Дело № 2-874/2016 Изг. 18.01.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2016 года г. Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Курбатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я.С.А. к Департаменту образования Ярославской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении к включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
у с т а н о в и л :
Я.С.А. обратился в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области о возложении обязанности по включению в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указал, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец в свидетельстве о рождении истца указан со слов матери. В собственности истец жилого помещения не имеет, за ним закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, нанимателем которого является дядя истца ФИО1 Проживать в закрепленном за ним жилом помещении истец не может, поскольку в данном жилом помещении зарегистрирована его мать ФИО2, лишенная в отношении истца родительских прав. Решением комиссии департамента образования Ярославской области истцу отказано во включении в список на том основании, что им не представлено решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст. 72 ЖК РФ, документы, подтверждающие совместное проживание гражданина с лицами, не являющимися членами его семьи, имеющими самостоятельное право пользования жилым помещением. Истец с отказом ответчика не согласен, поскольку полагает, что в закрепленном за ним жилом помещении зарегистрировано еще 5 человек, которые являются членами разных семей. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении и исключают реальную возможность осуществления обмена. Ссылается на нормы Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».
В судебном заседании истец Я.С.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента образования Ярославской области по доверенности О.Е.Ю., возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что мать истца лишена в отношении него родительских прав, при этом за истцом закреплено жилое помещение, в котором он зарегистрирован и может проживать. Решения суда о об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст. 72 ЖК РФ, документы, подтверждающие совместное проживание гражданина с лицами, не являющимися членами его семьи, имеющими самостоятельное право пользования жилым помещением, истцом не представлены. Учетная норма площади жилого помещения в силу ч.4 ст. 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с п. 1.1 постановления главы Ростовского муниципального округа Ярославской области от 31.03.2005 № 404 « о мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Площадь квартиры, расположенной по адресу <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., в указанной квартире проживают <данные изъяты> членов семьи. Таким образом, на одного человека приходится площадь, превышающая учетную норму. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица Управления образования Ростовского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддержал.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, личное дело Я.С.А., суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Я.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. За истцом закреплено жилое помещение по адресу <адрес>.
Ответом Департамента образования Ярославской области истцу отказано во включении в список на том основании, что им не представлено решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст. 72 ЖК РФ, документы, подтверждающие совместное проживание гражданина с лицами, не являющимися членами его семьи, имеющими самостоятельное право пользования жилым помещением.
Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ярославской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 года N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».
Статья 6-1 Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 года N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» предусматривает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются указанным лицам при условии нахождения их места жительства на территории Ярославской области и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 6<3> Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, в том числе: не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности и др.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства области от 06.03.2013 N 208-п.
Постановлением Правительства Ярославской области от 6 марта 2013 г. N 208-п «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» утвержден Перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 14 постановления в случае наличия у гражданина жилого помещения в собственности или по договору социального найма дополнительно представляются: - документы, подтверждающие факт невозможности проживания в жилом помещении (один из них) (п. 14.2).
При этом согласно п. 14.2 постановления документами, подтверждающими факт невозможности проживания в жилом помещении, являются в том числе:
- документы, подтверждающие совместное проживание гражданина с лицами, не являющимися членами его семьи, имеющими самостоятельное право пользования жилым помещением.
- акт органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о невозможности (возможности) проживания в имеющемся у него жилом помещении.
Согласно выше указанному постановлению факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина (далее - орган опеки и попечительства) на основании документов, указанных в подпунктах 14.1 - 14.3 пункта 14 Перечня документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждаемого постановлением Правительства области, представленных гражданином или его законным представителем.
При этом орган опеки и попечительства принимает решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении в течение 15 рабочих дней с момента получения органом опеки и попечительства заявления гражданина или его законного представителя и всех документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта о невозможности (возможности) проживания гражданина в имеющемся у него жилом помещении, который направляется гражданину или его законному представителю в течение 5 рабочих дней с даты утверждения заключения органа опеки и попечительства, которое содержит вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.
Судом установлено, что мать истца лишена в отношении него родительских прав, при этом за истцом закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, нанимателем которого является дядя истца-ФИО1 Общая площадь закрепленного за истцом жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано <данные изъяты> человек.
Довод представителя ответчика о необходимости предоставления Я.С.А. решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения является несостоятельным, поскольку Я.С.А. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>, как не являлся им и на момент закрепления за ним указанного жилого помещения.
Поскольку в соответствии с п. 1.4.2 Положения о Департаменте образования Ярославской области, утвержденном постановлением Администрации Ярославской области от 31.01.2007 года №29 (в редакции от 30.09.2013 года) «О создании Департамента образования Ярославской области» функция по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на Департамент образования Ярославской области, именно Департамент образования ЯО является надлежащим ответчиком по делу и на него суд возлагает обязанность по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области». Из указанных норм следует, что включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области», должно осуществляться с момента обращения истца с заявлением.
Поскольку судом не установлено оснований для отказа во включении истца во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Я.С.А. удовлетворить.
Возложить на Департамент образования Ярославской области обязанность включить Я.С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья: В.В.Барышева