ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2014 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Юровского И.П.,
при секретаре: Маскалюк Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Рахманову З.Т.У. о прекращении регистрации по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Рахманову З.Т.у о прекращении регистрации по месту пребывания. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка по факту массовой регистрации граждан по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Малиновской Т.Н. и ФИО1. Проверкой установлено, что по данному адресу зарегистрировано 49 иностранных граждан, в том числе и гражданин Республики Узбекистан Рахманов З.Т.у. Собственник указанной квартиры Малиновская Т.Н. пояснила, что ответчика она зарегистрировала фиктивно, с целью получения денежного вознаграждения, данное жилое помещение никогда не являлось местом его пребывания и проживания. Истец полагает, что регистрация Рахманова З.Т.У. по месту пребывания не отвечает целям регистрационного учета иностранных граждан, а также препятствует надлежащему осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Ссылаясь на Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», истец, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просит прекратить регистрацию по месту пребывания Рахманова З.Т.У., <дата обезличена> года рождения, по адресу: <адрес обезличен>.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Ленинского района г. Томска Тузова О.О. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Рахманов З.Т.у в судебное заседание не явился, по указанному в деле адресу не проживает. В связи с тем, что место жительства ответчика не установлено, о дне слушания дела он извещался по последнему известному месту жительства, однако судебные повестки вернулись с пометкой «истек срок хранения», в защиту интересов ответчика к участию в деле был привлечен государственный защитник. В связи с чем суд, руководствуясь ст. 50 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, с участием представителя – адвоката Шнейдер Н.М.
Представитель ответчика адвокат Шнейдер Н.М., действующая на основании ордера № 14/7856 от 25.04.2014 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В письменном отзыве указал, что иск подлежит удовлетворению, просил рассмотреть исковое заявление без их участия.
Третье лицо Малиновская Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Томска по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 указанного Федерального закона миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Среди обязанностей иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, важное значение имеет также обязанность представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона № 109-ФЗ).
Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения (ч. 1 ст. 14 Федерального закона №109-ФЗ).
Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства регламентирован Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 (ред. от 21.01.2013) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Из п. 3 указанных Правил следует, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).
По смыслу указанных норм условием регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в Российской Федерации является факт его постоянного или временного проживания по конкретному адресу, а также наличие права пользования жилым помещением на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства; прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации; вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Субъектом профилактики экстремистской деятельности являются также и иностранные граждане.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции (статья 4).
Как следует из сообщения отдела УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска <номер обезличен> от 20.03.2014 по адресу: <адрес обезличен>, поставлено на миграционный учет 19 иностранных граждан, в том числе гражданин Узбекистана Рахманов З.Т.У., <дата обезличена> года рождения, зарегистрирован с 23.01.2014.
Собственниками квартиры, расположенной по адресу <адрес обезличен>, являются Малиновская Т.Н. (<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) и ФИО1 (<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности), что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества <номер обезличен> от 30.01.2014. Согласно справки паспортного стола ООО «Компания «Жилсервис» от 31.03.2014, ответу начальника ОАСР УФМС России по Томской области от 31.03.2014 <номер обезличен> собственник квартиры Малиновская Т.Н. зарегистрирована по месту жительства – <адрес обезличен> с 04.02.2008.
Из объяснения Малиновской Т.Н. от 20.02.2013 следует, что иностранных граждан, в квартире по адресу: <адрес обезличен> она зарегистрировала формально, с целью получения вознаграждения, в данном помещении они никогда не проживали, где проживают, номера телефонов она не знает.
28 февраля 2014 года по факту фиктивной постановки на учет иностранных граждан в квартире <номер обезличен> по <адрес обезличен> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Согласно ответу начальника отдела УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска от 03.04.2014 № 10/2224 в настоящее время отдел УФМС России по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> не может произвести снятие иностранных граждан по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен>.
Установив в судебном заседании, что жилое помещение, в котором зарегистрирован Рахманов З.Т.у не является его постоянным или временным местом пребывания, суд приходит к выводу, что Рахманов З.Т.у злоупотребил своим правом, предоставив в отдел УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска несоответствующие действительности сведения о фактическом нахождении по месту пребывания по адресу <адрес обезличен>.
Поскольку регистрация Рахманова З.Т.у по адресу: <адрес обезличен> носит фиктивный характер и не позволяет достичь целей регистрационного учета, а также препятствует надлежащему осуществлению мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, так как отсутствует возможность установить место его фактического проживания, она является недействительной, а Рахманов З.Т.у подлежит снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес обезличен>.
Поскольку истец в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в интересах Российской Федерации, согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Рахманову З.Т.У. о прекращении регистрации по месту пребывания удовлетворить.
Прекратить регистрацию Рахманова З.Т.У., <дата обезличена> года рождения, по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен>.
Взыскать с Рахманова З.Т.У. в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.П. Юровский