Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2557/2021 от 27.08.2021

Судья Михеева Т.А.      УИД 57RS0023-01-2020-004085-08

Дело № 33-2557/2021, № 2-453/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2021 г.                             г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Букаловой Е.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Трухановой А.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Нечитайловой Галины Михайловны к администрации г.Орла, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла, о взыскании выкупной цены жилого помещения,

по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 28 июня 2021 г., которым исковые требования Нечитайловой Галины Михайловны удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Нечитайлова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> о взыскании выкупной цены жилого помещения.

Мотивируя исковые требования указала, что ей на праве собственности принадлежит <адрес>, кадастровый , общей площадью 49,2 кв.м.

На основании заключения Орловской городской межведомственной комиссии от 12 декабря 2012 г. данный многоквартирный жилой дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Сроки расселения дома неоднократно продлевались.

Постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2020 г. принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в данном доме для муниципальных нужд

Ссылается на то, состояние жилого дома создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в нем.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения иска, Нечитайлова Г.М. просила взыскать в счет выкупной цены 3 817 656 руб., в том числе, убытки, связанные с переездом в размере 115 566 руб., компенсацию за непроизведённый капитальный ремонт в размере 449 836 руб.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Управление городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> не согласилось с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить.

Указывает, что заключением Орловской городской межведомственной комиссии многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения которого, установленный областной адресной программой, 31 декабря 2021 г., еще не наступил.

Ссылается на то, что при расселении граждан из аварийного жилья необходимо соблюсти процедуру, установленную ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указывает на то, что Нечитайлова Г.М. отказалась заключить соглашение об изъятии жилого помещения согласно отчету об оценке индивидуального предпринимателя ФИО5 (далее ИП ФИО5).

Полагает, что судом необоснованно возложена на ответчика обязанность по выплате истцу убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения, поскольку не представлено доказательств несения данных расходов.

Просит учесть, что истцом не представлено доказательств существования угрозы обрушения спорного жилого дома.

Считает, что суд необоснованно взыскал с ответчика компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

На основании ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности: лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу ст. 12 названного Федерального закона отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В подпункте «з» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.

Статьей 24 Устава города Орла установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, является полномочиями администрации г. Орла.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» решение об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, принимается администрацией города Орла.

Материалами дела подтверждается и установлено, что Нечитайлова Г.М. на основании договора на передачу квартиры в собственность от <дата> является собственником <адрес>.

В 2012 году обществом с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (далее ООО «АктивПроект») осуществлено обследование указанного дома и установлено, что конструкции стен, фундаментов на момент обследования находились в аварийном состоянии; несущие стены, простенки здания – в недопустимом состоянии, существующие перегородки – в аварийном состоянии, перемычки – в ограниченно работоспособном состоянии, техническое состояние конструкций покрытия – аварийное, конструкции перекрытий - в состоянии, характеризующемся как переходящее ограниченно работоспособное с переходом в недопустимое, кровля дома – в аварийном состоянии, элементы заполнений оконных и дверных проёмов, полы – в недопустимом с переходом в аварийное состояние; в целом состояние дома было оценено как аварийное (л.д. 108).

На основании данного обследования заключением Орловской городской межведомственной комиссии от 12 декабря 2012 г. многоквартирный жилой <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> от 7 февраля 2013 г. установлен срок переселения граждан, проживающих в доме до 30 декабря 2015 г.

В последующем, постановлениями администрации <адрес> от 22 марта 2016 г., от 10 сентября 2018 г., от 21 октября 2019 г. срок переселения граждан неоднократно переносился.

Постановлением <адрес> от 29 марта 2019 г. утверждена «Областная адресная программа переселения граждан, проживающих на территории области, из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы», согласно которой срок окончания переселения жильцов из <адрес> установлен до 31 декабря 2021 г.

В соответствии с данным постановлением <адрес> постановлением администрации <адрес> от 29 апреля 2019 г. утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019 – 2025 годы».

В соответствии с данной программой главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на эти цели, является Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла; согласно п. 6 данной Программы срок расселения <адрес> также предусмотрен до 31 декабря 2021 г.

Постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2020 г. постановлено об изъятии земельного участка и жилых помещений в данном доме для муниципальных нужд.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что истец зарегистрирована и постоянно проживает в аварийном жилом помещении, каких-либо иных жилых помещений в собственности не имеет.

Факт проживания Нечитайловой Г.М. в аварийном жилом помещении стороной ответчика опровергнут не был.

Соглашения о предоставлении жилого помещения либо о его выкупе не заключалось.

В соответствии с заключением экспертизы от 02 июня 2021 г., выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценка» (далее ООО «Независимая оценка»), рыночная стоимость квартиры, с учётом в её составе стоимости доли в общем имуществе многоквартирного дома, включая земельный участок, составляет 3 817 656 руб., размер убытков, связанных с переездом, – 115 566 руб., размер компенсации за непроизведённый капитальный ремонт – 449 836 руб. (л.д. 166-167).

Указанное заключение ответчиком не оспорено, доказательств иной стоимости спорной квартиры и доли в праве общей собственности на земельный участок под многоквартирным домом, а также размера убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения, и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома не представлено.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, приняв за основу заключение судебной экспертизы, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о признании многоквартирного <адрес> в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, принимая во внимание, что в силу аварийного состояния дома, снижения уровня надежности, прочности и устойчивости его строительных конструкций, непринятие в ближайшее время мер по переселению может привести к неблагоприятным последствиям для проживающих в нем граждан, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Нечитайловой Г.М. исковых требований.

По решению суда с муниципального образования «<адрес>» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> в пользу Нечитайловой Г.М. взыскана выкупная цена за принадлежащую ей квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, включая принадлежащую истцу долю в праве на земельный участок, в размере 3 817 656 руб.; убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения в размере 115 566 руб.; компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 449 836 руб.

Прекращено право собственности Нечитайловой Г.М. на принадлежащую ей квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Признано право собственности муниципального образования «<адрес>» на комнату, находящуюся по адресу: <адрес>.

Взыскано с муниципального образования «<адрес>» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> в пользу ООО «Независимая оценка» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 15 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Доводы жалобы Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> являются несостоятельными, по сути, сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела.

Ссылка Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> на то, что установленный срок для отселения из аварийного дома не наступил, при этом доказательств угрозы обрушения многоквартирного дома истцом не представлено, не может служить основанием для отмены решения суда.

Судом бесспорно установлено и ответчиком опровергнуто не было, что жилой дом непригоден и опасен для проживания, аварийное состояние дома может привести к его обрушению, гибели людей и иным неблагоприятным последствиям, следовательно, право собственника жилого помещения в таком доме на достойные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома. Факт наличия угрозы пребывания в жилом доме подтвержден материалами дела.

В связи с этим, судебная коллегия полагает, что реализация жилищных прав истца не может быть поставлена в зависимость от установленных администрацией <адрес> сроков для переселения и реализации мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно возложена обязанность по возмещению истцу компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела спорное жилое помещение расположено в доме 1953 года постройки, первая приватизация по дому состоялась 21 декабря 1993 г.

Как отмечалось выше, из технического заключения ООО «АктивПроект» от 2012 г. следует, что по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, фундамент дома – кирпичный, ленточный, стены выполнены из кирпича, толщиной с отделкой 640 мм, внутренние перегородки из кирпича, толщиной 440 мм, перекрытия деревянные, полы - деревянные, кровля из асбестоцементных листов. В результате детального обследования выявлены следующие дефекты, оказывающие отрицательное влияние на несущую способность и функциональную пригодность стен здания: выветривание раствора, деформация стен, наличие следов протечек, многочисленные сколы наружных стен, замачивание наружных стен, теплозащитные и ветрозащитные свойства не обеспечивают комфортную температуру. Общий износ стен составляет 60 %. (л.д. 104-105).

Приказом государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23 ноября 1988 г. утверждены «Ведомственные строительные нормы госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», согласно которыми установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены). Так, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены): стены деревянные каркасные – 30 лет, полы дощатые – 20-30 лет, деревянные перекрытия – 20-80 лет, фундаментов ленточных бутовых – 50 лет, стен из кирпича – 40 лет, деревянных чердачных перекрытий по деревянным балкам - 30 лет.

Таким образом, с момента постройки дома и первой приватизации по настоящее время капитальный ремонт дома не производился, несмотря на то, что часть основных конструктивных элементов жилого <адрес> требовала капитального ремонта.

Доказательств обратного в материалы дела представлено не было.

В обоснование доводов жалобы стороной ответчика не представлены сведения о проведении в многоквартирном доме 1953 года постройки капитального ремонта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что невыполнение администрацией г. Орла обязанности по производству капитального ремонта дома, привело к накоплению физического износа конструкций здания многоквартирного дома и повлияло на снижение уровня его надежности.

Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для включения в выкупную цену жилого помещения компенсации за непроизведенный капитальный ремонт несостоятельна.

Нельзя признать состоятельным и довод жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности по выплате истцу убытков, связанных с переездом, поскольку данные расходы обусловлены изъятием у истца Нечитайловой Г.М. жилого помещения в порядке мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимостью перемены места жительства и приобретения нового жилья.

Иные доводы жалобы ответчика сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, они были предметом исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 28 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 20 сентября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

Судья Михеева Т.А.      УИД 57RS0023-01-2020-004085-08

Дело № 33-2557/2021, № 2-453/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2021 г.                             г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Букаловой Е.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Трухановой А.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Нечитайловой Галины Михайловны к администрации г.Орла, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла, о взыскании выкупной цены жилого помещения,

по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 28 июня 2021 г., которым исковые требования Нечитайловой Галины Михайловны удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Нечитайлова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> о взыскании выкупной цены жилого помещения.

Мотивируя исковые требования указала, что ей на праве собственности принадлежит <адрес>, кадастровый , общей площадью 49,2 кв.м.

На основании заключения Орловской городской межведомственной комиссии от 12 декабря 2012 г. данный многоквартирный жилой дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Сроки расселения дома неоднократно продлевались.

Постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2020 г. принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в данном доме для муниципальных нужд

Ссылается на то, состояние жилого дома создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в нем.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения иска, Нечитайлова Г.М. просила взыскать в счет выкупной цены 3 817 656 руб., в том числе, убытки, связанные с переездом в размере 115 566 руб., компенсацию за непроизведённый капитальный ремонт в размере 449 836 руб.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Управление городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> не согласилось с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить.

Указывает, что заключением Орловской городской межведомственной комиссии многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения которого, установленный областной адресной программой, 31 декабря 2021 г., еще не наступил.

Ссылается на то, что при расселении граждан из аварийного жилья необходимо соблюсти процедуру, установленную ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указывает на то, что Нечитайлова Г.М. отказалась заключить соглашение об изъятии жилого помещения согласно отчету об оценке индивидуального предпринимателя ФИО5 (далее ИП ФИО5).

Полагает, что судом необоснованно возложена на ответчика обязанность по выплате истцу убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения, поскольку не представлено доказательств несения данных расходов.

Просит учесть, что истцом не представлено доказательств существования угрозы обрушения спорного жилого дома.

Считает, что суд необоснованно взыскал с ответчика компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

На основании ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности: лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу ст. 12 названного Федерального закона отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В подпункте «з» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.

Статьей 24 Устава города Орла установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, является полномочиями администрации г. Орла.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» решение об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, принимается администрацией города Орла.

Материалами дела подтверждается и установлено, что Нечитайлова Г.М. на основании договора на передачу квартиры в собственность от <дата> является собственником <адрес>.

В 2012 году обществом с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (далее ООО «АктивПроект») осуществлено обследование указанного дома и установлено, что конструкции стен, фундаментов на момент обследования находились в аварийном состоянии; несущие стены, простенки здания – в недопустимом состоянии, существующие перегородки – в аварийном состоянии, перемычки – в ограниченно работоспособном состоянии, техническое состояние конструкций покрытия – аварийное, конструкции перекрытий - в состоянии, характеризующемся как переходящее ограниченно работоспособное с переходом в недопустимое, кровля дома – в аварийном состоянии, элементы заполнений оконных и дверных проёмов, полы – в недопустимом с переходом в аварийное состояние; в целом состояние дома было оценено как аварийное (л.д. 108).

На основании данного обследования заключением Орловской городской межведомственной комиссии от 12 декабря 2012 г. многоквартирный жилой <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> от 7 февраля 2013 г. установлен срок переселения граждан, проживающих в доме до 30 декабря 2015 г.

В последующем, постановлениями администрации <адрес> от 22 марта 2016 г., от 10 сентября 2018 г., от 21 октября 2019 г. срок переселения граждан неоднократно переносился.

Постановлением <адрес> от 29 марта 2019 г. утверждена «Областная адресная программа переселения граждан, проживающих на территории области, из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы», согласно которой срок окончания переселения жильцов из <адрес> установлен до 31 декабря 2021 г.

В соответствии с данным постановлением <адрес> постановлением администрации <адрес> от 29 апреля 2019 г. утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019 – 2025 годы».

В соответствии с данной программой главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на эти цели, является Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла; согласно п. 6 данной Программы срок расселения <адрес> также предусмотрен до 31 декабря 2021 г.

Постановлением администрации <адрес> от 09 октября 2020 г. постановлено об изъятии земельного участка и жилых помещений в данном доме для муниципальных нужд.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что истец зарегистрирована и постоянно проживает в аварийном жилом помещении, каких-либо иных жилых помещений в собственности не имеет.

Факт проживания Нечитайловой Г.М. в аварийном жилом помещении стороной ответчика опровергнут не был.

Соглашения о предоставлении жилого помещения либо о его выкупе не заключалось.

В соответствии с заключением экспертизы от 02 июня 2021 г., выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценка» (далее ООО «Независимая оценка»), рыночная стоимость квартиры, с учётом в её составе стоимости доли в общем имуществе многоквартирного дома, включая земельный участок, составляет 3 817 656 руб., размер убытков, связанных с переездом, – 115 566 руб., размер компенсации за непроизведённый капитальный ремонт – 449 836 руб. (л.д. 166-167).

Указанное заключение ответчиком не оспорено, доказательств иной стоимости спорной квартиры и доли в праве общей собственности на земельный участок под многоквартирным домом, а также размера убытков, связанных с выкупом и изъятием жилого помещения, и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома не представлено.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, приняв за основу заключение судебной экспертизы, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о признании многоквартирного <адрес> в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, принимая во внимание, что в силу аварийного состояния дома, снижения уровня надежности, прочности и устойчивости его строительных конструкций, непринятие в ближайшее время мер по переселению может привести к неблагоприятным последствиям для проживающих в нем граждан, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Нечитайловой Г.М. исковых требований.

По решению суда с муниципального образования «<адрес>» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> в пользу Нечитайловой Г.М. взыскана выкупная цена за принадлежащую ей квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, включая принадлежащую истцу долю в праве на земельный участок, в размере 3 817 656 руб.; убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения в размере 115 566 руб.; компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 449 836 руб.

Прекращено право собственности Нечитайловой Г.М. на принадлежащую ей квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Признано право собственности муниципального образования «<адрес>» на комнату, находящуюся по адресу: <адрес>.

Взыскано с муниципального образования «<адрес>» в лице Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> в пользу ООО «Независимая оценка» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 15 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Доводы жалобы Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> являются несостоятельными, по сути, сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела.

Ссылка Управления городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> на то, что установленный срок для отселения из аварийного дома не наступил, при этом доказательств угрозы обрушения многоквартирного дома истцом не представлено, не может служить основанием для отмены решения суда.

Судом бесспорно установлено и ответчиком опровергнуто не было, что жилой дом непригоден и опасен для проживания, аварийное состояние дома может привести к его обрушению, гибели людей и иным неблагоприятным последствиям, следовательно, право собственника жилого помещения в таком доме на достойные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома. Факт наличия угрозы пребывания в жилом доме подтвержден материалами дела.

В связи с этим, судебная коллегия полагает, что реализация жилищных прав истца не может быть поставлена в зависимость от установленных администрацией <адрес> сроков для переселения и реализации мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно возложена обязанность по возмещению истцу компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела спорное жилое помещение расположено в доме 1953 года постройки, первая приватизация по дому состоялась 21 декабря 1993 г.

Как отмечалось выше, из технического заключения ООО «АктивПроект» от 2012 г. следует, что по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, фундамент дома – кирпичный, ленточный, стены выполнены из кирпича, толщиной с отделкой 640 мм, внутренние перегородки из кирпича, толщиной 440 мм, перекрытия деревянные, полы - деревянные, кровля из асбестоцементных листов. В результате детального обследования выявлены следующие дефекты, оказывающие отрицательное влияние на несущую способность и функциональную пригодность стен здания: выветривание раствора, деформация стен, наличие следов протечек, многочисленные сколы наружных стен, замачивание наружных стен, теплозащитные и ветрозащитные свойства не обеспечивают комфортную температуру. Общий износ стен составляет 60 %. (л.д. 104-105).

Приказом государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23 ноября 1988 г. утверждены «Ведомственные строительные нормы госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», согласно которыми установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены). Так, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до капитального ремонта (замены): стены деревянные каркасные – 30 лет, полы дощатые – 20-30 лет, деревянные перекрытия – 20-80 лет, фундаментов ленточных бутовых – 50 лет, стен из кирпича – 40 лет, деревянных чердачных перекрытий по деревянным балкам - 30 лет.

Таким образом, с момента постройки дома и первой приватизации по настоящее время капитальный ремонт дома не производился, несмотря на то, что часть основных конструктивных элементов жилого <адрес> требовала капитального ремонта.

Доказательств обратного в материалы дела представлено не было.

В обоснование доводов жалобы стороной ответчика не представлены сведения о проведении в многоквартирном доме 1953 года постройки капитального ремонта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что невыполнение администрацией г. Орла обязанности по производству капитального ремонта дома, привело к накоплению физического износа конструкций здания многоквартирного дома и повлияло на снижение уровня его надежности.

Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для включения в выкупную цену жилого помещения компенсации за непроизведенный капитальный ремонт несостоятельна.

Нельзя признать состоятельным и довод жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности по выплате истцу убытков, связанных с переездом, поскольку данные расходы обусловлены изъятием у истца Нечитайловой Г.М. жилого помещения в порядке мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимостью перемены места жительства и приобретения нового жилья.

Иные доводы жалобы ответчика сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, они были предметом исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 28 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 20 сентября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2557/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нечитайлова Галина Михайловна
Ответчики
МО Город Орел
Управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла
Другие
Редникина Светлана Сергеевна
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
30.08.2021Передача дела судье
15.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее