Дело № 2-181/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2014 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Макеевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Мартыновой В.А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с иском в интересах Мартыновой В.А. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что Мартынова В.А. на основании трудового договора от 19.12.2009 года состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № 3 в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от 10.10.2013 года к трудовому договору работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля, выплаты компенсационного характера, стимулирующие выплаты, с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Согласно расчетным листкам заработная плата Мартыновой В.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила за январь - марта 2014 года, за каждый месяц - <данные изъяты>., из них: оклад - <данные изъяты> руб., стимулирующая надбавка - <данные изъяты> коп. Прокуратура района полагает, что заработная плата истцу выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы Мартыновой В.А. составила <данные изъяты> руб.
На основании изложенного прокурор просил взыскать с МБОУ «СОШ № 3» в пользу Мартыновой В.А. задолженность по заработной плате за январь-март 2014 года в размере <данные изъяты> руб.
Прокурор Макеева Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Мартынова В.А. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме и пояснила, что начисленная заработная плата за январь-март 2014 года выплачена ей полностью.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» - директор Назарова М.Г. в судебном заседании в целом исковые требования не признала, пояснив, что согласна с тем фактом, что заработная плата истца не соответствует уровню минимального размера оплаты труда по России. Заработная плата истцу установлена и выплачивается в соответствии с системой оплаты труда, утвержденной в 2008 году. Размер должностного оклада работника установлен исходя из размера рекомендованного учредителем организации - администрацией Кемского муниципального района. Она сама не может увеличить должностной оклад. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте может быть установлен свой МРОТ. Трехсторонним соглашением от 14.02.2014 г. в Республике Карелия установлен МРОТ в размере 7213 руб.
Представители третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещены о времени и мете судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-х лиц.
Суд, заслушав прокурора Макееву Ю.Н., истца Мартынову В.А., представителя ответчика Назарову М.Г., изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Установлено, что истец Мартынова В.А. на основании трудового договора № 9 от 19.12.2002 года с 03.01.2001 г. работает у ответчика по должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту здания. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 10 октября 2013 года истцу установлен оклад - <данные изъяты> рубля и надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетным листкам истца за январь, февраль и март 2014 года ее начисленная заработная плата составила <данные изъяты> руб. ежемесячно.
Истец осуществляет свою трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.5 - 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 22.12.2011 г. № 977).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.3 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных права, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
Директором МБОУ «СОШ № 3» Назаровой М.Г. 01 сентябре 2011 года утверждено Положение об оплате труда Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Кемского муниципального района, из которого следует, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом, в том числе, государственных гарантий оплаты труда, перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характеров, утверждаемых администрацией Кемского муниципального района. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размер оклада работнику Учреждения устанавливается директором Учреждения, исходя из рекомендуемых Учредителем средних окладов. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Кемского муниципального района и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (разделы 1,2, пункт 4.3 Положения). В соответствии с Приложением № 1 к Положению <данные изъяты> установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Республике Карелия до 01.02.2014 г. действовало Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенное между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия от 26.09.2012 года, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республики Карелия при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). В Республике Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) была установлена минимальная заработная плата в размере - 6 837 рублей. Трехсторонним Соглашением от 14.02.2014 года, которое действует с 01.02.2014 года, установлена минимальная заработная плата для указанных категорий работников в размере 7213 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ) с 01.01.2014 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истца не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 5554 рубля плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах крайнего севера - 80%, то есть не менее: 5554 руб. + (5554 руб. х 120 %) = 12218 руб. 80 коп.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчет суммы невыплаченной заработной платы, заявленный прокурором, ответчиком не оспаривается, проверен судом, и принимается к взысканию. На основании изложенного суд удовлетворяет заявленные требования, и взыскивает с ответчика в пользу истца Мартыновой В.А. <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика Назарова М.Г. обосновывая свою позицию, ссылается на то, что она, как директор, не имеет возможности увеличить сотрудникам учреждения оклад, однако, изложенная позиция является ошибочной, поскольку:
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с частью 2 статьи 126 Гражданского кодекса РФ юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
В соответствии с частью 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
В части 2 статьи 120 ГК РФ указано, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Из приведенных норм права, а также изложенных выше положений Устава учреждения, Положения об оплате труда МБОУ «СОШ № 3» следует, что бюджетное учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и несет ответственность по своим обязательством самостоятельно. Учреждение имеет право осуществлять хозяйственную деятельности и оказывать услуги, от которых вправе получать доходы. Учредитель учреждения - администрация Кемского муниципального района, являющийся собственником имущества ответчика, не несет ответственности по обязательствам ответчика. Учредитель не наделен правами по утверждению штатного расписания и установления окладов сотрудникам учреждения, такими правами наделена представитель ответчика -директор Назарова М.Г. В связи с чем приведенные ответчиком доводы суд признает несостоятельными.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 3» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере 400 руб. по требованиям имущественного характера о взыскании заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» в пользу Мартыновой В.А. заработную плату за январь, февраль, март 2014 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 19 мая 2014 года.