Дело № 2-86/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Тимофеева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеева Н.А. к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:
Тимофеев Н.А. обратился в суд с иском к АМО «Беломорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что в силу договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты>, он является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды – 3 года. Фактически данным участком он пользуется с 1993 года. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка сроком на 3 года без проведения торгов. Однако ему было отказано в этом, с указанием на отсутствие правовых оснований. При этом в отказе в предоставлении земельного участка в аренду, указано о том, что в случае заключения договора, будут нарушены положения ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ, а также Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Однако все ранее заключенные с ним договоры аренды на данный земельный участок, были подписаны в период действия указанных положений закона. Испрашиваемый земельный участок используется им постоянно, спора по границам участка не имеется. В связи с чем, истец просил суд обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на три года без проведения конкурса.
В судебном заседании истец Тимофеев Н.А. исковое заявление поддержал по доводам изложенным в нем, дополнительно пояснил, что на земельном участке он выращивает овощи, также там расположены теплицы. Каких-либо химических удобрений при выращивании, он не использует.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву на исковое заявление, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя, относительно заявленных требований истца, полагаются на усмотрение суда. Кроме того, указывают, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории <адрес>, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования «БГП», утвержденных Решением <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный земельный участок расположен на 2-ом и 3-ем поясах зон санитарной охраны источника водоснабжения. Указанный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте. В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленным возражениям на исковое заявление просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Относительно требований истца поясняет, что с ДД.ММ.ГГГГ Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. На основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, создано <данные изъяты>. В адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление истца о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:11:0010602:18 в аренду без проведения торгов, для ведения индивидуального огородничества. По результатам рассмотрения, Министерством было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с его расположением в пределах второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта – реки Нижний Выг и в двух санитарно-защитных зонах. Полагает, что предоставление и дальнейшее использование земельного участка с видом разрешенного использования – «ведение огородничества», расположенного на землях населенных пунктов в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, а также в санитарно-защитной зоне, будет противоречить ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ. В связи с чем, просят отказать истцу в удовлетворении его исковых требований.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно санитарным правилам и нормативам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.111002», введенным в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории второго пояса санитарной охраны источника водоснабжения запрещается, в том числе, применение удобрений и ядохимикатов. Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Второй пояс (пояс ограничений) включает территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, в пределах которой устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 13 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Согласно ч.ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос наряду с перечисленными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», ведение огородничества - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (Код вида разрешенного использования земельного участка 13.1).
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения индивидуального огородничества, предоставлен в аренду истцу Тимофееву Н.А. по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на три года. В графе особые отметки указано: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ. Срок действия с ДД.ММ.ГГГГ. Реквизиты документа-основания: О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от ДД.ММ.ГГГГ № выдан: Правительство РФ».
Как следует из возражений ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на исковое заявление, испрашиваемый истцом земельный участок, расположен в пределах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения, что также подтверждается Картой функциональных зон <адрес>
Как следует из публичной кадастровой карты, расстояние от спорного земельного участка до реки <данные изъяты>, составляет 117 метров, что также не оспаривается истцом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что испрашиваемый истцом в аренду для ведения огородничества земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки <данные изъяты>, в пределах которых, согласно положениям ст. 65 Водного кодекса РФ, установлено ограничение на ведение сельскохозяйственной деятельности.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, а также приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Тимофеева Н.А. отказать.
Решение может быть обжаловано через Беломорский районный суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.