Дело № 2-1528/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комлач Вячеслава Ивановича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Комлач В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации на садовый земельный участок с кадастровым номером № площадью 584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> В обоснование иска указал, что является членом садоводческого товарищества, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок. Земельный участок был предоставлен садоводческому товариществу с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, но получил отказ. Считая свое право нарушенным, обращается в суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Киньягулов А.Ф. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Показал, что спорный земельный участок предоставлен истцу в установленном законом порядке, истец пользуется им с <адрес> года, претензий и притязаний на него третьих лиц, споров с соседями не имеется. Земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества, изъятым и ограниченным в обороте не является, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность истцу нет.
В судебном заседании представитель ответчика УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Мингазов К.Р. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание истец Комлач В.И., представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, ОСТ ОАО «УМПО», ТСН «Коллективный сад № 4», ООО «Башкомстройремонт», извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, истец является членом ОСТ ОАО «УМПО», ему предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 584 кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются членской книжкой садовода, протоколом внеочередного общего собрания ОСТ ОАО «УМПО» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ОСТ ОАО «УМПО» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением ОСТ ОАО «УМПО».
Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, указанный земельный участок площадью 584 +/- 8 кв.м. относится к категории: земли населенных пунктов, с разрешением использования: под плодоягодный сад.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.
Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, Комлач В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка.
На данное обращение УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ истцу было направлено письмо № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении участка в собственность на том основании, что спорный земельный участок расположен на территории зон общественно-делового назначения (индекс ОД-3).
Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено, что решениями исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ под развитие садов отведено три земельных участка площадью 16 га. Участок № – 4,5 га, участок № – 5,5 га, участок № – 6 га, а также земельный участок площадью 3 га к северо-востоку от <адрес> горкомхоза, что подтверждается архивными выписками из протоколов № и № Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан.
На основании указанных выше решений исполнительного комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ коллективному саду № рабочих и служащих УМЗ отведен в натуре земельный участок площадью 13,5 га в районе ЖБЗ-2, о чем составлен акт об отводе границ участка и красных линий в натуре от ДД.ММ.ГГГГ.
Садоводческое товарищество №, организованное при УМПО (ранее УМЗ), в дальнейшем вошло в состав общественного объединения «Огородно-садоводческое товарищество при АО «УМПО», зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Калининского района г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ указанное объединение было реорганизовано в ОСТ ОАО «УМПО», что подтверждается Уставом ОСТ ОАО «УМПО».
Согласно уставу Огородно-садоводческого товарищества Открытого акционерного общества «Уфимского моторостроительного производственного объединения» (ОСТ ОАО «УМПО»), оно создано в результате реорганизации в форме преобразования Огородно-садоводческих товариществ, созданных при АО «УМПО» (ранее УМПО, УМЗ), зарегистрировано постановлением Главы Администрации <данные изъяты> г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ, является правопреемником всех и прав и обязанностей Огородно-садоводческих товариществ, созданных при АО «УМПО» (ранее УМПО, УМЗ). В соответствии со списком коллективных садов, входящих в состав ОСТ ОАО «УМПО», находящихся на территории <данные изъяты> района г.Уфы, в ОСТ ОАО «УМПО» входил сад №.
Постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ОСТ ОАО «УМПО» коллективному саду № предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 117 714 кв.м. в аренду на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данных земельных участков для муниципальных нужд, для ведения садоводства. На основании данного Постановления ДД.ММ.ГГГГ с ОСТ ОАО «УМПО» был заключен договор аренды земельного участка №.
Таким образом, на основании действующего законодательства юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие: испрашиваемый садовый земельный участок входит в территорию садоводческого объединения, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства указанному объединению либо организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, является членом такого объединения, которому предоставлен спорный земельный участок; спорный земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, то есть отсутствует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Указанные юридически значимые обстоятельства нашли свое подтверждение представленными суду истцом доказательствами.
Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок с кадастровым номером № площадью 584 кв.м. расположен на территории ОСТ ОАО «УМПО», которое является правопреемником коллективного сада №, созданного при УМЗ, которому земельный участок в установленном законом порядке предоставлялся для ведения садоводства до введения в действие Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Вид разрешенного использования спорного земельного участка – «под плодоягодный сад».
Согласно заключению кадастрового инженера Т от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок № «а» с кадастровым номером № находится в границах коллективного сада № ОСТ ОАО «УМПО». Данный участок поставлен на кадастровый учет с адресом: <адрес>. Площадь: 584 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под плодоягодный сад.
Истец является членом ОСТ ОАО «УМПО», земельный участок предоставлен истцу на законных основаниях и используется истцом в соответствии с его целевым назначением для ведения садоводства, что подтверждается следующими относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами: членской книжкой садовода, протоколом внеочередного общего собрания ОСТ ОАО «УМПО» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ОСТ ОАО «УМПО» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением ОСТ ОАО «УМПО».
Как усматривается из Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра в сети Интернет, расположение спорного земельного участка и его конфигурация соответствуют представленному представителем ответчика плану участков сада № с сохранением внутриквартальных проездов. Как видно из акта согласования границ землепользователей, споров с землепользователями соседних участков по границам земельных участков не имеется.
Доказательств изъятия из оборота, ограничения в обороте, резервирования для государственных или муниципальных нужд в отношении спорного земельного участка, либо наличия установленного законом запрета на предоставление земельного участка в собственность, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.
При таких обстоятельствах, требование иска о признании за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комлач Вячеслава Ивановича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Комлач Вячеславом Ивановичем право собственности в порядке приватизации на садовый земельный участок с кадастровым номером № площадью 584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г.Уфа Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Бикчурина О.В.