Дело №2а-526/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Сабитовой Э.Н.,
с участием административного ответчика Егорова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Егорову В.В,, Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании бездействия незаконным, об обязании разработать проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Егорову В.В. и Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ между Егоровым В.В. и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого Егоров В.В. принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,09 га, расположенный по адресу: <адрес> - земли лесного фонда, условный кадастровый №.
Согласно пп.«а» п.10 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема - передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пп. «в» п.11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор Егоров В.В. принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако ответчиком Егоровым В.В. до настоящего времени в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.
При этом, как установлено в результате проведенной проверки, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Егоров В.В. до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Егорова В.В. как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> - земли лесного фонда, условный кадастровый №; обязать Егорова В.В. разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская <адрес> - земли лесного фонда, условный кадастровый №, и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Представители истца и ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в судебное заседание не явились.
Представитель Министерства согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Егоров В.В. в судебном заседании иск признал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время он заключил с подрядной организацией договор на подготовку проекта освоения лесов, намерен в последующем отдать проект на экспертизу. Ранее этого не сделал, так как не знал о наличии у него такой обязанности, в Министерстве ему об этом не сообщали.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре прав на недвижимость имеются сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, назначение - участок лесного фонда, площадью 900 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена государственная регистрация аренды земельного участка с кадастровым номером № за Егоровым В.В. на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица МО «Чердаклинский район» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом мнения ответчика суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного ответчика, изучив материалы дела, дело правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоение лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Егоровым В.В. и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого Егоров В.В. принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,09 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда, условный кадастровый №.
Согласно пп.«а» п.10 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема - передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пп. «в» п.11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор Егоров В.В. принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанный договор прошел регистрацию в Управлении Росреестра в установленном законом порядке.
Однако ответчиком Егоровым В.В. до настоящего времени в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области арендатор до настоящего времени не был понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов.
Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, суд считает требование, заявленное истцом к Министерству сельского, лесного хозяйства, о признании незаконным бездействия, подлежащим удовлетворению.
Кроме того, на Егорова В.В., как арендатора лесного участка, суд возлагает обязанность разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на указанный участок.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая изложенное, с ответчика Егорова В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 150 руб. (300/2). Ответчик Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░