Дело №2-521/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 19 ноября 2012 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.С.,
при секретаре Уточкиной Н.В.
с участием:
представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Полыгалова П.Г.,
представителя ответчика администрации Яйвинского городского поселения Шыбановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края об устранении нарушений в сфере санитарного законодательства и осуществлению мероприятий по снижению фонового уровня шума на территории Яйвинского городского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту - Управление Роспотребндзора) обратилось в суд с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что в ходе рассмотрения обращения гражданина установлено нарушение требований действующего законодательства в сфере санитарного законодательства, выразившийся в следующем: в жилой квартире гр.ФИО7 по адресу: <адрес>, зарегистрировано превышение фонового уровня звукового давления в следующих точках: в период времени суток с 7.00 до 23.00 часов в жилой комнате в 1,5 м от окна, в центре, у двери зарегистрировано превышение фонового уровня звукового давления на 3 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 8000 Гц что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; в период времени суток с 23.00 до 7.00 часов в жилой комнате в 1,5 м от окна, в центре, у двери также зарегистрированы превышения фонового уровня звукового давления в октавной полосе различных среднегеометрических частот, что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Установлено, что фоновые уровни звукового давления и уровень звука в ночное время (при выключенном вентиляционном оборудовании) изначально превышают допустимые уровни (ДУ), установленные СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Согласно п.3.4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.
Уровень шума, не соответствующий гигиеническим нормативам, может повлиять на здоровье граждан.
Просят обязать Администрацию Яйвинского городского поселения, юридический адрес: <адрес>, устранить нарушения в сфере санитарного законодательства, для чего обязать Администрацию Яйвинского городского поселения осуществить мероприятия по снижению фонового уровня шума на территории Яйвинского городского поселения в целях обеспечения благоприятной среды обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании представитель истца Полыгалов П.Г. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - администрации Яйвинского городского поселения с исковыми требованиями не согласилась, указав, что вины в нарушении требований санитарного законодательства администрации Явинского городского поселения нет. В полномочия администрации не входят обязанности по осуществлению мероприятий по снижению фонового уровня шума.
Представитель соответчика МУ « Спорткомплекс «Зевс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании директор данного учреждения ФИО8 с иском не согласился, пояснив, что пять лет назад проводилась экспертиза, которой было установлено, что шум в квартире ФИО7 соответствует требованиям нормативов. Полагает, что обстоятельства с тех пор не изменились. Вентиляцию в учреждении заменили на новую. С северной стороны осталась старая вентиляция, которую включают при аварийных ситуациях.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны и показания специалиста ФИО6, суд приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; а факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В силу положений ст. 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 55 данного закона устанавливает, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 57 данного закона, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаясь в суд, истец утверждает, что на территории Яйвинского городского поселения нарушены требования санитарного законодательства, что выразилось в том, что фоновые уровни звукового давления и уровень звука в ночное время на территории данного поселения изначально превышают допустимые уровни, установленные СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки».
Данные обстоятельства, истец основывает на том, что в квартире гражданина ФИО7 и на территории п. Яйва были проведены лабораторные испытания, на основании которых дано заключение эксперта, согласно выводам которого:
1. В жилой квартире собственника ФИО7 по адресу: <адрес>, зарегистрировано превышение фонового уровня звукового давления в следующих точках:
1) в период времени суток с 7.00 до 23.00 ч.: в точках измерений №1 (жилая комната, 1,5 м от окна), №2 (жилая комната, в центре), №3 (жилая комната, у двери) зарегистрировано превышение фонового уровня звукового давления на 3 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 8000 Гц, что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения".
2) в период времени суток с 23.00 до 7.00 ч. в следующих точках:
- Жилая комната, точка № 4. в 1.5 м от окна, зарегистрировано превышение:
- фонового уровня звукового давления на 0,6 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 250 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 3,6 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 500 Гц,
- фонового уровня звукового давлений на 7,2 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 1000 Гц,
- фонового уровня звукового давлений на 6,6 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 2000 Гц,
- фонового уровня звукового давлений на 8,6 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 4000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 13,2 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 8000 Гц,
- фонового уровня звука на 8,5 дБ,
что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения".
- Жилая комната, точка №5. в центре, зарегистрировано превышение:
- уровня звукового давления на 4,8 дБ в октавной полосе 500 Гц от технологического оборудования (вентиляционное оборудование);
- фонового уровня звукового давления на 3,1 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 500 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 9,1 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 1000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 8,7 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 2000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 8,9 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 4000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 13,3 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 8000 Гц,
- фонового уровня звука на 7,9 дБ,
что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения".
- Жилая комната, точка №6. у двери, зарегистрировано превышение:
- фонового уровня звукового давленая на 3,9 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 500 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 3,4 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 1000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 6,4 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 2000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 8,7 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 4000 Гц,
- фонового уровня звукового давления на 13,1 дБ в октавной полосе среднегеометрической частоты 8000 Гц,
- фонового уровня звука на 8,6 дБ,
что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения".
2. Согласно представленного протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ. разность между измеренным и фоновым уровнями шума составляет менее 3 дБА. Согласно п.2.6. МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой за стройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» использовать данные результаты для оценки недопустимо. Кроме того, фоновые уровни звукового давления и уровень звука в ночное время (при выключенном вентиляционном оборудовании) изначально превышают допустимые уровни (ДУ), установленные СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Таким образом, не представляется возможным оценить является ли работа вентиляционного оборудования МКУ СК «Зевс» источником повышенного шума в квартире собственника ФИО7 по адресу: <адрес>.
3. Согласно п. 3.4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму. Согласно представленного протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано превышение допустимого уровня шума в ночное и дневное время суток.
Таким образом, можно сказать, что уровень шума, не соответствующий гигиеническим нормативам, может повлиять на здоровье граждан.
Оценивая данное заключение эксперта, суд приходит к выводу, что действительно в квартире ФИО7 и в районе жилой застройки на территории п. Яйва, фоновые уровни звукового давления и уровень звука в ночное время изначально превышают допустимые уровни шума даже при выключенном вентиляционном оборудовании МУ СК «Зевс», а в квартире ФИО7. и в дневное время.
Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО6 - эксперт, давший вышеуказанное заключение, пояснила, что при проведении испытаний действительно установлено нарушение санитарных правил, поскольку уровень шума не соответствует установленным требованиям не только в квартире ФИО7., но и в ночное время на территории Яйвинского городского поселения, поскольку измерения проводились и на территории жилой застройки в период времени с 23.00 до 07.00. При этом превышение фонового уровня шума в ночное время установлено даже при выключенном оборудовании МУ «Спорткомплекс «Зевс». Эксперт также пояснил, что установить источник шума не представилось возможным. Для определения источника шума, необходимо оценивать влияние каждого из источников, посредством проведения соответствующих измерений в действующем и недействующем режиме работы такого источника.
На основании данных выводов эксперта, суд приходит к выводу, что источником шума вентиляционное оборудование МУ СК «Зевс» не является и в данном случае его ответственность полностью исключается, что подтверждается и представленными суду паспортами вентиляционной системы о ее пригодности к использованию.
Суд учитывает, что нарушение допустимого уровня шума на территории Яйвинского городского поселения может быть вызвано самыми различными источниками (это могут быть и иные производственные объекты, расположенные на территории п. Яйва, общественный и индивидуальный транспорт и др.). При таких обстоятельствах возлагать на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность по осуществлению мероприятий по снижению фонового уровня на территории Яйвинского городского поселения суд, при отсутствии установленного источника шума и конкретного перечня мероприятий по снижению фонового уровня шума, суд не усматривает.
Доказательств того, что именно в результате неправомерных действий администрации Яйвинского городского поселения или иных лиц, за действия которых она может отвечать, допущено указанное нарушение санитарных правил, суду не представлено. Само по себе установление факта нарушения санитарных правил не влечет для данного ответчика соответствующих обязательств, поскольку доказательств того, что данные нарушения требований санитарных правил допущены данным ответчиком у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края об устранении нарушений в сфере санитарного законодательства и осуществлению мероприятий по снижению фонового уровня шума на территории Яйвинского городского поселения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.С. Петрова