Дело № 2-279/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2019 года г. Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе судьи Афаныгина А.Н.,
при секретаре Бурлаковой Т.А.,
с участием: помощника прокурора Басковой Н.А.,
представителей ответчиков Смирновой Н.В. и Морозовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кирилловского района Вологодской области к администрации Кирилловского муниципального района и администрации сельского поселения Алешинское о понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кирилловского района Вологодской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кирилловского муниципального района и администрации сельского поселения Алешинское, в котором просил обязать ответчиков в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства при содержании дорожного полотна автомобильных дорог – подъезды к д. Ладунино и д. Попово. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года по поручению прокуратуры Вологодской области, установлено, что автомобильные дороги - подъезды к д. Ладунино и д. Попово не содержатся надлежаще, состояние дороги не обеспечивает беспрепятственный проезд любого вида транспорта, имеется колейность, просадки, ямочность. Отсутствие надлежащего содержания дорожного покрытия ограничивает конституционные права граждан на свободное передвижение, делает невозможным решение жителями населенных пунктов своих бытовых, социальных вопросов, связанных с оказанием медицинским услуг, осуществление деятельности экстренных служб.
В судебном заседании помощник прокурора Баскова Н.А. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Кирилловского муниципального района и администрации сельского поселения Алешинское в течение трех месяцев устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорожного полотна автомобильных дорог - подъезды к д. Ладунино и д. Попово Кирилловского района Вологодской области путем обеспечения беспрепятственного проезда к населенным пунктам.
Администрация сельского поселения Алешинское и ее представитель Морозова Н.Е. в судебном заседании возражают против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что администрация поселения исполняет полномочия по дорожной деятельности в соответствии с Соглашением о передаче полномочий, заключенным между администрацией района и администрацией поселения. В ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с указанным Соглашением на ремонт автомобильных дорог поселения выделено 653 тыс.руб., в том числе на подъезд к д. Ладунино 100 тыс.руб. Средства на ремонт дорог и подъездов общего пользования предусмотрены в муниципальной программе, утвержденной постановлением администрации района, в соответствии с которой подъезд к деревне Ладунино запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год – 0,3 км (685,5 тыс.руб.). В д. Ладунино постоянно зарегистрированы 2 гражданина. Столько же местных жителей зарегистрировано в д. Попово. С учетом того, что действующее состояние автодороги потребует значительных финансовых затрат фактически на новое строительство указанных подъездов к населенным пунктам, это приведет к тому, что в течение нескольких лет не будут содержаться и ремонтироваться иные дороги в сельском поселении Алешинское, где проживает подавляющая часть населения поселения. Считает срок, в течение которого прокурор просит провести ремонт дороги, нереальным.
Администрация Кирилловского муниципального района в отзыве на иск и ее представитель Смирнова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что требование прокуратуры противоречит принципам сбалансированности бюджета и эффективного использования бюджетных средств, направлено на произвольное вмешательство суда в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков, - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области просил в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков, - ОГИБДД ОМВД России по Кирилловскому району отзыва не направил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст.ст. 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.
В силу требований ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Исходя из п. 4 ст. 6 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно- транспортных происшествий. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» приведена классификация автомобильных дорог общего пользования и определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пункт 10 ст. 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (п. 10 ст. 6 названного закона).
Статья 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с постановлением администрации Кирилловского муниципального района от 05.09.2018 года № 562 подъезды к д. Васильево, д. Ладунино и д. Попово Кирилловского района включены в перечень автомобильных дорог и мостов общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Кирилловского муниципального района.
При этом подъезды к д. Васильево (1,3 км), д. Ладунино ( 0,8 км) и д. Попово (1,1 км) образуют одну единую дорогу, конечным пунктом которой является д. Попово.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно ст. 32 Устава Кирилловского муниципального района администрация Кирилловского муниципального района осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные действующим законодательством, в том числе дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Указанными правовыми актами на администрацию Кирилловского муниципального района возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Вместе с тем, на основании решений представительных органов муниципальных образований района и поселения и заключенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ указанные полномочия переданы органам местного самоуправления сельского поселения Алешинское.
Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено сроком на 1 год и вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, администрация Кирилловского муниципального района и администрация сельского поселения Алешинское являются надлежащими ответчиками по делу, на которые в силу закона и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог - подъезды к д. Ладунино и д. Попово Кирилловского района Вологодской области в надлежащем состоянии и обеспечения беспрепятственного проезда к указанным населенным пунктам.
Как установлено судом, в ДД.ММ.ГГГГ года по поручению прокуратуры Вологодской области прокуратурой Кирилловского района с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Кирилловскому району проведена проверка, в ходе которой установлено, что автомобильные дороги - подъезды к д. Ладунино, к д. Попово, не содержатся в надлежащем состоянии, состояние дороги не обеспечивает беспрепятственный проезд любого вида автомобильного транспорта, имеется колейность, просадки, ямочность.
Имеющийся в материалах дела фотоматериал подтверждает предоставленные истцом доводы.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств устранения выявленных недостатков, ответчиком суду не представлено.
Отсутствие надлежащего содержания дорожного покрытия ограничивает конституционные права граждан на свободное передвижение, делает невозможным решение жителями населенного пункта своих бытовых, социальных вопросов, связанных с медицинским оказанием услуг, осуществление трудовой деятельности и иных нужд, а также делает невозможным осуществление деятельности экстренных служб.
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором района требований.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом трехмесячный срок не является обоснованным.
Положениями ст. 204 ГПК РФ предусматрено, что в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При этом, устанавливаемый судебным актом срок исходя из положений ст. 204 ГПК РФ должен отвечать принципам справедливости, обоснованности и реальности исполнения.
Таким образом, суд вправе установить срок исполнения решения, отвечающий требованиям ст. 204 ГПК РФ.
Муниципальная программа «Обеспечение населения Кирилловского муниципального района Вологодской области доступным жильем и формированием комфортной среды проживания на 2018-2022 годы» утверждена постановлением администрацией района от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время действует в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Настоящая программа предусматривает выделение денежных средств на ремонт дороги к д. Попово в 2019 году в сумме - 100 тыс. руб., в 2021 году - в сумме 685,5 тыс. руб.
Материалами дела подтверждается, что в летний период 2019 года на ремонт дороги до д. Попово профинансировано 95,0896 тыс.руб. (участок дороги до д. Васильево).
Исходя из указанных обстоятельств, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда по настоящему делу, до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь 194 – 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░