной звезды Центр (материально-технического обеспечения Центрального военного округа) – войсковая часть 58661-49.
В судебном заседании истец Рубцова В.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в квартире проживает с 1982 года на условиях социального найма, и квартира к числу служебных не относилась. В войсковой части она работала бухгалтером.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении факта проживания на условиях социального найма. Кроме того указал, что спорное жилое помещение отсутствует в реестре служебных помещений муниципального образования Ачинского района (л.д.21).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление представитель ответчика Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности, по заявленным исковым требованиям возражала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные помещения. (л.д. 32-36, 41).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление представитель ответчика Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности, по заявленным исковым требованиям возражала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Жилищный фонд Вооруженных сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации. Квартира в доме 12 по ул. Лесная в д. Каменка Ачинского района является служебным помещением, и жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены для обеспечения жильем военнослужащих, в связи с чем, у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации. (л.д. 50-53)
Представитель ответчика Ключинского сельского совета Ачинского района в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены, в поступившем отзыве Глава Ключинского сельского совета О.А. Джотян просил дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 74).
Представитель ответчика Войсковой части № 58661 (ранее Войсковая часть 74008), о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, в поступившем заявлении указал, что жилое помещение – квартира в доме 12 по ул. Лесная д.Каменка Ачинского района не имеет статуса служебного жилого помещения (л.д. 60).
Представители ответчиков ФГКУ «Центррегионжилье» 3 отдел, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ», будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительности причинах неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. (л.д. 56-59, 62-69).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в поступившем отзыве представитель третьего лица Булгакова Н.Н., действующая на основании доверенности против исковых требований не возражала, указав, что спорное жилое помещение в реестре федерального не учитывается (л.д. 72-73).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в поступившем отзыве представитель третьего лица Н.А. Зинович, действующая на основании доверенности против исковых требований не возражала, указав, что спорное жилое помещение в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается. (л.д. 70-71).
Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 57 ЖК РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно п. 46 Приказа, учету нуждающихся в жилой площади подлежали, в том числе, и не имеющие жилой площади военнослужащие, а также рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, и не имеющие жилой площади (к не имеющим жилой площади относятся также лица, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади);
Согласно действовавшему в 1995 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством.
Действующий Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и не затрагивает вопросов обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с чем, в настоящее время, гражданский персонал может быть признан нуждающимся в получении жилья не иначе как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно по основаниям и в порядке, установленным в ст. ст. 49 и 52 данного Кодекса.
Указанная правовая позиция закреплена в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая гласит, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохраняются обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 г.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что работники из числа гражданского персонала, принятые на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., вправе рассчитывать на реализацию имеющегося права за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Рубцова В.Н. с 1981 года по 1999 г. состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008, работала ЖКХ, а затем отряда ВОХР (л.д. 9).
Таким образом, военнослужащей Рубцова В.Н. не являлась, как лицо из числа гражданского состава, состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008.
В 1982 г., на основании решения местного комитета профсоюза и администрации войсковой части по выделению квартир Рубцовой В.Н. была предоставлена квартира № в доме № 12 по улице Лесной, г. Ачинск-13.
Согласно выписке из домовой книги, Рубцова В.Н. значатся зарегистрированной по месту жительства по вышеуказанному адресу с 08.07.1983 года, и проживает в данном жилом помещении до настоящего времени ( л.д.20).
09 января 2004 года с Рубцовой В.Н. был заключен Красноярской КЭЧ войсковой части 74008, договор найма на спорную квартиру, без ограничения срока его действия (л.д. 6-7).
Согласно отзыву представителя Администрации Ачинского района, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край Ачинский район д. Каменка ул. Лесная д.12 кв. в реестре служебных помещений муниципального образования Ачинского района отсутствует.
Истец с момента предоставления спорного жилого помещения с момента заселения, постоянно проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 97-102), каких-либо претензий по проживанию к истцу не поступало. Представителями ответчиков факт проживания истца в спорном жилом помещении также не оспорен, встречного иска к ним не предъявлялось.
В судебном заседании также установлено, что истец других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих ей на праве собственности не имеет, что не оспорено ответчиками.
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
В судебном заседании также установлено, что распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года, военный городок №13 д. Каменка Ачинского района был включен в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. Постановлением правительства от 11.10.2011 года №1779-р из перечня жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка, военный городок №13 исключен. Спорное жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года « О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР, суд считает необходимым руководствоваться ст. 101 ЖК РСФСР, в соответствии с которой служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Аналогичные нормы содержатся в ст. 99, 100, 104 ЖК РФ.
Как установлено судом, 09 января 2004 года с Рубцовой В.Н. был заключен договор найма на спорное жилое помещение со ссылкой на протокол на служебное жилье. Из содержания данного договора следует, что спорное жилое помещение было предоставлено Рубцовой В.Н. в постоянное пользование, без указания срока его действия и периода, что противоречит назначению служебных жилых помещений (ст. 93 ЖК РФ). В каких-либо трудовых отношениях истец Рубцова В.Н. в настоящее время с войсковой частью, либо подразделений МО РФ, не состоит. Ранее истец находилась в трудовых отношениях, но военнослужащей не являлась.
Согласно ст.47 и 105 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Согласно ч.1 ст. 101 ЖК РСФСР, жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления.
Пунктом 20 Постановления Пленума ВС РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР», судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, считаются служебными только со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Администрацией г.Ачинска и Администрацией Ачинского района выносились распоряжениями о включении части жилого фонда в д.Каменка Ачинского района в число служебных жилых помещений и закреплении их за Красноярской КЭЧ, однако спорная квартира № дома № 12 по ул. Лесная д. Каменка Ачинского района, в число служебных не включена.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что на момент предоставления спорной квартиры, она статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что ФИО9 проживает в <адрес> в д.Каменка Ачинского района на условиях социального, а не специализированного найма.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила свидетели А. и Ф., которые пояснили, что проживают рядом с Рубцовой В.Н. Рубцова В.Н. постоянно проживает в своей квартире, оплачивает коммунальные платежи и производит текущий ремонт.
Принимая во внимание, что военный городок 13 д.Каменка Ачинского района исключен из перечня закрытых военных городков, истец проживает в квартире дома 12 по улице Лесной д.Каменка Ачинского района на условиях социального найма и ранее ею не было использовано право на приватизацию какого-либо жилья, истец свое право на приватизацию жилого помещения не использовала, что подтверждается справкой Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 11), суд считает заявленные требования законными и обоснованными.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 указанного закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит перечень документов, которые необходимо предоставлять гражданам при подаче заявления о приватизации.
Федеральным законом от 08.12.2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определен порядок и сроки передачи военного недвижимого имущества в муниципальную и собственность субъектов РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
На сегодняшний день Министерством обороны РФ не разработан и не утвержден порядок работы по исполнению данных функций, в связи с чем, граждане лишены возможности оформить в собственность находящиеся у них в пользовании жилые помещения в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлена законность основания вселения в спорное жилое помещение, истцом представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, учитывая, что удовлетворение требований истца не затрагивает права иных лиц, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права, а также то обстоятельство, что истец по независящим от нее причинам не может реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рубцовой удовлетворить.
Признать Рубцову проживающей в квартире, дома 12 по ул. Лесная д. Каменка Ачинского района Красноярского края на условиях социального найма.
Признать право собственности в порядке приватизации за Рубцовой на квартиру, дома 12 по ул. Лесная д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
Ответчик вправе подать заявление в Ачинский городской суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии, а также решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Дорофеева Н.А.