№2-975/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2015 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Степаненко С.И., с участием прокурора Щедринова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухин И.М. к Военному комиссариату <адрес> об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
У С Т А Н О В И Л:
Золотухин И.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, мотивируя свои требования тем, что является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, в размере, установленном решением Железногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ – (...). Однако ответчик самостоятельно не индексирует вышеназванные суммы. Истец полагает, что сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежит индексации на индексы, установленные Постановлениями Правительства РФ, просит произвести индексацию ежемесячной денежной выплаты на приобретение продовольственных товаров, получаемых им с ДД.ММ.ГГГГ в размере (...) руб. и установить ежемесячную денежную компенсацию с применением коэффициентов инфляции на приобретение продовольственных товаров в размере по (...), начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и сумму задолженности по недополученным суммам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (...)
Истец в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика – военного <адрес> Дементьева О.Н. (полномочия на основании доверенности) в последнее судебное заседание не прибыла, извещена надлежащим образом, не просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика и не сообщила о причинах неявки в суд. Из представленного отзыв на иск следует, что исковые требования ответчик не признает, поскольку на основании судебного решения истцу ответчик ежемесячно выплачивает компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере (...)., которая превышает размер выплаты, установленный Законом. Поскольку размер выплачиваемой компенсации установлен решением суда, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации указанная компенсация индексации не подлежит.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ (привлеченного определением суда) Белова О.Г. (полномочия по доверенности) просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Прокурор Щедринов Д.А полагал исковые требования основанными на законе, подлежащими удовлетворению.
В отсутствие препятствий для рассмотрения дела по существу, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, также в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца и третьего лица.
Исследовав доводы сторон и письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Из содержания статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст.ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктом 3 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров.
Как установлено, Золотухин И.М. является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на персональном учете в отделе военного комиссариата <адрес> по городу <адрес> принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, вследствие чего является инвалидом (...) группы. В соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением Железногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в законную силу) удовлетворены требования истца о включении в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании с военного <адрес> задолженности по недополученным суммам; в соответствии с требованиями законодательства установлен размер суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, причитающейся истцу, - (...) рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчикподтверждает, что истцу производится выплата вышеуказанной компенсации на основании судебного решения, указав, что индексация указанных сумм с ДД.ММ.ГГГГ не производилась, так какразмер компенсации установлен решением суда.
Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" размеры указанных компенсаций были определены в твердых суммах, которые согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральномбюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется, в том числе, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
Федеральным законодателем введен новый порядок установления указанной компенсации.
На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, которым механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции до внесения изменений в действующее законодательство были вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, этих сумм с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер. Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 879-О-О).
Согласно части третьей статьи 5 Закона, статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N ГКПИ08-525, также от 18 августа 2009 года N ГКПИ09-965 определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 года N 879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановления, устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат был решен на законодательном уровне. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров представляет собой твердую денежную сумму, рассчитываемую с учетом определенного исходя из уровня инфляции коэффициента, исходя из базовой суммы этих выплат, предусмотренных законом.
Доводы ответчика о том, что инфляционные индексы не подлежат применению, поскольку сумма возмещения, установленная решением суда, превышает размер выплаты, установленный законом, суд полагает необоснованными.
Новый принцип индексации ежемесячных компенсаций в возмещение здоровью установлен Федеральным законом от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в ред. ФЗ от26.04.2004г. N 31-ФЗ) не исключает возможность индексации после максимального размера выплат, перечисленных в частях первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений.
Положения Постановлений Правительства РФ об индексации ежемесячных компенсаций направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19 июня 2002 г. N 11-П, определения от 25 марта 2003 г. N 49-О, от 4 октября 2005 г. N 364-О).
Указанные положения материального закона не исключают возможности индексации, в том числе, и в отношении выплат, установленных ранее на основании судебных решений.
Судебным решением, вступившим в законную силу, истцу установлен размер суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров, с учетом индексации, подлежащей выплате ежемесячно, - (...)
Спор между сторонами о размере указанных платежей был разрешен судом на основе федеральных конституционных и федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ.
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 №914, от 16.12.2009 №1024, от 21.12.2010 №1079, от 08.12.2011 №1019, от 04.12.2012 № 1255, от 19.12.2013 №1189, от 18.12.2014 №1411 определены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год: с 1 января 2008 года - 1,105, с 1 января 2009 года - 1,13, с 1 января 2010 года - 1,1, с 1 января 2011 года - 1,065, с 1 января 2012 года - 1,06; с 1 января 2013 года - 1,055, с 1 января 2014 года - 1,05, с 1 января 2015 года - 1,055.
То есть, в соответствии с указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, исходя из уровней инфляции, установленных Федеральными законами в спорный период, ежемесячная компенсация наряду с другими компенсациями, предусмотренными Законом от 15 мая 1991 года N 1244-1, проиндексирована с применением соответствующих коэффициентов.
Суд учитывает, что в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2015 года № 68-ФЗ«О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций», до 1 января 2016 года приостановлено действие ч. 3 ст. 5 закона Российской Федерации от15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи, с чем ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в 2015 году индексации с применением коэффициента 1,055 с 01.01.2015 года не подлежит.
Таким образом, размер ежемесячной компенсации с учетом указанных коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:(...)
Соответственно, размер недополученных сумм компенсации, подлежащих возмещению истцу, составляет:
ДД.ММ.ГГГГ: (...)
ДД.ММ.ГГГГ: (...)
ДД.ММ.ГГГГ: (...).
ДД.ММ.ГГГГ (...)
ДД.ММ.ГГГГ: (...)
ДД.ММ.ГГГГ (...)
ДД.ММ.ГГГГ (...)
ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец): (...)
А всего сумма задолженности по денежной компенсации за указанный период, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составила (...) (...)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Золотухин И.М. к Военному комиссариату <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Золотухин И.М. задолженность по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (...)
Обязать Военный комиссариат <адрес> производить выплату сумм ежемесячной денежной компенсациина приобретение продовольственных товаров в размере по (...) начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Исполнительный лист, выданный на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ года, отозвать.
Разъяснить ответчику его право в семидневный срок со дня получения копии заочного решения в окончательной его форме 29.06.2015 года обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова