Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года
г.Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего судьи Артемьевой Л.В.,
с участием прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Догадкиной Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2325/2019 по иску прокурора г.Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.ФИО6 Самарской области, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о.ФИО6 Самарской области и МКУ «СызраньСтройЗаказчик» о сносе аварийных жилых домов, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора,
Установил :
Прокурор г.Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Администрации г.о.ФИО6 Самарской области о понуждении произвести снос аварийных жилых домов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, с последующей ликвидаций свалок с зачисткой территории от строительного мусора, которые определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела от прокурора г.Сызрани Самарской области поступило уточненное исковое заявление, в котором он просит обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области установить срок сноса многоквартирных домов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по вышеуказанным адресам путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов; принять меры в установленный Администрацией г.о.ФИО6 Самарской области срок по сносу аварийных домов, расположенных по вышеуказанным адресам с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города ФИО6 Самарской области была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
По результатам проверки было установлено, что на основании заключений межведомственной комиссии и постановлений Администрации г.о.ФИО6 Самарской области многоквартирные жилые дома по вышеназванным адресам были признаны аварийными и подлежащими сносу.
Из информации Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № ***, представленной в прокуратуру г.Сызрани Самарской области, следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа ФИО6 по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены.
В настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Жилые дома, расположенные на территории г.о.ФИО6 Самарской области по вышеуказанным адресам, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***.
В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о.ФИО6 Самарской области принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО6 на <дата>-<дата> годы», утвержденная постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № ***.
Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены, в том числе и по причине экономической нецелесообразности.
<дата> прокурором г.Сызрани Самарской области в адрес Главы г.о.ФИО6 Самарской области было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о.ФИО6 Самарской области мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата>, по результатам рассмотрения которого данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о.ФИО6 Самарской области не приняты.
По состоянию на <дата> муниципальные контракты на выполнение работ по сносу указанных аварийных домов не заключены.
<дата> прокурором г.Сызрани Самарской области в адрес председателя Думы г.о.ФИО6 Самарской области направлялась информация с предложением рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет г.о.ФИО6 Самарской области на <дата> финансовый год и плановый период <дата>-<дата> гг. в части увеличения объема финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о.ФИО6 Самарской области, признанного таковым до <дата>
По результатам рассмотрения Думой г.о.ФИО6 Самарской области указанной информации прокурора г.Сызрани Самарской области объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о.ФИО6 Самарской области, признанного таковым до <дата>, на <дата>-<дата> гг. не увеличен.
Аварийные дома по вышеуказанным адресам являются объектами опасности, нахождение на территории которых, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам.
Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления г.о.ФИО6 Самарской области по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам и является недопустимым.
Данное обстоятельство наличия на территории г.о.ФИО6 Самарской области аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.
Представитель прокуратуры г.Сызрани Самарской области Антонова В.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше и указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.о.ФИО6 Самарской области - Андреева Н.П. /доверенность от <дата>/ в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что исковые требования не конкретизированы, не содержат конкретного срока исполнения решения суда, при наличии действующего постановления Администрации г.о.ФИО6 Самарской области, не признанного незаконным и установленным сроком. Отселение лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является последним этапом перед сносом аварийных домов, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным. В соответствии с бюджетом г.о.ФИО6 Самарской области имеется правовой акт с установленными сроками сноса расселения домов на три года <дата>-<дата> г.<адрес> все мероприятия по расселению жильцов из аварийных домов выполняются.
Представитель 3-х лиц - Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.ФИО6 Самарской области, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» Мишунина И.Н. /доверенности от <дата>, от <дата>/ в судебном заседании поддержала доводы представителя Администрации г.о.ФИО6 Самарской области, дополнила, что ранее заложенные средства на снос аварийных домов освоены и объемы выполнены. Муниципальная программа по сносу аварийных домов действует, финансирование выделяется и в полном объеме исполняется. Программа не определяет снос конкретных домов. Она определяет, какие дома подлежат расселению. В рамках бюджета дома сносились, но спорные дома снесены не были. Программы всегда корректируются в зависимости от финансовой возможности муниципального образования.
Представитель 3-го лица - Комитета КЖКХ Администрации г.о.ФИО6 Самарской области - Добрякова Э.И. /доверенность от <дата>/ в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении от <дата> просит гражданское дело рассмотреть в их отсутствие; представитель Краснова ГИ подтвердила о переселении всех граждан из заявленных в исковом заявлении жилых домов.
Суд, заслушав стороны, третьих лиц, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N № *** предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> N № *** "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> N № *** "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о. ФИО6 от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области от <дата> № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Однако, многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа ФИО6 Самарской области по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены, что подтверждается информацией Администрации г.о.ФИО6 Самарской области № *** от <дата>
Жилые дома, расположенные на территории городского округа ФИО6 Самарской области по вышеуказанным адресам, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области до <дата> года», утвержденную постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата>
В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о.ФИО6 Самарской области принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО6 на <дата> - <дата> годы», утвержденная постановлением Администрации г.о.ФИО6 Самарской области № *** от <дата>
Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены, в том числе и по причине экономической нецелесообразности.
Предусмотренный данной муниципальной программой г.о.ФИО6 Самарской области общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на <дата> - <дата> гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до <дата>
<дата> прокурором г.Сызрани Самарской области в адрес Главы г.о.ФИО6 Самарской области было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о.ФИО6 Самарской области мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата>, по результатам рассмотрения которого данное представление было признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о.ФИО6 Самарской области не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о.ФИО6 Самарской области, признанного таковым до <дата>, на <дата>-<дата> гг. не увеличен.
Суд считает, что длительное бездействие Администрации г.о.ФИО6 Самарской области по сносу аварийных домов по вышеуказанным адресам нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N № *** установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С учетом установленных судом обстоятельств и в силу вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым исковые требования прокурора города ФИО6 Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить и обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным жилым домам, расположенным по вышеназванным адресам путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Также, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области в установленный срок принять меры по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, указанных выше, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N № *** от <дата>, принятие данных мер относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика на ограниченные возможности бюджета, поскольку данные обстоятельства не могут являться причиной несоблюдения требований закона и не должны нарушать права и законные интересы граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора города ФИО6 Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.ФИО6 Самарской области о сносе аварийных жилых домов удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области установить срок сноса многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>
Обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> путем установки ограждения в границах земельных участков, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Обязать Администрацию г.о.ФИО6 Самарской области принять меры в установленный срок по сносу аварийных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>
Судья: