<***>
Дело № 2-1328/2018
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 06 апреля 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при секретаре Макаровой В. Е.,
с участием представителя истца Арутюнян Р. О., представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинниковой К. О., представителя третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области Минлебаевой А. Ю., представителя третьего лица Управления Уральского округа войск национальной гвардии Иванова И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселова Юрия Николаевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, выдаче жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Новоселов Ю. Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, выдаче жилищного сертификата.
В обоснование исковых требований указал, что в период с *** по *** проходил военную службу по призыву, с *** по *** проходил военную службу по контракту в воинской части *** ***. По состоянию на *** общая продолжительность службы истца в вооруженных силах Российской Федерации составила 20 лет 03 месяца 05 дней в календарном исчислении, льготной выслуги лет не имеется. Согласно выписки из приказа командира войсковой части *** от *** *** истец был исключен из списков личного состава <***>, уволен приказом командующего войсками Уральского округа внутренних войск МВД РФ от *** *** по ч. 5 ст. 60 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе».
Новоселов Ю. Н. с целью реализации его права на обеспечение жилым помещением, возникшего на основании ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1999 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обратился в Управление Уральского регионального командования внутренних воск МВД РФ. Согласно ответу от *** *** последнее сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП истцу необходимо обратиться в орган местного самоуправления, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 08.11.2012 на Администрацию Тавдинского городского округа свердловской области возложена обязанность включить истца в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательства по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В письме от *** *** Администрацией Тавдинского городского округа указано, что истец включен в состав участников указанной выше подпрограммы, а для получения жилищного сертификата необходимо предоставить соответствующее заявление.
Письмом от *** *** Администрацией Тавдинского городского округа до истца доведена информация о том, что документы для включения в сводный список граждан-участников подпрограммы направлены в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в Управление Уральского регионального командования внутренних войск МВД России и в Комитет по жилищной политике города Екатеринбурга.
Однако, ни один из исполнительных органов не включил истца в сводный список участников подпрограммы, ссылаясь на то, что это не входит в их компетенцию.
Так, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в письме от *** ***, направленном в адрес Администрации Тавдинского городского округа, сообщило, что выдачу государственных сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
В письме Управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД РФ от *** *** указано, что Управление включает в сводный список участников подпрограммы на 2014 год и осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов только военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), состоящим на жилищном учете во внутренних войсках МВД РФ.
Комитет по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга в письме от *** *** сообщил, что Администрация г. Екатеринбурга не уполномочена на формирование сводных списков участников подпрограммы по Свердловской области и рекомендовала обратиться в Правительство Свердловской области.
Позже истец вновь обратился в Управление Уральского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ответом от *** *** вновь было отказано во включении в сводный список участников подпрограммы, в связи с тем, что Новоселов Ю. Н. не состоит на учете во внутренних войсках МВД РФ, и предложило обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ (Свердловскую область), а в случае отказа - обжаловать решение в установленном порядке.
На обращение в Главное командование внутренних войск МВД РФ, последнее письмом от *** *** сообщало, что для получения государственного жилищного сертификата необходимо обращаться в Администрацию Тавдинского городского округа Свердловской области.
Впоследствии Новоселов Ю. Н. вторично обратился в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которое письмом от *** *** повторно сообщило, что сводные списки граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам в целях получения государственного жилищного сертификата формируются, и выдача сертификата осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В связи с неоднократными незаконными отказами органов исполнительной власти включить истца в сводный список граждан – участников программы на получение государственного жилищного сертификата, Новоселов Ю. Н. вынужден был обратиться за защитой своих интересов в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.10.2015 в удовлетворении искового заявления истца о возложении обязанности на Управление Уральского командования МВД РФ включить Новоселова Ю. Н. в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на ***, было отказано. Суд пришел к выводу о том, что Управление Уральского командования МВД РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по формированию сводного списка граждан в заявленный период была возложена законом на орган исполнительной власти субъекта Российский Федерации – Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность включить Новоселова Ю. Н. и членов его семьи в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, предоставить Новоселову Ю. Н. и членам его семьи государственный жилищный сертификат в соответствии с программой «Выполнение государственных обязательства по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок о времени и месте его проведения, доверил защиту своих интересов представителю.
Представитель истца Арутюнян Р. О., действующий на основании доверенности от ***, поддержал доводы и требования искового заявления по заявленному предмету и основаниям, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Осинцева К.О., действующая на основании доверенности от ***, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы возражений, представленных в письменном виде.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области – Минлебаева А. Ю., действующая на основании доверенности от ***, поддержала доводы представленного отзыва, пояснила, что Новоселов Ю. Н. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД России по Свердловской области не состоит и ранее не состоял. Оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Уральского округа войск национальной гвардии Иванов И. В., действующий на основании доверенности от ***, поддержал позицию истца, просил исковые требования удовлетворить.
Третьи лица Администрация Тавдинского городского округа, ФГКУ "Управление Уральского округа войск национальной гвардии", Новоселова М. М., Новоселов В. Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок о времени и месте его проведения, причины неявки суду не известны, ходатайства об отложении судебного заседания не поступали. В материалах дела имеется отзыв Администрации Тавдинского городского округа, содержащий в себе ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения сторон, положений ч.ч. 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Государственная поддержка при обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, регулируется федеральным законодательством.
Порядок предоставления гражданам из федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилого помещения, удостоверенных государственным жилищным сертификатом, установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила № 153, основное мероприятие).
В соответствии с п.п. «в» п. 18 Правил № 153 исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится Министерство, исполняют функции по реализации подпрограммы только в отношении следующих категорий граждан:
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подпункт «е» пункта 5 Правил № 153);
- граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (подпункт «ж» пункта 5 Правил № 153);
- граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. (подпункт «з» пункта 5 Правил № 153).
В соответствии решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 08.11.2012 по делу № 2-738/2012 Новоселов Ю.Н. включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на основании абз. 4 п.п. «а» п. 5 Правил № 153, то есть как «военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в п.п. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абз. 13 п.а 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"».
В соответствии со с п.п. «а» п. 18 Правил № 153 гражданам - участникам основного мероприятия, указанным в п.п. "а" и "б” п. 5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Таким образом, из прямого толкования Правил № 153 категория граждан, к которой относится Новоселов Ю.Н., а именно - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в п.п. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"», подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом федеральными органами исполнительной власти, к которым Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не относится.
Правовые основания для формирования сводного списка граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в целях получения государственного жилищного сертификата в соответствии с п.п. «а» п. 5 Правил № 153, у Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, исполняющего функции по реализации основного мероприятия, возложенные Правилами № 153 на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отсутствуют.
При рассмотрении дела № 2-9941/2015 Ленинский районный суд г. Екатеринбурга пришел к выводу о том, что обязанность по включению Новоселова Ю.Н. в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов возложена на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Свою позицию суд выстроил на положениях пунктов 24 и 26 Правил № 153. На момент рассмотрения дела и вынесения решения действовала редакция Правил № 153 от 23.09.2015.
Действительно, согласно положениям п. 24 Правил № 153 орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Но согласно положениям пункта 26 Правил № 153, как в редакции от ***, так и в ныне действующей редакции, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
Таким образом, за органом исполнительной власти, каким является ответчик, закреплена обязанность по формированию сводного списка граждан, поименованных в подпунктах ”е"" и "ж" пункта 5 Правил ***, иных категорий граждан не указано.
Необходимо отметить и то, что распоряжение Правительства Свердловской области от 14.11.2006 № 1325-РП «Об организации работы с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, категории которых установлены федеральным законодательством», на которое ссылался Ленинский районный суд г. Екатеринбурга при вынесении решения, утратило силу 11.04.2016.
Вместе с тем, даже на момент действия п. 1 указанного распоряжения утвержден Порядок организации работы в Свердловской области с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданами, категории которых установлены федеральным законодательством, в соответствии с которым списки граждан - участников подпрограммы формируются органами исполнительной власти Свердловской области исключительно в отношении следующих категорий:
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лица;
- граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальным органом Федеральной миграционной службы в сводный список вынужденных переселенцев;
- граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Именно в отношении данных категорий пунктом 10 распоряжение Правительства Свердловской области от 14.11.2006 № 1325-РП Министерство было уполномочено утверждать сводные списки получателей государственных жилищных сертификатов.
Категория граждан, к которой относится Новоселов Ю.Н., в указанный выше перечень не вошла.
Соответственно вывод Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.10.2015 не может являться преюдициальным при рассмотрении настоящего дела, тем более Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не привлекалось к участию в деле, соответственно, выводы Ленинского районного суда г. Екатеринбурга в основу настоящего решения суда положены быть не могут.
Более того, суд отмечает, что в настоящее время Новоселовым Ю.Н. заявлено требование о возложении обязанности включить его в сводный список граждан с учетом членов семьи, однако, согласно протоколу *** от *** заседания жилищной комиссии Администрации Тавдинского городского округа Новоселов Ю.Н. включен один в число участников подпрограммы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Новоселова Юрия Николаевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, выдаче жилищного сертификата – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> К. В. Исакова
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>