Судья Прибылов А.А. дело N 33-21103/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ10 сентября 2015 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Перовой М.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
с участием прокурора Алексеевой М.С.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Тимашевского района Семенюта Г.В. на решение Тимашевского районного суда от 3 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Тимашевского района обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района в части непринятия мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Кубанец Тимашевского района.
Решением Тимашевского районного суда от 3 июля 2015 г. в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Прокурор в апелляционном представлении просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование представления указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора Алексееву М.С., настаивавшую на удовлетворении представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд указал на их необоснованность.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными.
Согласно пункту 26 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования включают в себя нормативы градостроительного проектирования поселения.
Согласно требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 г. Утвержденные до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок до 1 января 2015 г.
Статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона местные нормативы градостроительного проектирования поселения после их утверждения приобретают силу муниципального правового акта нормативного характера и устанавливают общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
Вместе с тем, судом первой инстанции проигнорировано, что в нарушение требований федерального законодательства, администрацией сельского поселения Кубанец Тимашевского района вышеуказанная документация до настоящего времени не принята.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 1 статьи 29.4 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования сельского поселения Кубанец Тимашевского района не утверждены представительным органом местного самоуправления.
Несвоевременная разработка документов территориального планирования поселения создает условия для противоправного распоряжения земельными ресурсами без учета объективных требований федерального законодательства о государственной оценке объектов недвижимости, а также земельного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц поселения (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц постоянно и временно пребывающих в населенных пунктах, круг которых установить невозможно, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться) на предоставление и распоряжение земельными ресурсами на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся к делам, вытекающим из публичных правоотношений.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
При этом выводы суда о том, что в заявлении прокурора отсутствуют сведения о том, какой именно период времени бездействия администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района он просит признать незаконным, при этом в судебном заседании требования не уточнены, являются необоснованными.
В заявлении прокурора указано, что в соответствии с действующим законодательством администрация сельского поселения обязана была разработать и утвердить нормативно-правовые акты в срок до 1 января 2015 г., однако до настоящего времени указанная обязанность органом местного самоуправления не исполнена, документация не утверждена.
Требования прокурора не умаляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, срок исполнения по которым истек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 (в редакции от 09 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела указанной категории по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При этом доводы прокурора о незаконности бездействия заинтересованного лица последним не опровергнуты.
Выводы суда об отсутствии факта бездействия администрации сельского поселения сделаны неправомерно. Принятое судом в качестве доказательства ответ сотрудника администрации поселения от 22 мая 2015 г. о том, что администрация поселения 21 мая 2015 г. заключила договор на оказание услуг по разработке нормативов, не свидетельствует о том, что администрация поселения своевременно приняла меры к устранению нарушений закона.
Данное письмо непосредственно является доказательством бездействия и несвоевременного принятия администрацией поселения мер к устранению нарушений закона.
Заключение указанного договора, опубликование проекта нормативов, а равно последующее утверждение нормативов за пределами установленного законом срока не опровергает доводы прокурора о бездействии органа местного самоуправления.
Доводы суда о том, что согласно части 2 статьи 26 Устава сельского поселения Кубанец Тимашевского района на сессиях Совета решаются вопросы по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения и входят в компетенцию администрации поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно Уставу Совет утверждает местные нормативы градостроительного проектирования поселения по представлению администрации сельского поселения. В судебном заседании представитель администрации поселения пояснила, что на утверждение Совета проекты не выносились, так как не прошли установленные законом процедуры.
Соответствующие обстоятельства проигнорированы судом. Незаконность бездействия заинтересованного лица установлена судом апелляционной инстанции.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности требований прокурора, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, что в силу пунктов 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление представлению помощника прокурора Тимашевского района Семенюта Г.В. удовлетворить.
Решение Тимашевского районного суда от 3 июля 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление прокурора Тимашевского района об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района в части непринятия мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Кубанец Тимашевского района.
Обязать администрацию сельского поселения Кубанец Тимашевского района устранить в полном объеме нарушения законодательства, разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования сельского поселения Кубанец Тимашевского района.
Председательствующий:
Судьи: