Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3698/2018 ~ М-3461/2018 от 16.11.2018

<данные изъяты>

Дело № 2-3698/2018

24RS0024-01-2018-004440-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,

при секретаре Андроновой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что за период с января 2018 г. по август 2018 г. ответчиком начислялась и выплачивалась заработная ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, с учетом уточнений исковых требований, просит взыскать с КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» задолженность по заработной плате за указанный период в размере 33 992 руб. 51 коп.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» Баранов В.И. уточненные исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что согласен с суммой задолженности по заработной плате в размере 33 992,51 руб.

Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, возражений не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Министерства финансов Красноярского края.

Заслушав истца ФИО2, представителя ответчика КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» Баранова В.И., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования с учетом уточнений обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).

В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Статьей 1 ФЗ от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 г. в сумме 9 489 рублей в месяц.

Статьей 1 ФЗ от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. в сумме 11 163 рублей в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11 163 руб. (с мая 2018 по август 2018 г.) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30 %, т.е. не менее 15 182 руб. 40 коп. (с января по апрель 2018 года) и не менее 17 860 руб. 80 коп. (с мая 2018 по август 2018 г.)

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-п.

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ.

В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта Российской Федерации (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу в КГБПОУ «Канский морской кадетский корпус» официантом, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией эффективного контракта № 10 от 01.09.2015 г., согласно которому ФИО2 установлен минимальный оклад 2231 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30 %.

Суд полагает установленными факт нарушения трудовых прав ФИО2, выразившийся в выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 г. ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:

- за отработанные 136 час. в январе 2018 г.: 15182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 136 час. (отработано работником) = 15 182 руб. 40 коп. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166 руб. 40 коп.(недоначислено).

- за отработанные 151 час. в феврале 2018 г.: 15182,40 руб./ 151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) х 151 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166 руб. 40 коп. (недоначислено).

- за отработанные 159 час. в марте 2018 г.: 15182,40 руб./ 159 час. (норма времени в феврале 2018 г.) х 159 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166 руб. 40 коп. (недоначислено).

- за отработанные 167 час. в апреле 2018 г.: 15182,40 руб./ 167 час. (норма времени в феврале 2018 г.) х 167 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166 руб. 40 коп. (недоначислено).

- за отработанные 159 час. в мае 2018 г.: 17860,80 руб./ 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) х 159 час. (отработано работником) = 17 860 руб. 80 коп. (должно быть начислено) – 11 163 руб. (фактически начислено) = 6 697 руб. 80 коп.

-за отработанные 159 час. в июне 2018г.: 17 860,80 руб./159 (норма времени в мае 2018 г.) х 159 час. (отработано работником) =17 860 руб. 80 коп. (должно быть начислено) – 11 163 руб. (фактически начислено) =6 697 руб. 80 коп.

- за отработанные 108 час. в августе 2018 г.: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в июле 2018 г.) х 108 час. (отработано работником) = 10 483,51 руб. (должно быть начислено) – 6 552,20 руб. (фактически начислено) = 3931 руб. 31 коп.,

всего на сумму 33 992 руб. 51 коп.

Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной ответчика, судом проверены, кроме того с ними согласился истец ФИО2, уточнив заявленные требования в указанном размере, в связи с чем, они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ФИО2 о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению, и с работодателя к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» подлежит взысканию заработная плата за период с января по август 2018 года в размере 33 992 руб. 51 коп.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1220 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» о взыскании заработной платы– удовлетворить.

Взыскать с КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» в пользу ФИО2 недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018 г. в размере 33 992 руб. 51 коп.

Взыскать с КГБПОУ «Канский морской кадетский корпус» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 1 220 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                      К.Г. Теплякова

Мотивированное решение изготовлено 24.12.2018 г.

2-3698/2018 ~ М-3461/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИВАНОВА Лариса васильевна
Ответчики
КГБОУ Канский морской кадетский корпус
Другие
Минитсерство финансов Кк
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Теплякова Ксения Геннадьевна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
16.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2018Передача материалов судье
21.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее