Решение по делу № 2-739/2020 ~ М-1334/2020 от 06.04.2020

                                                РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                               10 августа 2020 года

           Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием истцов Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В.,

представителя истцов Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В. – Кузьминой Е.Б.,

представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования – Овчинниковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Г., Г.А., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании права на получение социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

         Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних Г., Г.А., обратились в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании права на получение социальных выплат.

В обоснование исковых требований истцы указали, что они являются собственниками, каждый в ? доле, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате наводнения в июне 2019 года на территории Иркутской области указанное жилое помещение попало в зону затопления. По их обращению 10.07.2019 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, обследовала указанный жилой дом, составив соответствующий акт №2765 от 10.07.2019, из которого следует, что здание жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, было в зоне затопления. В результате визуального осмотра наблюдается проседание дома, прогибы и деформация напольного покрытия, разрушение печки. Жилой дом находится в неблагоприятном состоянии, требуется дополнительное инструментальное обследование. Согласно заключения межведомственной комиссии №2765 от 31.07.2019 выявлены основания для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, при этом обоснования принятого комиссией указанного заключения отсутствуют. 15.08.2019 главой Нижнеудинского муниципального образования было вынесено постановление №1234 о проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования, в перечень которого вошел жилой дом, расположенный в <адрес>. По их просьбе было выдано заключение , по результатам которого общее техническое состояние жилого дома на момент обследования оценивается как ограниченно-работоспособное, выявлены дефекты: проседание дома, прогибы и деформация напольного покрытия, разрушение печки, ввиду полученных повреждений в результате подтопления жилого дома для приведения конструкций в работоспособное техническое состояние необходимо произвести капитальный ремонт. При этом данное заключение содержит описание жилого дома по визуальному обследованию без указания методики выявления дефектов и повреждений, отсутствует описание выявленных повреждений и обоснование вывода об ограниченно-работоспособном состоянии конструктивных и несущих конструкций жилого дома. Они как собственники жилого помещения, наблюдая разрушение фундамента, несущих конструкций, в связи с несоответствием выводов комиссии и заключения экспертизы фактическому состоянию дома, опасаясь за безопасность дальнейшего проживания в жилом доме, обратились в ООО «Сампад» для дополнительного обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома. Согласно проведенному обследованию их жилого дома и выводам заключения от 25.02.2020 специалисты пришли к выводу, что строительные конструкции жилого дома, учитывая объем и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания) не соответствует требованиям по механической безопасности. Учитывая полученные повреждения, срок эксплуатации объекта и выявленную категорию здания, требуется полная смена несущих и ограждающих конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии (полная реконструкция здания), дальнейшая эксплуатация здания недопустима. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, объект признается аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Данное заключение соответствует фактическому состоянию жилого дома.

В судебном заседании истцы Герасимчук Е.В. и Герасимчук П.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних Г., Г.А., исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, истец Герасимчук Е.В. суду пояснил, что в подполье до самых морозов постоянно стояла вода; зимой дом повело в разные стороны. С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просили признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 31.07.2019 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту. Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1234 от 15.08.2019 о проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Признать за ними право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м. в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальной выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель истца Кузьмина Е.Б. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснила, что выводы о капитальном ремонте дома безосновательны. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оспариваемое истцом заключение межведомственной комиссии составлено на основании установленной законодательством процедуры принятия решения о признании жилого помещения пригодным к проживанию. Заключение вынесено компетентным составом межведомственной комиссии, в ходе обследования производилась оценка фактического состояния жилого помещения, при осмотре присутствовал собственник. При принятии решения принимались во внимание выводы специализированной организации. Также при обращении с заявлением в межведомственную комиссию собственник Герасимчук П.В. указала, что просит признать жилое помещение подлежащим капитальному ремонту. Представленное истцом инженерно-заключение не может служить основанием для признания незаконным заключения межведомственной комиссии и постановления. Вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания отнесен действующим законодательством к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в котором указал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, и не входит в полномочия судебных органов. Предоставление социальной выплаты носит исключительно заявительный порядок. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав истцов Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В. и их представителя Кузьмину Е.Б., представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникову С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

В соответствии с п.п. 3 п. 25 указанного Постановления размер социальной выплаты рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.

Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.

Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.

Строительными нормами и правилами СНиП 1-2 «Строительная терминология» установлены следующие понятия: конструктивный, несущий элемент - конструкция, составляющая здание или сооружение (фундамент, стена, перекрытие, покрытие, лестница), и обеспечивающая его пространственную устойчивость.

Согласно п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Как следует из п. 34 данного Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно которому капитальным ремонтом объектов капитального строительства является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких    конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п.3.13. и п. 3.6 ГОСТ 31937-2011 « Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, категория технического состояния: степень эксплуатационной пригодности несущей строительной конструкции или здания и сооружения в целом, а также грунтов их основания, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик; аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и ( или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Пунктом 5.1.5 указанного ГОСТа предусмотрено, что эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Исходя из приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что капитальный ремонт дома включает в себя замену, восстановление строительных конструкций дома или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций. Фундамент дома является несущей строительной конструкцией, которая обеспечивает его пространственную устойчивость. Потеря устойчивости здания определяет техническое состояние здания как аварийное, при котором эксплуатация здания не допускается, что указывает на необходимость его сноса. Замена фундамента не относится к капитальному ремонту дома.

Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18.11.2013 Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В., Г.А., Г. являются собственниками общей долевой собственности, каждый в ? доле, на жилой дом общей площадью 31,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 18.11.2013.

Согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, составленного Нижнеудинским БТИ, общая площадь дома <данные изъяты> кв.м.

Согласно акту визуального осмотра указанного дома от 04.07.2019 в доме нет повреждений, вода в подполье 1 метр (высота подполья 1,5 м).

Согласно акту от 10.07.2019 межведомственная комиссия произвела обследование указанного жилого помещения, указав, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, жилой дом был в зоне затопления, здание жилого дома подтоплено. В результате визуального осмотра наблюдается проседание дома, прогибы и деформации напольного покрытия, разрушение печки. Здание жилого дома находится в неблагоприятном состоянии, требуется дополнительное инструментальное обследование.

Согласно техническому заключению ОАО «20 Центральный проектный институт» по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> от 29.07.2019, установлено: общее техническое состояние жилого дома оценивается на момент обследования как «ограниченно-работоспособное», выявлены дефекты: проседание дома, прогибы и деформации напольного покрытия, разрушение печки.

В техническом заключении ОАО «20 Центральный проектный институт» от 31.07.2019 отсутствует инструментальное обследование, касающееся несущей способности дома, что указывает не необоснованность вывода специалиста об ограниченно-работоспособном состоянии дома.

Межведомственной комиссией было дано заключение от 31.07.2019 о наличии оснований для признания рассматриваемого жилого дома подлежащим капитальному ремонту. Указанные выводы основаны на техническом заключении от 29.07.2019 и акте межведомственной комиссии, составленном по результатам обследования.

Согласно выписке из журнала выдачи заключений межведомственной комиссии, постановлений о проведении капитального ремонта домов, пострадавших в результате паводка на территории Нижнеудинского муниципального образования в июне 2019 года, заключение получено Герасимчук П.В. 29.08.2019.

Согласно заявлению председателю Межведомственной комиссии от 01.08.2019 Герасимчук П.В. просит произвести обследование и рассмотреть вопрос о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 1234 от 15.08.2019 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан подлежащим капитальному ремонту.

По заказу истцов ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «Сампад» было проведено обследование технического состояния объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому выявлены дефекты и повреждения: фундаменты, грунты основания: промоины в подпольном пространстве, повсеместное обрушение грунта, образование ям (провалов), лаги и доски пола поражены гнилью. Наблюдаются следы грибка и сквозное промораживание конструкций. Смещение, гниение опорных столбов пола, гниение, разрушение стенок погреба. Внутри здания наблюдается вспучивание, гниение и проседание полов, образование щелей между полом и стенами, конструкции здания отклонены от вертикальной и горизонтальной плоскости. Выявленные повреждения не позволяют рассматривать фундамент и грунты основания как целостную работоспособную конструкцию. Стены, перегородки: глубокие гнилостные поражения и разрушение древесины венцов сруба, наблюдаемые как снаружи здания, так и со стороны подполья. Трещины, смещения и ослабления врубок и соединений. Сквозное промерзание и продуваемость стен. Признаки неравномерной осадки здания, стены повело, признаки смещения брусьев, имеет место выпучивание наружных и внутренних стен, перекосы проемов, искривление линий фасада, нарушение жесткости стопы (сруба). Стеновые конструкции отклонены от вертикальной и горизонтальной плоскости. Перекрытия: повсеместное провисание (прогибы) перекрытия, деформации отделочных покрытий. Крыша и кровля: гниение карниза, водосток не организован, кровля, обрешетка крыши разрушена. Инженерные коммуникации: вымывание грунта под печью, кирпичная кладка печи деформирована, имеются трещины и разрушения. Согласно выводам специалистов, общее состояние здания аварийное. Строительные конструкции обследованного объекта учитывая объем и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания), не соответствуют требованиям по механической безопасности. Учитывая полученные повреждения, срок эксплуатации объекта и выявленную категорию состояния, требуется полная смена несущих и ограждающих конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии (полная реконструкции здания). По результатам обследования жилого дома 25.02.2020 было дано инженерно-техническое заключение, согласно которому несущие строительные конструкции, инженерные системы обследованного объекта находятся в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного технического состояния. Дальнейшая эксплуатация здания недопустима. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Основания сомневаться в достоверности и объективности указанного заключения ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «Сампад» от 25.02.2020 у суда отсутствуют, оно содержит подробное описание объекта исследования, выводы специалистов мотивированы. Суд также учитывает, что представленное истцами заключение составлено по результатам обследования дома в феврале 2020 года, когда последствия наводнения могли проявиться в большей степени, в т.ч. в связи с просадкой грунта, процессом гниения, воздействием отрицательных температур.

          Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленным, что процедура оценки жилого помещения и заключения межведомственной комиссии не соответствуют нормативным правовым актам, поскольку специальные замеры конструкций дома комиссией не проводились, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, предметом исследования межведомственной комиссии являлись лишь акт обследования принадлежащего истцам жилого дома от 10.07.2019 и техническое заключение от 29.07.2019, не содержащее выводов о соответствии помещения требованиям, установленным в пункте 44 указанного Положения; выводы о наличии оснований для признания спорного жилого дома подлежащим капитальному ремонту сделаны без учета его технического состояния.

Исходя из бремени доказывания, законность оспариваемых заключений межведомственной комиссии подлежит доказыванию ответчиком, вместе с тем таких доказательств им в суд представлено не было, о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы им не заявлялось. Доводы представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинниковой С.И. о пропуске истцом срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку срок исковой давности не пропущен.

При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконными заключения назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 31.07.2019 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту; а также постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования №1234 от 15.08.2019 о проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке. Указанное, однако, не означает наличие у суда возможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Принятие судебного решения о признании соответствующих заключений и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. При этом суд не вправе предрешать выводы компетентного органа.

В соответствии с положениями статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению требование истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м. в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальной выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.

          Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковое заявление Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Г., Г.А., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании права на получение социальных выплат – удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 31.07.2019 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту.

Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1234 от 15.08.2019 о проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

           Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и принять по нему решение.

В удовлетворении исковых требований Герасимчук Е.В., Герасимчук П.В., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Г., Г.А., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании за ними права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: Иркутская <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м. в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальной выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп - отказать.

          Решение может быть обжаловано в Иркутской областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                                                  Е.П. Папина

2-739/2020 ~ М-1334/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Герасимчук Полина Васильевна за себя и н/л детей: Герасимчук Татьяны Евгеньевны, Герасимчук Антона Евгеньевича
Герасимчук Евгений Васильевич
Ответчики
Министерство социальной защиты и попечительства в Иркутской области
Администрация Нижнеудинского МО
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Другие
Кузьмина Елена Борисовна, истцов (соглашение сторон, ордер № 127 от 24.03.2020)
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Производство по делу приостановлено
05.08.2020Производство по делу возобновлено
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020Дело оформлено
15.01.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее