Дело №2а-1660/21
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 мая 2021 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Фахуртдиновой Р.Р., Платоновой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска к Спицыну А.С, действующему в интересах несовершеннолетней ФИО12, о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным иском о взыскании со Спицына А.С., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО13., задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 632 руб. за 2015-2017 годы, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10 руб. 75 коп.
В обоснование иска указано, что на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска стоит указанный налогоплательщик, который в соответствии со ст. 400 НК РФ обязан уплачивать налог на имущество физических лиц.
Налоговое уведомление было направлено ответчику почтой в соответствии с нормами налогового законодательства. В установленные законом сроки сумма налога не была внесена в бюджет, что в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ является основанием для начисления пени.
В адрес налогоплательщика были направлено требование о добровольной уплате пени, однако задолженность до настоящего времени не оплачена.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в свое отсутствие,
Административный ответчик Спицын А.С., действующий в интересах несовершеннолетней ФИО14., в судебном заседании не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В представленном отзыве указал, что не согласен с административным иском. ФИО15 никогда не была зарегистрирована по адресу: <адрес>, следовательно, никаких уведомлений, требований на место ее фактического жительства и регистрации не приходило. Ими регулярно оплачиваются все обязательные платежи, одна чеки хранятся не более трех лет. Полагает, что сроки исковой давности истекли.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Так, обязанность налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска стоит ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно Отдела АСР УМВД России по Ульяновской области, ФИО17., уроженка <адрес>, с 03.11.2010 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ответчику на праве собственности (1\3 доли).
Из представленного в материалы дела налогового уведомления № 120221605 от 14.07.2016 со сроком уплаты не позднее 01.12.2016, следует, что ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 186 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 15088275 от 10.07.2017 со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 начислен налог на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 215 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 10068481 от 26.08.2018 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 начислен налог на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 231 руб.
В установленный срок указанные налоги не уплачены, в связи с чем должнику было направлены следующие требования:
требование №20353 по состоянию на 12.12.2016 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 186 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 0 руб. 62 коп. в срок до 09.02.2017;
требование №16817 по состоянию на 23.05.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 215 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 9 руб. 33 коп. в срок до 29.06.2018;
требование №19564 по состоянию на 24.06.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 231 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 12 руб. 01 коп. в срок до 03.09.2019;
требование №32339 по состоянию на 25.06.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 231 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 1 руб. 74 коп. в срок до 03.09.2019.
Указанные налоговые уведомления и требования об уплате налога и пени направлялись по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является Абельхаиров А.Э.
Судебный приказ от 25.11.2020, которым со Спицына А.С., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО18., взыскана указанная задолженность, отменен по заявлению должника.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 23.03.2021.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно приведенных выше положений ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ право обращения контрольных органов, в том числе налоговых органов, в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций законодатель связывает с наличием у таких лиц обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, а также с неисполнением в добровольном порядке или пропуском указанного в требовании срока уплаты денежной суммы.
Положениями ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. То есть направление требования об уплате налога по адресу, исключающему получение налогоплательщиком такого требования, не может считаться исполнением требования закона о досудебном урегулировании спора.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Учитывая, что как налоговые уведомления, так и требования об оплате задолженности направлялись административному ответчику по адресу, не являющемся местом его регистрации или местом фактического жительства, то административный иск ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска к Спицыну А.С., действующему в интересах несовершеннолетней ФИО20., о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит оставлению без рассмотрения ввиду несоблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования данного административного спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 196-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░19, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░