Дело №2-260
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2015 года
Каменский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Пономаревой О.В.
при секретаре Масаевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева В. А. к Администрации МО «Каменский городской округ» о признании неправомерными действий должностных лиц Администрации МО «Каменский городской округ» в принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка, о признании незаконным постановления Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** о предоставлении Сытченко Г. А. земельного участка в аренду,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Васильев В.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Каменский городской округ» (далее Администрация) о признании неправомерными действия должностных лиц в принятии решения об отказе в предоставлении истцу земельного участка и о предоставлении земельного участка в аренду Сытченко Г.А., о признании Постановления Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** по предоставлении Сытченко Г. А. земельного участка в аренду незаконным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он и его семья в течение 25 лет до <*** г.> обрабатывали земельный участок, расположенный за принадлежащим им домом по адресу <адрес>, используя его под посадку картофеля. <*** г.> истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка, общей площадью 1000 кв. метров, для ведения личного подсобного хозяйства. В предоставлении земельного участка ему было отказано в связи с тем, что земельный участок находится на хозяйственном проезде к другим земельным участкам, о чем составлено заключение №*** от <*** г.> года. Однако, в <*** г.> испрашиваемый им земельный участок был занят другими лицами, которые пояснили, ему что земельный участок предоставлен им. В дальнейшем истцу стало известно, что Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** земельный участок предоставлен Сытченко Г.А. <*** г.> между Сытченко Г.А. и Администрацией заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №***. Считает, что действия должностных лиц Администрации не соответствуют нормам ст. 34 Земельного Кодекса РФ, просит признать их незаконными.
В судебном заседании истец Васильев В.А., представитель истца Яровая О.Т., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, пояснили, что спорным земельным участком истец и его семья пользовались длительное время, данный земельный участок находится за домом истца, ранее данный земельный участок был предоставлен истцу на основании свидетельства о праве собственности на землю в аренду, считают, что действиями ответчика нарушены права истца.
Представитель ответчика Администрации Хабирова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что <*** г.> Сытченко Г.А. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей личного подсобного хозяйства, расположенного <адрес>. Комитетом по архитектуре подготовлено заключение о возможности формирования испрашиваемого земельного участка. Данное заключение не противоречит Генеральному плану <адрес>, поскольку, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1» (индивидуальная жилая застройка усадебного типа). В соответствии со ст. 30 ЗК РФ в периодическом издании газете «Пламя» опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду земельный участок, испрашиваемый Сытченко Г.А. От третьих лиц и Васильева В.А. заявления не поступили. Постановлением Главы Каменского городского округа №*** от <*** г.> утверждена схема расположения спорного земельного участка, сведения о земельном участке внесены в кадастр недвижимости, после чего, земельный участок был предоставлен в аренду Сытченко Г.А. Считает, что формирование и предоставление земельного участка Сытченко Г.А. произведено в соответствии с действующим на момент предоставления земельного участка последней законодательства. Также считает, что истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд с целью оспаривания действий должностных лиц.
Третьему лицу Сытченко Г.А., судом своевременно направлены извещения о рассмотрении дела по указанному в исковом заявлении адресу, указанные извещения вернулись за истечением срока хранения, то есть ввиду их неполучения третьим лицом, таким образом, судом исполнена обязанность по извещению стороны о дате и месте рассмотрения дела.
Судом на основании ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствие со ст. 3 этого же Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (ч. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (ч. 4).
В соответствие со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
Из кадастровой выписки (л.д. 20-33) следует, что земельный участок с кадастровым №***, предоставленный в аренду Сытченко Г.А., находится в границах населенного пункта, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, соответственно на основании ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» является приусадебным земельным участком и может использоваться, как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий. Земельный участок поставлен на кадастровый учет <*** г.>.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент предоставления данного участка Сытченко Г.А. предусматривался ст. 34 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ). Орган местного самоуправления, на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Из представленных суду документов следует, что <*** г.> Сытченко Г.А. обратилась в Администрацию МО «Каменский городской округ» с заявлением о выделении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в <адрес> площадью 1500 кв. метров (л.д. 59).
Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** (л.д. 64) «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>, площадью 1437 кв. метра (категория земель земли населенных пунктов) с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, в кадастровом квартале с номером №***.
Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** Сытченко Г.А. предоставлен земельный участок, общей площадью 1437 кв. метров, с кадастровым №***, расположенный по адресу <адрес> (категория земли – земли населенных пунктов), с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду сроком на 2 года (л.д. 67).
<*** г.> между Администрацией МО «Каменский городской округ», в лице Главы муниципального образования Белоусова С.А., и Сытченко Г.А., с другой стороны, заключен договор аренды №***, согласно которому Сытченко Г.А. предоставлен спорный земельный участок (л.д. 68-75).
<*** г.> договор аренды земельного участка №*** от <*** г.> зарегистрирован (л.д. 76).
Из кадастрового дела по спорному земельному участку, предоставленному Федеральной кадастровой палатой (л.д. 34-55) следует, что межевой план составлен, в том числе с использованием постановления Главы МО «Каменский городской округ» об утверждении схемы расположения земельного участка, схемы расположения земельных участков на кадастровой карте.
В силу ч. 1 ст. 34 ЗК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании п. 2.6
Решение Думы Каменского городского округа от 24.03.2011 N 386 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Каменский городской округ" (далее Решение) После утверждения проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) Комитет по имуществу обеспечивает публикацию о намерении предоставления земельного участка в собственность или передаче в аренду, в которой должны содержаться сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления Каменского городского округа - Редакция газеты "Пламя".
В соответствии с п. 2.7 Решения В случае, если по истечении 30 дней со дня опубликования информации о намерении предоставления земельного участка в собственность или передаче его в аренду, о месторасположении участка, площади и виде разрешенного использования иные заявления не поступили, Администрация принимает соответствующий правовой акт о формировании земельного участка.
Из представленного информационного сообщения от <*** г.> (л.д. 63) следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа опубликовал информацию о предоставлении в аренду земельных участков (категории земель – земли населенных пунктов) с разрешенным использованием (для ведения личного подсобного хозяйства) по адресу «<адрес> (общая площадь 1500 кв. метра), за земельным участком с кадастровым №***, <адрес> кадастровый квартал №***, также содержится информация для заинтересованных лиц о возможности обратиться для получения справки, в том числе и по контактным телефонам, то есть обязательная процедура опубликования информационного сообщения о предоставлении в аренду спорного земельного участка была соблюдена.
Суду не представлено доказательств того, что иные лица обращались с заявками на приобретение указанного участка в аренду, либо доказательств наличия чьей-либо заинтересованности в аренде спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) одним из документов, необходимых для кадастрового учета, является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона N 221-ФЗ, межевой план должен содержать сведения о проведении согласования, если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Вопрос о принадлежности земельных участков и полномочиях заинтересованных лиц на участие в процедуре согласования местоположения границ рассматривается кадастровым инженером, в обязанности которого входит проверка указанных полномочий (п. 1 ч. 11 ст. 39 Закона N 221-ФЗ). При этом в соответствии с п. 69 утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" сведения о заинтересованных лицах - правообладателях смежных земельных участков вносятся в межевой план на основании полученных для выполнения кадастровых работ сведений государственного кадастра недвижимости либо представленных правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные участки.
Так, ч. 12 ст. 39 Закона N 221-ФЗ устанавливает, что при проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ст. 40 ч. 2 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если нарушен порядок согласования местоположения границы земельного участка (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ).
При установлении местоположения границ спорного земельного участка произведена процедура согласования границ земельного участка (л.д. 41).
Из представленных суду документов следует, что Васильев В.А. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу <адрес>, площадью 1000 кв. метров, <*** г.> (л.д. 84).
<*** г.> Васильеву В.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый им земельный участок находится на хозяйственном проезде к другим участкам.
В судебном заседании, установлено, что Васильев В.А. в установленный 30 дневный срок со дня опубликования информации о намерении предоставления земельного участка в собственность или передаче его в аренду, с заявлением не обратился, в связи с чем, Администрацией принято решение о формировании земельного участка с кадастровым №***, с последующим предоставлением его в аренду Сытченко Г.А.
Таким образом, установлено, что нарушений требований земельного законодательства при предоставлении земельного участка Сытченко Г.А. не установлено.
В настоящем судебном заседании истцом указано, что ранее спорный земельный участок предоставлен истцу на основании свидетельства о праве собственности на землю №*** от <*** г.> в аренду (л.д. 106), истец считает, земельный участок, предоставленный Сытченко Г.А., находится в границах земельного участка ранее предоставленного Васильеву В.А. в аренду.
В обоснование доводов истца в судебном заседании допрошен свидетель З. последний пояснил, что в <*** г.> он работал специалистом Б** сельской администрации, на них была возложена обязанность, предоставлять гражданам земельные участки и выдавать свидетельства о праве на земельный участок. Земельный участки предоставлялись, исходя из пожеланий заинтересованных лиц. Васильеву В.А. был предоставлен земельный участок за его домом, выдано свидетельство о праве собственности, согласно которому ему земельный участок предоставлен в аренду. Земельный участок, расположенный по адресу <адрес> не имеет площадь 1600 кв. метров.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусматривалась передача гражданам в собственность бесплатно земельных участков, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности.
Право собственности на землю удостоверялось свидетельством, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации Постановлением от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Порядок выдачи и регистрации свидетельства о праве собственности на землю утвержден Роскомземом <*** г.>, согласно которого-
Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
На вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства.
Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью.
Один экземпляр Свидетельства выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в органе, выдавшем Свидетельство.
Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
В соответствии с п.9 ФЗ от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование доводов представлено Свидетельство о праве собственности на землю №*** от <*** г.> (л.д. 106) из которого следует, что Васильеву В. А. предоставлен земельный участок по адресу <адрес> на основании решения Главы администрации Б** сельского Совета от <*** г.> №*** для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 0,16 га, в аренду.
Из постановления Главы Администрации Б** сельсовета №*** от <*** г.> (л.д. 119-121) следует, что Васильеву В.А. предоставлен земельный участок площадью 0,16 га по адресу <адрес>
Из выкопировки с плана земель <адрес> (л.д. 131, 132) следует, что Васильеву В.А. предоставлен в аренду земельный участок по адресу д. <адрес>
Иные сведения о границах, об адресе расположения земельного участка, о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости по предоставленному в аренду Васильеву В.А. земельному участку отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что истцу в аренду предоставлен земельный участок, декларативной площадью 0,16 га, по адресу: <адрес> процедуру межевания в установленном законом порядке названный участок не проходил, в связи с чем, в ГКН отсутствуют сведения об его границах.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что граница земельного участка, предоставленного в аренду истцу, на местности в установленном порядке не определена, с требованием об ее установлении истец не обращался, а из представленных документов следует, что фактическое местоположение указанного земельного участка, <адрес> суд полагает, что истцом не доказан факт нарушения ответчиками его права пользования, предоставленным в аренду земельным участком. Поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о границах земельного участка предоставленного в аренду Васильеву В.А., а также о нем, как смежном землепользователе, соответственно отсутствовали основания и для согласования с последним границ земельного участка предоставляемого Сытченко Г.А.
С учетом вышеизложенного, истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду Сытченко Г.А. Администрацией МО «Каменский городской округ», а также нарушения при этом прав и интересов истца или иных лиц.
В судебном заседании истцом указано, что ранее <*** г.> он обращался в администрацию о предоставлении ему спорного земельного участка, в подтверждение представлена копия схемы расположения земельных участков <адрес> (оборот л.д. 105), заключения Комитета по Архитектуре и градостроительству Администрации МО «Каменский городской округ» (л.д. 104, 105) из которых следует, что с заявлением о предоставлении земельного участка обращался В. и последнему отказано в предоставлении истребуемых им земельных участков: рядом с земельным участком с кадастровым номером №*** и напротив указанного земельного участка, а не истец по настоящему иску, соответственно, данные сведения также не могут свидетельствовать о нарушении прав истца при отказе в предоставлении земельного участка.
Ответчик в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока обращения с заявлением в суд.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Заявителя Васильеву В.А. отказано в предоставлении земельного участка <*** г.>, из его пояснений следует, что о том, что истребуемый им земельный участок, который ранее ему был предоставлен в аренду, предоставлен третьими лицами он узнал в <*** г.>.
С заявлением о нарушении его прав и свобод заявитель обратился в суд <*** г.>.
Заявителем в судебное заседание не представлены доказательства уважительности пропуска срока для обращения в суд.
На основании ч. 2 ст. 256 ГПК РФ Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
В судебном заседании установлено, что требования истца Васильева В.А. не обоснованы, последним пропущен срок для обращения в суд с заявлением, таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Васильеву В. А. в удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Каменский городской округ» о признании неправомерными действий должностных лиц Администрации МО «Каменский городской округ» в принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка, о признании незаконным постановления Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** о предоставлении Сытченко Г. А. земельного участка в аренду, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Каменский районный суд либо непосредственно в суд апелляционной инстанции.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.07.2015 года.
Председательствующий: О.В. Пономарева