Дело № 2-142/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2016 года г.Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,
при секретаре Зудилиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Патаниной В.С. к Администрации муниципального образования «Глотовское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области, войсковой части 58661-85 Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л а:
Патанина В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Глотовское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области, войсковой части 58661-85 Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: ***.
В обоснование иска указала, что в квартире по адресу: *** она проживает с *** года по настоящее время, согласно договору найма жилого помещения *** от ***.
Квартира расположена в трехэтажном 36-ти квартирном жилом доме.
На её просьбу о приватизации занимаемого жилого помещения ответчик ответил отказом, мотивируя тем, что решение вопроса входит в компетенцию ФГКУ «Центррегионжилье», откуда последовал отказ, вследствие того, что жилье якобы относиться к специализированному жилому фонду.
Отказ считает незаконным, поскольку распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010г. №349 с жилых помещений, относящихся к войсковой части, расположенной в ***, снят статус закрытого военного городка.
Долгов по оплате коммунальных услуг не имеет, за свой счет производит все виды ремонта, несет расходы по содержанию квартиры.
Государственная регистрация права указанного жилого помещения не совершалась, в приватизации каких-либо жилых помещений она не участвовала.
Просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ***.
В судебном заседании истец Патанина В.С., исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Дмитриев В.В. поддержал позицию представляемой.
Представители ответчиков: администрации МО «Глотовское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области, Войсковой части № 58661-85 Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Из отзыва, предоставленного в суд представителем ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» усматривается, что отделение, являясь специализированной организацией Минобороны России - уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации в соответствий с приказами Минобороны России от 03.11.2010 № 1455, от 30.09.2010 №1280, осуществляет деятельность по принятию решений о предоставлении военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда; заключении, изменение и расторжении договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда; заключении, изменении и расторжении договоров социального найма жилых помещений на основании решений, принимаемых Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России.
В силу ст.6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541- передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
После реорганизации ФГКЭУ КЭЧ районов согласно приказу Министра обороны № 1871 от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлением имущественных отношений, которым на территории Центрального военного округа является ФГКУ «Приволжско-Уральское управление имущественных отношений» МО РФ.
Согласно пункту 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации от 18 ноября 2010г. №1550, передачу жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В настоящее время предоставить документы по правовому статусу спорного жилого помещения по адресу: *** не предоставляется возможным, в связи с отсутствием информации в Отделении (территориальное, ***) ФГКУ «Центррегионжильё».
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Истцом не представлены доказательства о том, что квартира, расположенная по адресу: ***, предоставлена на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего...»
Согласно ст.28 ЖК РСФСР граждане, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имевших жилищный, фонд, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истцом не представлены документы, доказывающие его право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании Патаниной В.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения.
Порядок реализации военнослужащими права на жилище определен в ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в период до февраля 2000г. - соответствующим Положением о порядке, обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. № 285, в период до 09.11.2010г. - Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000г. № 80.
Полномочиями по постановке военнослужащих и работников из числа гражданского персонала на учет нуждающихся были наделены жилищные комиссии воинских частей, на основании решений которых и военнослужащих и работников гражданского персонала признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма (по итогам представленных на рассмотрение комиссии подтверждающих документов и заявления (рапорта)).
Таким образом, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии решения о постановке Патаниной В.С. на учет нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма жилищной комиссией воинской части.
Согласно сведениям, имеющимся в Отделении, Патанина В.С. на учете нуждающихся не состоит, в базах данных «Учет» ФГКЭУ КЭЧ в качестве нуждающейся не числится, учетное дело отсутствует.
Таким образом, в силу отсутствия у Патаниной В.С. статуса нуждающейся в получении жилого помещения в порядке, установленными приказами Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. № 285 и МО РФ от 15.02.2000г. № 80, обязательств по обеспечению жильем Министерство обороны РФ перед ней не несет.
Из отзыва, предоставленного в суд представителем ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» усматривается, что исковые требования Патаниной В.С. не поддерживают по следующим основаниям.
Жилой дом № ***, расположенный по адресу: *** относится к федеральной собственности РФ в ведении Министерства обороны РФ и числится на балансе ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Обстоятельства, обуславливающие правовой режим спорного жилого помещения (***) определяется его целевым назначением и необходимостью сохранения жилого фонда для военнослужащих и членов его семьи, а так же обеспечением их конституционного права на жилище.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ сформулированной в Постановлении от 03 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ограничение прав и свобод человек и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том, случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям или жилым помещениям в военных городках), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Как следует из материалов дела, по договору найма жилого помещения *** от ***, заключенного между войсковой частью № 55448 и Патаниной В.С., жилое помещение, расположенное по адресу: *** было предоставлено истцу (далее по тексту - наниматель) за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно п. 1.5 Договор заключен на время (трудовых отношений, прохождения службы, нахождение на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности).
Кроме того, Договором предусмотрено расторжение его по требованию наймодателя в случае истечения срока трудового договора (п.4.4), таким образом, данный договор носит временной временный характер.
В силу статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Право на участие в бесплатной приватизации жилья ошибочно понимается истцом как обязанность государственных или муниципальных органов предоставить каждому гражданину в собственность бесплатно жилое помещение.
Истцом не представлены документы, доказывающие ее право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании нанимателя нуждающимся в улучшении жилищных условий и в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения (жилищной комиссией воинской части).
Доказательства, свидетельствующие о том, что наниматель занимает квартиру на условиях договора социального найма либо на ином законном основании, и что такое предоставление было направленно на бессрочный, а не временный характер, в материалах дела отсутствуют.
Договор найма жилого помещения *** от ***, представленный в обоснование законности проживания в спорном жилом помещении в настоящее время не оспорен, недействительным не признан.
Также обращает внимание, что решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, уполномоченным собственником не принималось, а исключение *** из перечня закрытых военных городков ВС РФ не свидетельствует об утрате статуса занимаемого истцом служебного жилого помещения. Просят суд в удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России отказать в полном объеме.
Определением суда к участию по данному делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика были привлечены - Инзенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.
Третьи лица - Инзенский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, предоставив заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Заслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541 - 1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (в редакции ФЗ - 170 от 16.10.2012) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст.4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, а также находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Распоряжением Правительства РФ №349 от 17.03.2010 с жилых помещений, относящихся к войсковой части, расположенной в ***, снят статус закрытого военного городка.
Из отзыва на иск ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ усматривается, что квартира *** не может быть приобретена Патаниной В.С. в собственность в порядке приватизации, поскольку является служебным жилым помещением.
Вместе с тем из постановлений главы администрации Инзенского района Ульяновской области от ***, ***, ***, ***, ***, видно, что спорная квартира не включена в число служебных жилых помещений, принадлежащих войсковой части 55448.
Напротив, из ответа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от *** видно, что по документам, поступившим в ФГКУ «Центррегионжильё» от расформированной ФГКЭУ «Ульяновская КЭЧ района», жилое помещение по адресу: *** в специализированный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации не включено.
Других доказательств, свидетельствующих о том, что на момент предоставления истцу спорной квартиры, данное жилое помещение имело статус служебного жилого помещения, ответчиком не предоставлено.
Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при ликвидации государственных предприятий жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.
Таким образом, жилое помещение - квартира по адресу: ***, подлежало передаче в собственность муниципального образования «Глотовское городское поселение».
Согласно справке формы *** от ***, выданной начальником Ремонтно - эксплуатационного района «Ульяновский» *** филиала «Пензенский» АО «Славянка» в квартире по адресу: ***, проживает и зарегистрирована с *** Патанина В.С. (л.д.23).
Из сообщения Управления федеральной регистрационной службы по Ульяновской области в ЕГРП отсутствует запись о регистрации права собственности Патаниной В.С. на основании договора приватизации.
В Инзенском филиале БТИ также отсутствуют сведения о наличии приватизированного жилья у Патаниной В.С..
Таким образом, истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л а:
Исковые требования Патаниной В.С. о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Патаниной В.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: *** ***.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение за Патаниной В.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.М.Старостина