Дело № 2-183/2020
УИД: 28RS0019-01-2019-000245-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО5, ФИО4 к администрации ФИО6 сельсовета <адрес>, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с данным иском в суд мотивируя свои требования тем, что ФИО2 является собственником жилого помещения общей площадью 47 кв.м. и земельного участка общей площадью 5100 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии при администрации ФИО6 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. К членам ее семьи относятся: ФИО14 Семён ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и заключения к данному акту дом по <адрес> села Хитровка не соответствует требованиям к жилым помещениям, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что согласно Справке о подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ №, она и ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и в настоящее время продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий.. На основании вышеуказанного руководствуясь ст. 57, 10,13,14,85 ЖК РФ просят обязать Администрацию ФИО6 сельсовета <адрес> предоставить Семёновой В.В., ФИО5, ФИО3, ФИО4 вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не менее учетной нормы 18 кв.м. на одного члена семьи, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес> общей площадью не менее 72 кв.м.
Истица ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ФИО2- ФИО13, действующая на основании доверенности в полном объеме поддержала доводы искового заявления, настаивала на удовлетворении иска при этом суду показала, что в данном случае администрацией ФИО6 сельсовета нарушен пункт 30,33,3 Положения № от 2006 года, утверждённого Правительством РФ, а именно с момента признания жилого помещения непригодным, не было совершено никаких действий по нуждаемости, в выкупе этого жилого дома, либо предоставления по договору социального найма, хотя ее доверитель к ним обращалась. Действительно спорное жилое помещение находится на территории администрации ФИО6 сельсовета, поэтому, в данном случае они считают, что нарушаются права истицы как человека, гарантированные Конституцией РФ, каждый имеет право на жилище, регламентированное статьёй 9. Также считает, что на основании вышеуказанного Постановления право администрации признавать дом пригодным или непригодным для проживания, а не обязанностью, так вот в данном случае администрацией, заключением межведомственной комиссии, все таки этот дом был признан непригодным. Ее доверительница иного жилья не имеет в собственности, ей негде проживать. Поэтому в данном случае, на основании справки, истицу не снимали очереди, данная справка является действующей. Считают, что согласно ст.57 ЖК РФ истица имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, так как проживать в этом доме она не может. Необходимо решить вопрос с предоставлением истице жилья из временного фонда, данный дом признан аварийным, человек там проживать не может, истица с малолетним ребёнком живет в аварийном доме, что создает угрозу жизни ей и её ребёнку. В данном случае считает, что ими соблюдены все нормы права, по получению жилья по договору соцнайма. Говорить о том, что истице предоставят жилое помещение после 2025 года, будет нарушать ст.57 ЖК РФ, и не факт, что спорный дом до того периода простоит. Считают, что муниципалитет обязан заключить с ней договор социального найма вне очереди, согласно ст.57 ЖК РФ
Представитель ответчика администрации ФИО6 сельсовета <адрес>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от ФИО6 сельсовета ФИО11 в суд поступило заявление о рассмотрении дела без участи их представителя, при этом указала, что с требованиями истца не согласны, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> является собственностью Семёновой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.3,4 ст. 30 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ (ред.ДД.ММ.ГГГГ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Администрация ФИО6 сельсовета не располагает свободным муниципальным жилищным фондом. При освобождении жилых домов и квартир, они предоставляются нуждающимся жителям, по договорам социального найма согласно существующей очередности заявлений.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО12, действующая на основании доверенности не согласившись с доводами искового заявления суду показала, что ФИО2 не является участником программы «О переселении из ветхого и аварийного жилья». Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Состоит в реестре аварийного жилья, но в программе пока не участвует. В случае включения дома в программу, ей планируется предоставить жилье после 2025 года. В настоящее время предоставляется жилье участникам, у которых жилые дома признаны аварийными с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. У истца признан дом непригодным после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, соответственно жилье предоставляется в порядке очереди, по мере поступления финансирования. У истицы спорный дом находится в собственности. Если Программа будет действовать, то истица автоматически будет включена в эту очередь. Предоставление временного жилья ФИО2– это полномочия ФИО6 сельсовета, если в муниципалитете имеется жилой фонд свободный, то они могут предоставить истице временное жильё. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Истцы ФИО5 и ФИО4 будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайство б отложении не поступало.
Руководствуясь. Ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Из материалов дела следует, что права собственности за ФИО2 на данное жилое помещение было зарегистрировано на основании Решения Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым право собственности за ФИО2 было признано в силу приобретательной давности.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания ввиду большого физического износа, и длительного срока эксплуатации.
ФИО6 сельсовета №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Истцы ссылаясь на право получения жилого помещения вне очереди, взамен непригодного для проживания, обратились с требование о предоставлении администрацией ФИО6 сельсовета вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.012006 №» Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской ФИО1 возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого требования о его сносе или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципального образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, собственником <адрес> котором является истица ФИО2, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №(ред. От ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов». В адресный перечень многоквартирных домов данной программы включены дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений, предоставленных администрацией ФИО6 сельского совета дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее истице ФИО2, в региональную адресную программу не включен, поскольку в настоящее время в программу переселения из ветхого и аварийного фонда включены объекты обследованные до ДД.ММ.ГГГГ, а дом по <адрес> в <адрес>, как уже указывалось выше был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют достаточные правовые основания для возложении на администрацию Томского сельского совета Серышевского района обязанности предоставить ФИО3 В.В., ФИО3, ФИО5, ФИО4 вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение.
Кроме того, ФИО2 приобретая жилое помещение, в соответствии с нормами статей 210,211 Гражданского кодекса Российской Федерации взяла на себя бремя содержания имущества, а также несла риск гибели или повреждения жилого дома, а сам по себе факт признания стороны истца нуждающимися в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО5, ФИО4 к администрации ФИО6 сельсовета <адрес>, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Председательствующий Н.А. Демяненко