Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1513/2017 ~ М-1166/2017 от 11.05.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» июля 2017 года               г. Самара                                                                                               

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Горячкиной Е.А.,

с участием:

истца Пивоварова А.С. и его представителя Богословцева А.А.,

представителя ответчика Беляевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1513/17 по иску Пивоварова А. С. к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании недействительным в части приказа о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, снятии земельного участка с кадастрового учёта,

УСТАНОВИЛ:

Пивоваров А.С. обратился в суд с иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании недействительным в части приказа о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, снятии земельного участка с кадастрового учёта. В иске указал, что ему на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: коллективное садоводство. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный. Для уточнения местоположения границ земельного участка был подготовлен межевой план и подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет был приостановлен, в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности и подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участок на местности 15 и более лет. Кроме того, при внесении в ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка установлено, что границы данного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым , правообладателем которого является Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просил суд признать недействительным приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части решения вопроса о предоставлении Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым ; исключить из ЕГРН сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение Верхняя Подстепновка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым

В судебном заседании истец Пивоваров А.С. и его представитель Богословцев А.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Беляева Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований истца просила отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля А.А.Ф. суду пояснил, что он является соседом истца по даче, спорный земельный участок огорожен деревянным забором, споров по границам с соседними землепользователями нет, границы участка не менялись.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.В.А. пояснил суду, что ему на праве собственности принадлежал земельный участок, <адрес> который он в 2016 году продал Пивоварову А.С. Границы земельного участка с момента его представления не менялись, забор не переносился, споров с соседями по границам никогда не было.

Заслушав пояснения сторон, заслушав показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В силу ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Г.В.А. истец Пивоваров А.С. является собственником земельного участка площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведённую государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально данный земельный участок был предоставлен Г.В.А. на основании решения Администрации Волжского района от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не отменялось и незаконным не признавалось.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный площадью <данные изъяты> кв.м, ему присвоен кадастровый . Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В целях установления местоположения границ и уточнения площади земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру Б.Р.Р. При подготовке межевого плана, путем внесения сведений о границах земельного участка с кадастровым , определенных при выезде на местность ООО «Эксперт-Центр» и сведений ГКН полученных при заказе кадастровых выписок на смежные земельные участки, в лицензированный программный комплекс ГИС «ИнГЕО», выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым с границами земельного участка с кадастровым , ранее поставленными на государственный кадастровый учет.

Указанное обстоятельство препятствуют истцу в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет по материалам межевания.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о ГРН государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и необходимых в соответствии с ч.4 ст. 18 Закона о ГРН для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ч.2 ст.14 Закона «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из заключения кадастрового инженера Б.Р.Р. следует, что при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым на местности путем проведения геодезической съемки было определено фактическое местоположение границ и площадь земельного участка. Местоположение границ земельного участка и его площадь (<данные изъяты> кв.м) определены с учетом фактически сложившихся землепользований в течении более 20 лет, границ смежных земельных участков и естественных границ земельного участка. Границы земельного участка закреплены на местности объектами искусственного происхождения - деревянным забором. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями.

Земельный участок с кадастровым огорожен деревянным забором, имеет вход через калитку со стороны автодороги Южное шоссе. На земельном участке имеются в наличии плодовые деревья (яблони, сливы и вишни), частично земельный участок подготовлен для посадки, обработки и сбора урожая в виде плодово-ягодных и овощных культур. Данный участок существует на местности, его границы, конфигурация и площадь определены существующим забором, что подтверждается заключением специалиста ООО «Эксперт-центр» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ при внесении в ЕГРН сведений о координатах узловых и поворотных точек границ земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с представленным каталогом координат, выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами смежного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, правообладатель - Министерство транспорта и автомобильных дорог.

В соответствии с приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, предоставлен Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области в постоянное (бессрочное) пользование для строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара III. IV этапы (очереди) в муниципальном районе Волжский Самарской области и входит в границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, зарезервированного для государственных нужд Самарской области в целях обеспечения с приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ « О резервировании земель для государственных нужд Самарской области».

Земельный участок с кадастровым поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м, правообладателем данного участка является Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области постоянное (бессрочное) пользование от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Б.Н.А. согласование границ земельного участка с кадастровым осуществлялось путем опубликования в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О кадастровой деятельности", в печатном издании Волжская новь () от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что границы земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, были установлены (определены) на местности в 1993 году, т.е. ранее внесение в ГКН сведений о земельном участке, с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес>

Согласно п. 1, п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2, 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

В силу п. 9 указанного положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Из материалов дела следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об ограниченных (обременениях) в отношении принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым

В силу ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьёй 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

На основании установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области при наличии титульного владельца спорного земельного участка не обладало какими-либо полномочиями в отношении спорного земельного участка, и следовательно, не имело право распоряжаться им путем предоставления Министерству в постоянное (бессрочное) пользование.

В данном случае нарушаются имущественные права истца, поскольку принадлежащий ему земельный участок согласно данным ГКН находится в пользовании другого лица, созданы препятствия в постановке на кадастровый учет принадлежащего ему земельного участка в его фактических границах.

На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению, поскольку будет устранено нарушение прав истца, так как будут устранены препятствия для постановки его земельного участка на государственный кадастровый учет по материалам межевания.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Пивоварова А. С..

Признать недействительным приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части решения вопроса о предоставлении Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым

Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2017 года.

Судья                             А.В. Бредихин

2-1513/2017 ~ М-1166/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пивоваров А.С.
Ответчики
Министрерство транспорта и автомобильных дорог
Другие
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Бредихин А. В.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
12.05.2017Передача материалов судье
11.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2017Предварительное судебное заседание
14.06.2017Предварительное судебное заседание
06.07.2017Судебное заседание
10.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017Дело оформлено
19.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее