Именем Российской Федерации
Енисейский районный суд Красноярского края 23 мая 2012 года
в составе председательствующего Борисовой Л.А.,
при секретаре Гребенюк М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения г.Енисейска» к Шубиной Елене Николаевне о возврате субсидии, предоставленной для организации самозанятости безработных граждан,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, КГКУ «Центр занятости населения г. Енисейска» просит взыскать с Шубиной Е.Н. 58800 руб., предоставленных ей по договору от 13 октября 2009 года №167 в виде субсидий из краевого бюджета на организацию предпринимательской деятельности в рамках долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 года № 30-п. Свои требования истец мотивировал тем, что после получения указанной субсидии Шубина Е.Н. была обязана предоставить отчетные документы, подтверждающие целевое использование полученных денежных средств, в течение срока действия договора предъявлять по требованию центра занятости документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности, но этой обязанности надлежащим образом не исполнила, что явилось основанием требовать возврата полученной субсидии.
В судебном заседании представитель Центра занятости населения г.Енисейска Черепанова Н.Г. заявленные требования поддержала, пояснив, что получатель субсидии обязан осуществлять предпринимательскую деятельность, на осуществление которой ему предоставлена субсидия, не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве предпринимателя и предоставления субсидии, однако доказательств тому, что Шубина Е.Н. осуществляла такую деятельность в течение установленного срока, не имеется, кроме того, в подтверждение расходования субсидии Шубиной Е.Н. представлены документы, свидетельствующие о нецелевом расходовании денежных средств, когда необходимое при осуществлении предпринимательской деятельности имущество приобреталось ею по ценам, значительно превышающим согласованные с центром.
Рассмотрение требований осуществлено в отсутствие ответчика Шубиной Е.Н., в соответствии с ее ходатайством. В ходе досудебной подготовки Шубина Е.Н. исковые требования оспаривала, ссылаясь на выполнение ею условий договора, наличие уважительных причин по прекращению предоставления услуг населению, однако ко времени судебного разбирательства каких-либо доказательств в подтверждение своим доводам не представила.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
Согласно положениям п.1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.
Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, были утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011, согласно которым субсидии из федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий предоставляются при наличии региональных программ.
В соответствии с указанными Правилами постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 года № 30-п утверждена долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края".
Подразделом 2.3. указанной целевой программы установлено, что уполномоченным органом по вопросам реализации Программы, главным распорядителем средств краевого и федерального бюджета, выделяемых на реализацию этой Программы, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, разработку и утверждение форм документов, необходимых для реализации Программы, осуществляет Министерство экономики и регионального развития Красноярского края, а получателями бюджетных средств являются Центры занятости населения либо Администрации муниципальных образований. Перечисление средств осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Подразделом 2.3.7 указанной целевой Программы установлено, что источником финансирования мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан также являются средства краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета.
Мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется в том числе путем предоставления субсидии на организацию самозанятости, которая предоставляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Получатель субсидии на самозанятость обязан осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с условиями договора на предоставление субсидии на самозанятость получатель такой субсидии в течение трех месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой или расчетный счет представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии на организацию самозанятости (кассовый чек и копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарный чек, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция-бланк строгой отчетности). Кроме того, получатель такой субсидии в течение тридцати дней после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя представляет в центр занятости населения выписку из ЕГРИП или выписку из ЕГРЮЛ соответственно (выданную не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии в качестве индивидуального предпринимателя) для подписания акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на самозанятость.
Субсидия на самозанятость подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях и размерах:
а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии представил недостоверные сведения;
б) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии не представил подтверждающие документы;
в) невыполнение обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности:
для получателя субсидии на самозанятость - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии на самозанятость в качестве индивидуального предпринимателя, - в полном объеме;
г) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре на предоставление субсидии, - в полном объеме;
д) прекращение получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
для получателя субсидии на самозанятость - ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации предпринимательской деятельности - в полном объеме;
е) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в полном объеме.
Приказом Министерства экономики и регионального развития Красноярского края от 16 марта 2011 года № 36-п утверждены формы документов, необходимых для участия граждан в мероприятиях вышеуказанной целевой программы, в том числе и форма договора о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработному гражданину (приложение 9), из содержания которого следует, что договор о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработному гражданину заключают Центры занятости населения, как получатели бюджетных средств для предоставления вышеуказанной субсидии.
Как установлено в судебном заседании, Шубина Е.Н. предоставила бизнес-план об организации деятельности по оказанию населению маникюрных услуг населению города Енисейска и заключила с КГБУ «Центр занятости населения г. Енисейска» договор о предоставлении субсидии на организацию самозанятости по этому виду деятельности от 13 октября 2009 года № 167, в соответствии с которым обязалась зарегистрироваться в качестве предпринимателя по указанному в бизнес-плане виду деятельности и осуществлять ее не менее 12 месяцев с момента регистрации (п.21.1 и п.2.1.2 договора), а также обязалась в течение трех месяцев с момента получения субсидии предоставить в центр занятости населения документы о целевом использовании субсидии ( п. 2.1.3 договора), и выписку из ЕГРИП- в течение 30 дней до истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации ( п. 2.1.4 договора). При этом п. 4.1 данного договора было предусмотрено, что в случае невыполнения этих обязательств она обязана возвратить полученную субсидию в полном объеме.
23 октября 2009 года Шубина Е.Н. зарегистрировалась в качестве предпринимателя, и получила в соответствии с условиями вышеуказанного договора субсидию в сумме 58800 руб.
Однако свои обязательства по предоставлению сведений о том, что осуществляла предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, Шубина Е.Н. не исполнила. Ни истцу, ни суду ответчица доказательств тому, что не только остается зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, но и в течение года с момента заключения договора реально оказывала услуги населению города Енисейска, не предоставила. В соответствии с подразделом 2.3.7 долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 года № 30-п, нарушение указанного условия является безусловным основанием для возврата все суммы полученной субсидии в краевой бюджет.
Кроме того, представленные Шубиной Е.Н. документы в подтверждение расходованию полученных средств содержат сведения о нецелевом расходовании денег, когда часть имущества (стул для клиента, дрель) куплена ею по ценам, значительно превышающим запланированные расходы.
По ходатайству ответчика судом из органа внутренних дел, осуществлявшего проверку по заявлению истца, истребован отказной материал. Содержание фотографий, на которые ссылалась Шубина Е.Н., со всей очевидностью свидетельствует, что проверявшим сотрудником фотографировались преимущественно предметы, касающиеся деятельности другого лица- парикмахера Тарасовой. Только на одном из 11 фото отражено имущество, назначение которого связано с оказанием маникюрных услуг. Никакого стула для клиента на фото нет, есть лишь небольшой стол и стул мастера, незначительное количество расходных материалов.
При таких обстоятельствах заявленные требования о взыскании с Шубиной Е.Н. 58800 руб, для возврата в краевой бюджет, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 90 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования г. Енисейск госпошлина, что пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований составляет 1964 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Шубиной Елены Николаевны в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения г.Енисейска» для возврата в краевой бюджет Красноярского края 58800 рублей, предоставленных в качестве субсидии на организацию самозанятости безработных граждан по договору от 13 октября 2009 года №167.
Взыскать с Шубиной Елены Николаевны в доход местного бюджета муниципального образования г. Енисейск государственную пошлину в сумме 1964 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд
Председательствующий Л.А.Борисова
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2012 года.
Л.А.Борисова