РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1487/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Редину В.Н. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику о взыскании задолженности в размере 3701,58 руб., из которых: транспортный налог в размере 2566 руб., пени по транспортному налогу в размере 1135,58 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором за 2013 налоговый период рассчитан транспортный налог: за ВАЗ 21074 г/н № и ВАЗ 11183 г/н № в размере 1283 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ в котором за 2014 налоговый период рассчитан транспортный налог: за ВАЗ 21074 г/н № и ВАЗ 11183 г/н № в размере 1283 рублей. В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налога налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу в размере 1135,58 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении административного иска отказать, т.к. является инвалидом боевых действий и освобожден от уплаты налога в силу закона. Кроме того, представил документы о прекращении права собственности на автомобиль ВАЗ 21074 г/н № ДД.ММ.ГГГГ
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Пунктами 5, 6 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца). В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев). Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
Судом установлено, что из карточки учета транспортного средства ВАЗ 21074 г/н № следует, что право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекращено ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем оснований для уплаты транспортного налога на 2013 и 2014 налоговый период административным ответчиком за ВАЗ 21074 г/н № не имеется.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №:
- об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 1283 руб., с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление №:
- об уплате транспортного налога в размере 1283 рублей с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в указанный срок ответчиком налог уплачен не был, то ответчику было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: транспортный налог в размере 1283 руб., пени по транспортному налогу в размере 539,17 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: транспортный налог в размере 1283 руб., пени по транспортному налогу в размере 539,17 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Факт направления налогового уведомления, требования подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанному требованию. На основании этого заявления мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО2 указанной задолженности. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Центрального судебного района <адрес>, ранее выданный судебный приказ отменил.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС России № обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании недоимки по налогу и пени.
До 1 января 2015 г. порядок налогообложения имущества физических лиц регулировался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N2003-1). В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с 01.01.2015 г. вступила в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Исчисление налога за 2014 год и предыдущие налоговые периоды осуществлялось налоговыми органами с учетом положений Закона N 2003-1. В соответствии со ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога признаются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений, долей в праве общей собственности на указанное имущество. Расчет налога осуществляется на основании информации о налоговой базе, налоговых ставках, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, а также о налоговых льготах. Статьей 5 Закона N 2003-1 предусмотрено, что лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Аналогичная позиция изложена в ст. 407 НК РФ, определяющей порядок исчисления налога на имущество физических лиц, начиная с 1 января 2015 года: лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (п.6). Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 362 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 361. 1 НК РФ установлено, что физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» предусмотрено, что от уплаты транспортного налога освобождаются определенные категории налогоплательщиков, среди которых:
а) ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", а также военнослужащие, проходившие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
В этой же статье указаны и условия предоставления льгот при уплате транспортного налога, а именно: лицам, определенным в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно свидетельства о праве на льготы, справки районного (городского) военного комиссариата, воинской части или других уполномоченных государственных органов.
В пункте 15 предусмотрено, что лицам, определенным в подпункте "т" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; автобусы с мощностью двигателя до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно.
Заявление и документы, подтверждающие право на применение налоговой льготы от Налогоплательщика в Инспекцию поступали. Административному ответчику налоговые льготы были предоставлены на транспортное средство ВАЗ 21074 г/н №, что подтверждается налоговыми уведомлениями (л.д. 7,8). В связи с тем, что право собственности на автомобиль ВАЗ 21074 г/н № прекращено ДД.ММ.ГГГГ, а налоговым органом признавалось право ФИО2 на получение льготы, то административный ответчик должен быть освобожден от уплаты транспортного налога за автомобиль ВАЗ 11183 г/н №, как за единственное транспортное средство, находящееся в собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о взыскании с ФИО2 о задолженности по налогам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Редину В.Н. о взыскании задолженности по налогам - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Сметанина О.Н.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: