Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2416/2021 от 13.08.2021

Судья Мелкозерова Ю.И.      Дело № 33а-2416/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.,

судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Т.В.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 31 мая 2021 года, которым постановлено:

«исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.

Взыскать с Т.В.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 17 837 (семнадцать тысяч восемьсот тридцать семь) рублей 84 копейки, из которых:

7121 рубль 84 копейки - налог на имущество физических лиц; 64 рубля 07 копеек - пени по налогу на имущество физических лиц; 10554 рубля 93 копейки - земельный налог; 97 рублей 46 копеек- пени по земельному налогу.

Взыскать с Т.В.Н. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 (четыреста) рублей».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области ФИО6, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Т.В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Т.В.Н. на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество: иные строения, помещения и сооружение кадастровый , адрес: <адрес>, VIII; кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7.5; кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>, VI, кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 74; кадастровый , адрес: <адрес>, 9, кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7,5, кадастровый , адрес <адрес>; бетонная площадка, кадастровый , адрес: <адрес>, 85, кадастровый , адрес: <адрес>, 17; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, д. Леженки, пер. Хуторский, 17; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, в связи с чем, административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 об уплате земельного налога в размере 81 847,93 руб., налога на имущество физических лиц в размере 43802,38 руб. за 2018 год в срок до 02.12.2019.

В связи с неуплатой в установленный срок налога налоговым органом в адрес Т.В.Н. было направлено требование от 28.01.2020 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 80654,79 руб., пени в размере 949,71 руб., начисленные за период с 03.12.2019 по 27.01.2020; налога на имущество физических лиц в размере 31616,38 руб., пени в размере 384,06 руб. в срок до 13.03.2020, которое осталось неисполненным.

В связи с неисполнением данного требования, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика.

15.04.2020 и.о. мирового судьи судебного участка №2 Орловского района Орловской области по заявлению МРИ ФНС России № 8 по Орловской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Т.В.Н. задолженности по налогам и пени.

Определением этого же мирового судьи от 06.07.2020 указанный судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.

По указанным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований в связи с оплатой административным ответчиком 12.02.2019 платежей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 95 817 руб., МРИФНС России №8 по Орловской области окончательно просила суд взыскать с Т.В.Н. задолженность по налогу в общем размере 17837,84 руб., из которых задолженность по налогу на имущество в размере 7121,38 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество в сумме 64,07 руб., задолженность по земельному налогу - 10554,93 руб., пени по земельному налогу - 97,46 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Т.В.Н. просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы приводит довод о том, что решением Арбитражного суда Орловской области от 22.02.2017 по делу №А48-8011/2016 он признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО8, который в ходе реализации имущества распоряжается имуществом Т.В.Н. и несет ответственность за исполнение налоговых обязательств.

Ссылается на то, что согласно материалам дела о банкротстве финансовым управляющим были погашены текущие обязательства по налогам и сборам за 2017-2018 годы в полном объеме.

Отмечает, что 12.02.2019 финансовым управляющим была произведена оплата текущих налоговых обязательств за 2018 год в сумме 95 817 руб., исходя из сведений, полученных из письма налоговой инспекции по городу Орлу. Иных требований в адрес Т.В.Н. и финансового управляющего от налогового органа не поступало, при завершении процедуры банкротства в октябре 2019 года возражений от ФНС России по оплате текущих платежей не имелось.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления налоговым органом в его адрес требования об уплате задолженности за 2018 год.

Приводит довод о том, что налоговым органом неправомерно взыскано с него 17837,84 руб., в том числе задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 7 121,38 руб., пени в размере 64,07 руб., а также задолженность по земельному налогу в сумме 10 554,93 рубля, пени в размере 97,46 рублей, т.к. требование об уплате недоимки с учетом доначислений и ранее уплаченных налогов в его адрес не направлялось, налоговое уведомление от 10.07.2019 было сформировано неверно, без учета оплаты налогов за 2018 год, а, следовательно, требование от 28.01.2020 не подлежало исполнению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС МРИ ФНС России №8 по Орловской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Административный     истец – Т.В.Н. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.В.Н. являлся собственником недвижимого имущества: кадастровый , адрес: <адрес>, VIII, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>, VI, кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 74; кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7,5, кадастровый , адрес <адрес>, бетонная площадка, кадастровый , адрес: <адрес>, 85, кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, д. Леженки, <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>

Налоговым органом было сформировано и направлено по адресу места жительства Т.В.Н. налоговое уведомление № 23980581 от 10 июля 2019 года о необходимости оплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год на общую сумму 125650 рублей 31 коп., из которых земельный налог -81847,93 руб., налог на имущество физических лиц-43802,38 руб. (л.д. 27).

Поскольку обязанность по уплате в установленный срок указанных налогов Т.В.Н. исполнена не была, последнему было выставлено требование от 28 января 2020 года об уплате указанных налогов за 2018 год со сроком уплаты до 13 марта 2020 года (л.д.31).

Указанное требование осталось неисполненным, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Т.В.Н. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени.

15 апреля 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Т.В.Н. в пользу МРИ ФНС № 8 по Орловской области недоимки по налогам и пени, который определением того же мирового судьи от 6 июля 2020 года отменен в связи с возражениями административного ответчика (л.д.21).

09 декабря 2016 года Арбитражным судом Орловской области возбуждено дело о банкротстве в отношении Т.В.Н.

22 февраля 2017 года вынесено решение о признании Т.В.Н. несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.

12 февраля 2019 года финансовым управляющим произведена оплата платежей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 95 817 руб., в том числе: земельный налог- 71293 руб., налог на имущество физических лиц– 24 524 руб.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 7 ноября 2019 года завершена процедура реализации имущества гражданина.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у Т.В.Н. имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 7121,38 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, в сумме 64,07 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 10554,93 руб., пени по земельному налогу в сумме 97,46 руб.

Установив, что административным ответчиком в полном объеме не исполнена обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год, налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период принадлежало Т.В.Н., суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налогов и пени.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что 12.02.2019 финансовым управляющим была произведена оплата текущих налоговых обязательств по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в соответствии со сведениями, представленными ИФНС по городу Орлу во внимание судебной коллегией не принимается ввиду следующего.

Действительно, в материалах дела имеется письмо ИФНС по городу Орлу о том, что по предварительной информации (по состоянию на 29.01.2019 года) суммы исчисленные налогоплательщику Т.В.Н. за налоговый период 2018 года составляют: по налогу на имущество физических лиц – 24476 рублей, земельному налогу – 70807 рублей (л.д.173).

Вместе с тем, как следует из объяснений представителя административного истца ФИО6 в суде апелляционной инстанции, окончательный расчет налога, подлежащего уплате Т.В.Н. за 2018 год, был произведен налоговым органом в июле 2019 года, когда производилась рассылка налоговых уведомлений в адрес налогоплательщиков.

В свою очередь, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции представителем административного истца не оспаривался объем имущества, исходя из которого налоговым органом Т.В.Н. были исчислены земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также расчет сумм, подлежащий взысканию.

Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В.Н. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Мелкозерова Ю.И.      Дело № 33а-2416/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.,

судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Т.В.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 31 мая 2021 года, которым постановлено:

«исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.

Взыскать с Т.В.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 задолженность в размере 17 837 (семнадцать тысяч восемьсот тридцать семь) рублей 84 копейки, из которых:

7121 рубль 84 копейки - налог на имущество физических лиц; 64 рубля 07 копеек - пени по налогу на имущество физических лиц; 10554 рубля 93 копейки - земельный налог; 97 рублей 46 копеек- пени по земельному налогу.

Взыскать с Т.В.Н. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 (четыреста) рублей».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области ФИО6, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец - межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Т.В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Т.В.Н. на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество: иные строения, помещения и сооружение кадастровый , адрес: <адрес>, VIII; кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7.5; кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>, VI, кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 74; кадастровый , адрес: <адрес>, 9, кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7,5, кадастровый , адрес <адрес>; бетонная площадка, кадастровый , адрес: <адрес>, 85, кадастровый , адрес: <адрес>, 17; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, д. Леженки, пер. Хуторский, 17; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, в связи с чем, административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 об уплате земельного налога в размере 81 847,93 руб., налога на имущество физических лиц в размере 43802,38 руб. за 2018 год в срок до 02.12.2019.

В связи с неуплатой в установленный срок налога налоговым органом в адрес Т.В.Н. было направлено требование от 28.01.2020 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 80654,79 руб., пени в размере 949,71 руб., начисленные за период с 03.12.2019 по 27.01.2020; налога на имущество физических лиц в размере 31616,38 руб., пени в размере 384,06 руб. в срок до 13.03.2020, которое осталось неисполненным.

В связи с неисполнением данного требования, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика.

15.04.2020 и.о. мирового судьи судебного участка №2 Орловского района Орловской области по заявлению МРИ ФНС России № 8 по Орловской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Т.В.Н. задолженности по налогам и пени.

Определением этого же мирового судьи от 06.07.2020 указанный судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.

По указанным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований в связи с оплатой административным ответчиком 12.02.2019 платежей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 95 817 руб., МРИФНС России №8 по Орловской области окончательно просила суд взыскать с Т.В.Н. задолженность по налогу в общем размере 17837,84 руб., из которых задолженность по налогу на имущество в размере 7121,38 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество в сумме 64,07 руб., задолженность по земельному налогу - 10554,93 руб., пени по земельному налогу - 97,46 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Т.В.Н. просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы приводит довод о том, что решением Арбитражного суда Орловской области от 22.02.2017 по делу №А48-8011/2016 он признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО8, который в ходе реализации имущества распоряжается имуществом Т.В.Н. и несет ответственность за исполнение налоговых обязательств.

Ссылается на то, что согласно материалам дела о банкротстве финансовым управляющим были погашены текущие обязательства по налогам и сборам за 2017-2018 годы в полном объеме.

Отмечает, что 12.02.2019 финансовым управляющим была произведена оплата текущих налоговых обязательств за 2018 год в сумме 95 817 руб., исходя из сведений, полученных из письма налоговой инспекции по городу Орлу. Иных требований в адрес Т.В.Н. и финансового управляющего от налогового органа не поступало, при завершении процедуры банкротства в октябре 2019 года возражений от ФНС России по оплате текущих платежей не имелось.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления налоговым органом в его адрес требования об уплате задолженности за 2018 год.

Приводит довод о том, что налоговым органом неправомерно взыскано с него 17837,84 руб., в том числе задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 7 121,38 руб., пени в размере 64,07 руб., а также задолженность по земельному налогу в сумме 10 554,93 рубля, пени в размере 97,46 рублей, т.к. требование об уплате недоимки с учетом доначислений и ранее уплаченных налогов в его адрес не направлялось, налоговое уведомление от 10.07.2019 было сформировано неверно, без учета оплаты налогов за 2018 год, а, следовательно, требование от 28.01.2020 не подлежало исполнению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС МРИ ФНС России №8 по Орловской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Административный     истец – Т.В.Н. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.В.Н. являлся собственником недвижимого имущества: кадастровый , адрес: <адрес>, VIII, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 8, кадастровый , адрес: <адрес>, VI, кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровый , адрес: <адрес>; кадастровый , адрес: <адрес>, 74; кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровый , адрес: <адрес>, пом.7,5, кадастровый , адрес <адрес>, бетонная площадка, кадастровый , адрес: <адрес>, 85, кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок: кадастровый , адрес: <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, д. Леженки, <адрес>, земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>; земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>

Налоговым органом было сформировано и направлено по адресу места жительства Т.В.Н. налоговое уведомление № 23980581 от 10 июля 2019 года о необходимости оплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год на общую сумму 125650 рублей 31 коп., из которых земельный налог -81847,93 руб., налог на имущество физических лиц-43802,38 руб. (л.д. 27).

Поскольку обязанность по уплате в установленный срок указанных налогов Т.В.Н. исполнена не была, последнему было выставлено требование от 28 января 2020 года об уплате указанных налогов за 2018 год со сроком уплаты до 13 марта 2020 года (л.д.31).

Указанное требование осталось неисполненным, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Т.В.Н. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени.

15 апреля 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Т.В.Н. в пользу МРИ ФНС № 8 по Орловской области недоимки по налогам и пени, который определением того же мирового судьи от 6 июля 2020 года отменен в связи с возражениями административного ответчика (л.д.21).

09 декабря 2016 года Арбитражным судом Орловской области возбуждено дело о банкротстве в отношении Т.В.Н.

22 февраля 2017 года вынесено решение о признании Т.В.Н. несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.

12 февраля 2019 года финансовым управляющим произведена оплата платежей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 95 817 руб., в том числе: земельный налог- 71293 руб., налог на имущество физических лиц– 24 524 руб.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 7 ноября 2019 года завершена процедура реализации имущества гражданина.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у Т.В.Н. имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 7121,38 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, в сумме 64,07 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 10554,93 руб., пени по земельному налогу в сумме 97,46 руб.

Установив, что административным ответчиком в полном объеме не исполнена обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год, налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период принадлежало Т.В.Н., суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налогов и пени.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что 12.02.2019 финансовым управляющим была произведена оплата текущих налоговых обязательств по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в соответствии со сведениями, представленными ИФНС по городу Орлу во внимание судебной коллегией не принимается ввиду следующего.

Действительно, в материалах дела имеется письмо ИФНС по городу Орлу о том, что по предварительной информации (по состоянию на 29.01.2019 года) суммы исчисленные налогоплательщику Т.В.Н. за налоговый период 2018 года составляют: по налогу на имущество физических лиц – 24476 рублей, земельному налогу – 70807 рублей (л.д.173).

Вместе с тем, как следует из объяснений представителя административного истца ФИО6 в суде апелляционной инстанции, окончательный расчет налога, подлежащего уплате Т.В.Н. за 2018 год, был произведен налоговым органом в июле 2019 года, когда производилась рассылка налоговых уведомлений в адрес налогоплательщиков.

В свою очередь, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции представителем административного истца не оспаривался объем имущества, исходя из которого налоговым органом Т.В.Н. были исчислены земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также расчет сумм, подлежащий взысканию.

Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В.Н. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2416/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 8 по Орловской области
Ответчики
Трифилов Вадим Николаевич
Другие
Волокитин Кирилл Юрьевич
Представитель административного ответчика Клейменов Константин Сергеевич
УФНС России по Орловской области
ИФНС России по г. Орлу
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
16.08.2021Передача дела судье
09.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее