Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Магистральный 05 февраля 2020 г.
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Стригун С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74/2020 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к муниципальному общеобразовательному учреждению «Карамская основная общеобразовательная школа» о понуждении выполнить требования предписания должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Карамская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту – ответчик – МОУ «Карамская ООШ») о понуждении выполнить требования предписания должностного лица в течение одного календарного года после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Карамская ООШ» с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на 2017 год, утвержденного руководителем Управления и согласованного прокуратурой Иркутской области.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ., выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ., юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушения требований санитарного законодательства по ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание № содержало 25 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Контроль за исполнением выданных предписаний осуществляет должностное лицо Управления Роспотребнадзора, выдавшее его.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 22 пунктов предписания.
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано новое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ
По факту невыполнения предписания в отношении МОУ «Карамская ООШ» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области МОУ «Карамская ООШ» привлечена к административной ответственности и назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением проведена повторная внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ., срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
Предписание № содержало 22 пункта мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 6 пунктов предписания №, а именно не выполнены пункты № №, 1, 2, 3, 11, 17, 21
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ По факту невыполнения предписания в отношении МОУ «Карамская ООШ» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 67 по Казачинско-Ленскому району Иркутской области.
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленного нарушения санитарного законодательства не представлено.
В связи с чем, просят обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации путем исполнения всех пунктов предписания в полном объеме в течение одного календарного года после вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от 09.01.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Отдел образования Администрации Казачинско-Ленского района.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора не явился.
Ответчик МОУ СОШ «Карамская ООШ» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражения по существу иска не представил.
Представитель третьего лица - Отдела образования Администрации Казачинско-Ленского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Карамская ООШ» с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на 2017 год, утвержденного руководителем Управления и согласованного прокуратурой Иркутской области.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ., выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ., юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушения требований санитарного законодательства по ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание № содержало 25 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 22 пункта предписания.
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано новое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица со сроком исполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
По факту невыполнения предписания в отношении МОУ «Карамская ООШ» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области МОУ «Карамская ООШ» привлечена к административной ответственности за совершение административное правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Роспотребнадзора проведена повторная внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ., срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
Предписание № содержало 22 пункта мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 6 пунктов предписания №, а именно не выполнены пункты №№, 1, 2, 3, 11, 17, 21:
- пункт предписания № 1 - нарушение п.4.25, п.5.19.1, п.8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». В зданиях образовательного учреждения предусмотреть наличие туалетов для детей, раздельных для мальчиков и девочек, унитазами, педальными ведрами, держателем для туалетной бумаги, сушилкой для рук, умывальными раковинами.Построенный теплый надворный туалет не оборудован унитазами, умывальниками, условиями для сушки рук (электросушилки или одноразовые полотенца отсутствуют).
- пункт предписания № 2 - нарушение п.7.2.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». В учебных помещениях систему общего освещения обеспечить потолочными светильниками с люминесцентными лампами или светодиодами. Искусственное освещение в учебных кабинетах представлено лампами накаливания.
- пункт предписания № 3 - нарушение п.8.1., П. 8.2, П. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» здание образовательной организации, в том числе здание структурного подразделения (детского сада), здание столовой (помещение обеденного зала, пищеблока и прачечной) оборудовать внутренней системой водоснабжения. Обеспечить бесперебойную подачу холодной воды в помещения пищеблока, столовой, туалеты и детского сада, обеспечить наличие системы подогрева воды.
- пункт предписания № 11- нарушение п.9.1., П.9.2, П. 94. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» Здание детского сада, буфетную комнату, туалетную комнату, помещения постирочной оборудовать системами холодного и горячего водоснабжения. Умывальники, моечные ванны и душевые установки и водоразборные краны оборудовать смесителями.
Не выполнены требования пунктов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (далее СанПиН 2.4.1.3049-13), СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее СанПиН 2.4.5.2409-08)
- пункт предписания № 17 – нарушение п.13.2., П.13.3., П.14.8. СанПиН 2.4.1.3049-13, П.4.10. п.8.6. СанПиН 2.4.5.2409-08 пищеблок учреждения оборудовать цельнометаллическим производственными столами. Произвести маркировку производственного оборудования, кухонной посуды и кухонного инвентаря по виду используемой продукции (сырая или вареная).
- пункт предписания № 21 – нарушение п.10.2., п.10.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 питьевой режим в учреждении организовать с помощью воды, расфасованной в емкости, или стационарными питьевыми фонтанчиками.
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ По факту невыполнения предписания в отношении МОУ «Карамская ООШ» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 67 по Казачинско-Ленскому району Иркутской области.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (далее Закон) юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как следует из ст.10 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2006г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Полномочия должностных лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах в части выдачи предписаний регламентированы ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров», утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 г № 764, в части не противоречащей положениям Федерального закона № 294 - ФЗ от 26.12.2006 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Контроль за исполнением выданных предписаний осуществляет должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, выдавшее его.
Деятельность Ответчика связана с осуществлением образовательной деятельности. В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства, является первоочередной обязанностью ответчика.
В силу ч. 1 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Невыполнение указанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья.
Судом установлено невыполнение указанных в иске пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный срок.
Невыполнение отдельных пунктов предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно– эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, связано с тем, что, несмотря на имеющуюся возможность обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации, ответчик не принял все зависящие от него меры по их устранению в указанные сроки, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с чем, исковые требования Управления Роспотребнадзора подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Стороной ответчика не оспорено то обстоятельство, что оно должно устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Таким образом, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что на ответчика необходимо возложить выполнение пунктов предписания в течение одного календарного года после вступления решения суда в законную силу и считает данный срок разумным и достаточным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к муниципальному общеобразовательному учреждению «Карамская основная общеобразовательная школа» о понуждении выполнить требования предписания должностного лица удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Карамская основная общеобразовательная школа» в течение одного календарного года после вступления решения суда в законную силу выполнить пункты 1, 2, 3, 11, 17, 21 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ а именно:
- согласно п.4.25, п.5.19.1, п.8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» оборудовать туалет унитазами, умывальниками, создать условия для сушки рук (т.е. об5еспечить наличие электросушилок или одноразовых полотенец);
- согласно п.7.2.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» обеспечить в учебных помещениях систему общего освещения потолочными светильниками с люминесцентными лампами или светодиодами;
- согласно п.8.1., п. 8.2, п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» оборудовать здание структурного подразделения (детского сада, а именно помещение буфетной) внутренними системами водоснабжения и канализования, помещения туалета оборудовать внутренней системой канализования и водоснабжения;
- согласно п. 9.1., п.9.2, п. 9.4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» оборудовать помещение буфетной дошкольной группы системами водоснабжения;
- согласно п.13.3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» обеспечить наличие на пищеблоке учреждения производственных столов для обработки пищевых продуктов, имеющих цельнометаллическое покрытие;
- согласно п.10.2., п.10.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 организовать питьевой режим в учреждении с помощью воды, расфасованной в емкости, или стационарными питьевыми фонтанчиками
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Полное мотивированное решение судом изготовлено 07.02.2020 г.
Председательствующий М.Ф. Антоневич