дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савонькиной Ольги Борисовны к администрации Селемджинского района Амурской области о признании незаконным постановления в части снятия истца с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья, обязании восстановить истца в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учёт,
УСТАНОВИЛ:
Истец Савонькина О.Б. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Мать истца, ФИО1, в 2001 году была поставлена на учёт граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в последующем предоставляла документы для подтверждения права на получение указанной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Истец, как член семьи ФИО1, предоставила ответчику документы, подтверждающие её право на получение данной выплаты, на ДД.ММ.ГГГГ она находились в очереди под №. ДД.ММ.ГГГГ истец получила постановление администрации Селемджинского района № от 15 февраля 2019 года и уведомление № от 18 февраля 2019 года о снятии её с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с отсутствием механизма замены очередности другими членами семьи при получении социальных выплат. Вместе с тем, п.п.3 п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, право на получение социальных выплат сохраняется за членом семьи умершего гражданина с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления. При таких обстоятельствах, просит суд признать незаконным постановление администрации Селемджинского района № от 15 февраля 2019 года «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части касающейся истца, обязать администрацию Селемджинского района восстановить её в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет 01.03.2001 года под №.
Истец Савонькина О.Б. и третьи лица на стороне истца Савонькин А.В., Савонькина М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть указанное дело в их отсутствие, при этом третьи лица, действующие на стороне истца, в письменных заявлениях указали, что против удовлетворения исковых требований Савонькиной О.Б. они не возражают.
Представитель ответчика, администрации Селемджинского района, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие; из письменного отзыва следует, что 1.03.2001 года ФИО1 поставлена на учет в администрации Селемджинского района как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии; постановлением администрации Селемджинского района № от 15 февраля 2019 года «О снятии с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» ФИО1 и члены её семьи сняты с указанного учета в связи со смертью ФИО1 На момент смерти ФИО1 в 2004 году отсутствовала норма, регламентирующая право на получение жилищной субсидии за членом семьи умершего заявителя. Данная норма была введена в действие только с 1 января 2012 года при внесении изменений в ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, при этом не было указано, что данные изменения распространяются на ранее возникшие отношения. Учитывая, что данные изменения вступили в законную силу с 1 января 2012 года, а истец с настоящим иском обратилась только в 2019 году, по мнению ответчика, истцом пропущен срок исковой давности. Кроме того, если у граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилищной субсидии после снятия с учёта, вновь возникло право на получение данных выплат, их повторная постановка на учёт производится на общих основаниях. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, отдела градостроительства и архитектуры администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не предоставил. Из письменных возражений следует, что ФИО1 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья постановлением администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании подпункта «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получении социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, - в связи со смертью. На момент смерти ФИО1 действовало Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (с изменениями от 24.10.2005 года) в котором не было предусмотрено сохранение очереди за членами семьи умершего гражданина, данная норма введена постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 561 и вступила в действие только с 01.01.2012 года. Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. ФЗ от 25.10.2002 г. № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ), отсутствует указание на применение к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу. В связи с чем, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив исковое заявление и позицию сторон и третьих лиц, что представлено в соответствующих письменных отзывах, исследовав имеющиеся по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», действующим на момент постановки ФИО1 на учёт (07.04.1999 года), предусмотрено, что правом на получение жилищных субсидий предоставляемых за счет федерального бюджета обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст.5 вышеуказанного Федерального закона, членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, (далее - Положение) устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п.2 и п. 3 Положения, регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является матерью истца Савонькиной Ольги Борисовны, при этом ФИО1 состояла на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии с датой постановки с 01.03.2001 года с членами своей семьи: Савонькиной Ольгой Борисовной (дочь), Савонькиным Александром Владимировичем (зять), Савонькиной Марианной Александровной (внучка).
Так, согласно свидетельству о рождении серии I-ОТ №, Сафронова Ольга Борисовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1; согласно свидетельству о заключении брака серии I-ОТ №, выданному администрацией с.Ивановское Селемджинского района амурской области, ДД.ММ.ГГГГ между Савонькиным Александром Владимировичем и Сафроновой Ольгой Борисовной заключен брак, жене присвоена фамилия Савонькина.
Из свидетельства о смерти серии I-OT №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.Ивановское Селемджинского района Амурской области, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений, представленных отделом адресно справочной работы УМВД России по Амурской области, а также из материалов дела следует, что ФИО1 и её дочь Савонькина О.Б. были зарегистрированы по адресу <адрес>.
Согласно постановлению администрации Селемджинского района № от 15.02.2019 года «О снятии с учёта граждан, на получение социальных выплат для приобретения жилья», с учётом пояснений ответчика, изложенных в письменном отзыве на иск, ФИО1 снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи со смертью, при этом с данного учёта сняты и члены её семьи, в том числе Савонькина О.Б.
18 февраля 2019 года администрацией Селемджинского района в адрес истца Савонькиной О.Б. направлено уведомление о снятии ФИО1 с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи со смертью.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780) смерть гражданина является основанием для снятия его с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учёта подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учёта членов семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 1 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определён круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение прямо предусмотрена не была. Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство ни Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, ни соответствующее Положение в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержали.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объёме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Савонькина О.Б., как член семьи ФИО1, состоявшей на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии, но умершей до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, исходя исключительно из факта смерти её матери до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено.
Данных о получении Савонькиной О.Б. мер социальной поддержки за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах требование о признании незаконным постановления в части снятия истца с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья - подлежит удовлетворению.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ, если не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Материалы учётного дела ФИО1 содержат заявление истца Савонькиной О.Б., полученное ответчиком 14.02.2018 года, в котором истец просит администрацию Селемджинского района считать её в заявке по переселению из районов Крайнего Севера в связи со смертью её матери ФИО1 Из постановления администрации Селемджинского района № от 15.02.2019 года, с учётом письменной позиции ответчика, изложенной в отзыве, следует, что ФИО1 и члены её семьи, в том числе Савонькина О.Б., сняты с соответствующего учёта 15 февраля 2019 года, при этом каких-либо действий по снятию с учёта ФИО1 и членов её семьи с 2004 года (со дня смерти ФИО1) и до 15.02.2019 года (дата вынесения обжалуемого постановления) – не предпринималось, право истца до 15.02.2019 года нарушено не было.
Учитывая, что право истца на получение социальной выплаты на приобретение жилья было нарушено 15 февраля 2019 года, а с настоящим иском истец обратилась 5 апреля 2019 года, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности на обращение в суд Савонькиной О.Б. не пропущен.
Также суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что Савонькина О.Б. должна быть поставлена на учёт как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья на общих основаниях в связи с порядком, предусмотренным при повторной постановке граждан после снятия при вновь возникшем праве на получение данных выплат, вместе с тем у истца право на получение указанных выплат на момент её снятия с вышеуказанного учёта не было утрачено в силу закона, в связи с чем вновь не возникало, а продолжалось.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ответчиком не предоставлено доказательств того, что Савонькина О.Б. может быть снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по иным основаниям, либо подала заявление о снятии её по месту учёта, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Савонькиной Ольги Борисовны удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Селемджинского района № от 15 февраля 2019 года «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части, касающейся Савонькиной О.Б..
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области восстановить Савонькину Ольгу Борисовну в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт, то есть, с 01.03.2001 года в очерёдности, соответствующей указанной дате постановки.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В.Василенко