Вводная и резолютивная часть объявлены 13.01.2021
Дело № 5-2/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 15 января 2021 года
Судья Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области Третьякова О.С., (623400, Свердловская область, г. Каменск–Уральский, ул. Тевосяна, д. 1), при ведении протокола секретарем Томиловой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Плазма», ИНН <*****>, ОГРН <*****>, юридический и фактический адрес: 623400 Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. <*****> дата регистрации 06.02.2003 наименование регистрирующего органа ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга,
У С Т А Н О В И Л:
15.10.2020 в период с 14.15 до 14.50 часов в ходе проведения эпидемиологического расследования специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах ООО «Плазма» в помещении бани по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Западная, 4, ул. Лермонтова, 14 допущены нарушение требований ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 г. № 05/02-2 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области»:
- отсутствуют оборудование по обеззараживанию воздуха,
- отсутствует дистанционная разметка 1,5 метра при входе в промывочные бани, в раздевалках (мужская и женская) на 2 этаже, возле терминала оплаты;
- отсутствует кожные антисептики для работников и посетителей вирулицидного действия;
- в помещениях бани не обеспечено надлежащее проведение дезинфекции;
- уборочный инвентарь не промаркирован, хранится в мужском и женском отделении бани, отдельные помещения для уборочного инвентаря отсутствуют.
В судебном заседании законный представитель ООО «Плазма» Табаков С.П. вину в совершении правонарушения признал частично. Указал о том, что в настоящее время все выявленные нарушения устранены, просит суд назначить наказание, не связанное с приостановлением деятельности бани, в связи с социальной значимостью объекта.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Кузьминова Н.Е. пояснила, что в рамках эпидемиологического расследования в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции проверялось соблюдение санитарного законодательства, в том числе, и при осуществлении деятельности ООО «Плазма». В результате проведения проверки общественных бань были выявлены ряд нарушений, которые нашли свое отражение в процессуальных документах.
Выслушав Табакова С.П., специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора Кузьминову Н.Е., исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст.50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 исполнительным органам поручено введение ограничений и проведение мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 24.01.2020, № 3 от 31.01.2020, № 5 от 02.03.2020, № 6 от 13.03.2020, № 7 от 18.03.2020 и постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области № 05/02-2 от 10.04.2020 установлены перечни санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
В связи с угрозой распространения этой инфекции Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, по состоянию на 15.10.2020 на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области существовала угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 3.14, 3.15 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун» (действовавших на день проведения проверки) на протяжении рабочего дня в помещениях бани должна проводиться текущая уборка: мытье полов, скамей в раздевальных, а также мытье пола, скамей из шланга в помещениях мыльных и парильных. В конце рабочего дня в отсутствие посетителей в бане производится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств. Один раз в неделю выделяется день для проведения генеральной уборки. Во время проведения генеральной уборки поверхности полов, стен во всех помещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств.
В соответствии с п. 3.4, 3.6.3 СП 3.5.1378-03 «Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила» заключительную дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию в очагах инфекционных болезней проводят в отсутствие людей, не имеющих отношения к обработке. Текущую дезинфекцию разрешается проводить в присутствии людей (больных, ухаживающего за ними персонала и т.д.). Профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят в присутствии или в отсутствие людей, согласно действующим методическим документам (инструкциям) на конкретное средство. Выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Как усматривается из материалов дела, вышеназванные требования ООО «Плазма» не выполнены. При обследовании 15.10.2020 помещений общественных бань по адресам: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 14, ул. Западная, 4 следует, что на момент обследования отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха; отсутствует дистанционная разметка 1,5 метра при входе в промывочные бани, в раздевалках (мужская и женская) на 2 этаже, возле терминала оплаты; отсутствуют кожные антисептики для работников и посетителей вирулицидного действия (для посетителей и персонала применяют средство FRIZON, предназначенный для обработки поверхностей); не обеспечено надлежащее проведение дезинфекции; уборочный инвентарь не промаркирован, хранится в мужском и женском отделении бани, отдельные помещения для уборочного инвентаря отсутствуют.
Сведения, указанные в акте объективно подтверждаются фотографиями. Кроме того, нарушения зафиксированы в акте эпидемиологического расследования.
Факт допущенных нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ООО «Плазма» подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, являющихся относимыми, допустимыми и достоверными: приказом о проведении эпидемиологического расследования от 29.09.2020, актом обследования от 15.10.2020, актом эпидемиологического расследования от 26.10.2020, протоколом об административном правонарушении от 23.11.2020, составленным в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не доверять приведенным выше доказательствам у суда не имеется.
Таким образом, вина ООО «Плазма» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена, поскольку возможность соблюдения санитарных правил и норм, выполнения противоэпидемических мероприятий в полном объеме у юридического лица имелась, но им не были предприняты все возможные меры по их соблюдению.
Доводы законного представителя Табакова П.С. о том, что проверка проведена с грубым нарушением норм Федерального закона № 294-ФЗ, судом отклоняются по следующим основаниям.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в ходе проведения эпидемиологического расследования были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях ООО «Плазма» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в данном случае поводом для проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Плазма» послужило непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом, правонарушения.
На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и ООО «Плазма» не требовалось.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы о нарушении порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом № 294-ФЗ, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку в рассматриваемом случае проверка (плановая, внеплановая) не проводилась, а признаки правонарушения выявлены при проведении эпидемиологического расследования, проводимого в порядке, предусмотренном ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При определении размера и вида наказания судья руководствуется положениями ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. А согласно ст. 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом конкретных обстоятельств административного правонарушения и его своевременного устранения, принимая во внимание, положения ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая специфику деятельности учреждений, а также то, что размер присужденного штрафа будет отвечать целям административного наказания, считает возможным назначить ООО «Плазма» наказание ниже низшего предела размера санкции, установленной ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Оснований для назначения ООО «Плазма» наказания в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу, поскольку в результате нарушения требований санитарного законодательства существует угроза причинения вреда здоровью людей.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Плазма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100 000 рублей.
Штраф должен быть внесен в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу на следующие реквизиты:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН 6670083677 КПП 667001001
БИК 046577001
ОКТМО 65740000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России
КБК 14111601061010003140
УИН 1410266001522020004492
ЕИП 1400000000000000000000643
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.С.Третьякова