Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5015/2014 ~ М-4644/2014 от 22.08.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Коноваловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5015/2014 по иску Дулотиной Е.Ю. в интересах несовершеннолетней Суриковой О.Н. к мэрии городского округа Тольятти о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что Сурикова О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится на попечении Дулотиной Е.Ю. Мать лишена родительских прав, сведения об отце внесены со слов матери. Несовершеннолетняя Сурикова О.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. С 1999г., с момента установления опеки, сначала проживала по адресу: <адрес>, с 25.07.2012г. по месту временного пребывания: <адрес>, площадью 17 кв.м., где проживает 3 человека. Истец обратился в мэрию г. Тольятти с заявлением о включении Суриковой О.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако получил отказ, поскольку несовершеннолетняя имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку Комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального района Красноярский от 23.04.2014г. принято решение об отказе во включении Суриковой О.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.

Просит обязать мэрию г.о. Тольятти включить несовершеннолетнюю Сурикову О.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, с даты подачи заявления, т.е. с 16.08.2013 года.

Представитель мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истцу обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, поскольку Сурикова О.Н. зарегистрирована в г.Тольятти по месту пребывания, ее место жительства – <адрес>. Согласно ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Соответственно, основания для включения в список отсутствуют. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД (ред. от 10 апреля 2013 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Судом установлено, что Сурикова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (мать – ФИО2 решением Красноярского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. лишена родительских прав в отношении дочери. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери).

    На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетней Суриковой О.Н. установлена опека, опекуном назначена Дулотина Е.Ю.

Также указанным постановлением за несоверешеннолетней Суриковой О.Н. закреплено право пользования площадью по адресу: <адрес>. Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 01.09.2011г. указанный пункт постановления от ДД.ММ.ГГГГ. был отменен. Следовательно, несовершеннолетняя Сурикова О.Н. закрепленного жилья не имеет.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. собственником указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. является ФИО2.

    Несовершеннолетняя Сурикова О.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от 15.08.2014г. При этом, указано, что Сурикова О.Н. зарегистрирована с 23.08.2012г. до 04.10.2015г. по месту пребывания.

Из материалов дела следует, что с 1999г., с момента установления опеки, сначала проживала по адресу: <адрес>, с 25.07.2012г. по месту временного пребывания: <адрес>.

Согласно справки МБОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ. Сурикова О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в МБУ средней школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (1 класс) по настоящее время (11 класс).

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 11.09.2013г. Суриковой О.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда, на основании ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД.

Согласно ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из пояснений ответчика следует, что поскольку несовершеннолетняя зарегистрирована в г.Тольятти по месту пребывания на период нахождения ее под опекой до 18 лет – до 04.10.2015г., ее место жительства – <адрес>, где она постоянно зарегистрирована с 14.02.2003г. В связи с чем, ответчик считает, что отказ в постановке на учет правомерным.

Вместе с тем, Комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального района Красноярский от 23.04.2014г. принято решение об отказе во включении Суриковой О.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что ее постоянное место жительства в настоящее время г.Тольятти.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, постоянное место жительства Суриковой О.Н. место жительства ее опекуна – г.Тольятти.

С учетом изложенного, суд считает, что Суриковой О.Н. необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, и она подлежит включению в указанный список.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

    Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.

    Таким образом, Сурикова О.Н. подлежит включению в список с даты подачи заявления, т.е. с 16.08.2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Дулотиной Е.Ю. удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти включить Сурикову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда с 16.08.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в одного течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2014г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

2-5015/2014 ~ М-4644/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дулотина Елена Юрьевна, в интересах Суриковой О.Н.
Ответчики
Мэрия г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Бетина Г. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
22.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2014Передача материалов судье
26.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2014Подготовка дела (собеседование)
11.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2014Судебное заседание
24.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее