РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1179/2020 по исковому заявлению Александровой Марии Ивановны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным, обязании устранить нарушение права,
установил:
Александрова М.И. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным, обязании устранить нарушение права.
В обоснование заявления указано, что с 25.08.2006 истец зарегистрирована и проживает в комнате №№ по адресу: <адрес>, с 31.01.2018 совместно с ней зарегистрирована ее несовершеннолетняя дочь Ф.И.О. В указанное жилое помещение истец вселена в связи с осуществлением трудовой деятельности в <данные изъяты>, 18.08.2006 с нею заключен договор найма жилого помещения, состоящего из одного койко-места, жилой площадью 6,55 кв.м. С 2014 по 2018 гг. никто кроме истца на указанной жилой площади не был зарегистрирован и не проживал. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 17.01.2019 №42 Александрова М.И. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека. За истекший год с момента принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по состоянию на 05.03.2020) жилое помещение истцу не предоставлено, между тем такая возможность у ответчика имеется путем предоставления фактически занимаемой ею комнаты. Александрова М.И. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении из состава муниципального специализированного фонда и заключении договора социального найма жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>. На данное заявление Департаментом подготовлен ответ от 15.01.2020 №15-07-25/829, из которого следует, что у Департамента в настоящее время отсутствуют основания для исключения из состава специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма занимаемого жилого помещение.
По мнению истца, указанный ответ не является решением по существу поданного заявления, не соответствует ему по форме и содержанию, а также не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы. Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на законных основаниях, в настоящее время ею используется вся комната площадью 13,1 кв.м, а не только в границах койко-места, спорное жилое помещение утратило статус служебного после передачи его в муниципальную собственность, истец считает, что указанное жилое помещение может быть передано ей на условиях социального найма.
Ссылаясь на изложенное, Александрова М.И. просит признать решение заместителя руководителя управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о.Самара от 15.01.2020 №15-07-25/829 не соответствующим закону и нарушающим ее законные интересы; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение 15 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Александровой М.И., приняв решение по её заявлению об исключении из состава муниципального специализированного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку заявленные требования связаны с предоставлением конкретного жилого помещения по договору социального найма, данные требования подлежат разрешению в порядке искового, а не административного судопроизводства, независимо от избранной заявителем формы обращения в суд (административное исковое заявление).
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Додатко А.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности – Зелецкая А.В. требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица МП ЭСО г. Самары по доверенности - Буренкова Е.В. возражала против удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда.
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94 ЖК РФ).
Статьей 93 ЖК РФ определено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч.2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Из материалов дела следует, что 18.08.2006 между МП ЭСО г.о. Самара и Александровой М.И. заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии №62-6, в соответствии с которым истцу передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одного койко-места, жилой площадью 6,55 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с работой в <данные изъяты> (л.д.8-11).
Согласно справке МП ЭСО г.Самары от 22.10.2018 Александрова М.И. с 25.08.2006 зарегистрирована по адресу: <адрес>, занимает одно койко-место. С 31.01.2018 в указанном жилом помещении зарегистрирована ее дочь Ф.И.О. (л.д. 12).
Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 17.01.2019 №42 Александрова М.И. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека, в том числе дочь Ф.И.О. (л.д.58).
20.12.2019 Александрова М.И. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении из состава муниципального специализированного фонда и заключении договора социального найма жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>.
На данное заявление Департаментом подготовлен ответ от 15.01.2020 №15-07-25/829, в котором сообщено, что объект недвижимости принят в муниципальную собственность г.о. Самара со статусом общежития. Поскольку вселение заявителя в указанное жилое помещение состоялось после передачи объекта в муниципальную собственность, у Департамента в настоящее время отсутствуют основания для исключения из состава специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма занимаемого жилого помещение (л.д. 13).
Согласно выписке из реестра от 08.06.2020 объект недвижимости – квартира №№, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о. Самара, включен в реестр муниципального имущества за №014063 на основании Постановления Главы г. Самары №478 от 17.09.2002.
На основании Постановления Главы г. Самары №478 от 17.09.2002 в муниципальную собственность г.Самары от ОАО «Самараметрострой» передано общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
Органом местного самоуправления сохранен статус общежития, что подтверждается заключенным МП ЭСО г.о.Самара с истцом договором найма жилого помещения в муниципальном общежитии.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11.04.2011 N 4-П, введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Поскольку жилое помещение было предоставлено Александровой М.И. в общежитии, относящемся к муниципальному жилищному фонду, после передачи здания общежития в муниципальную собственность г.о.Самара, положения статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям по пользованию данным жилым помещением применению не подлежат.
Следовательно, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по заключению с истцом договора социального найма указанного жилого помещения. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено истцу в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное предоставление жилого помещения у нее отсутствует.
Действующее законодательство не содержит положений, обязывающих органы, осуществляющие управление муниципальным жилищным фондом, исключать жилые помещения в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда. Решение вопроса об исключении жилого помещения из такого фонда отнесено к усмотрению соответствующего органа, поэтому проверку целесообразности такого решения суд не осуществляет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания решения Департамента управления имуществом г.о.Самара об отказе в исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения незаконным и возложения на Департамент обязанности исключить жилое помещение из состава муниципального специализированного фонда и заключить с истцом договор социального найма жилого помещения не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Суд также учитывает, что ранее судами неоднократно рассматривался вопрос о наличии у Александровой М.И. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Апелляционным определением Самарского областного суда от 26.02.2015 по делу №33-2308/2015 в удовлетворении требований Александровой М.И. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отказано. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 18.01.2018 по делу №2-58/2018 в удовлетворении требований Александровой М.И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании заключить договор социального найма также отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Александровой Марии Ивановны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья